Асад Дуррани: Пакистан сможет помочь Афганистану только после ухода американцев
После убийства под Исламабадом главы «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена отношения между США и Пакистаном резко ухудшились. Вашингтон обвиняет Исламабад в поддержке террористов и нежелании бороться с экстремизмом, Пакистан отвергает эти обвинения и считает США дестабилизирующей силой в регионе. Американцы должны уйти из Афганистана и как можно скорее, только тогда появится возможность посадить противоборствующие стороны за стол переговоров, убежден бывший начальник Межведомственной разведки Пакистана генерал-лейтенант, Асад Дуррани (Asad Durrani), с которым побеседовал корреспондент «Ферганы».
- Отношения между Пакистаном и США за последнее время заметно ухудшились. В чем, по-Вашему, причины?
- Во-первых, начиная с сентября 2001 года, мы находимся по разные стороны баррикад. Американцы хотели произвести в Афганистане значительные перемены: поставить новое правительство и остаться там надолго. А Пакистан с самого начала был против любого военного присутствия: мы считали, что все должно решаться мирным путем и самими афганцами.
Вторая причина нашего расхождения с США заключается в том, что те, кто больше всего сопротивляется американской оккупации, – это люди, которые проживают в непосредственной близости от наших границ и связаны с нами этническим родством: они тоже пуштуны.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот фактор, что американская операция в Афганистане провалилась. Сопротивление США нарастает и приобретает все больше сторонников. В своем провале Америка обвиняет, во-первых, президента Афганистана Хамида Карзая, который, по ее мнению, не справляется со своей работой, неэффективно тратит деньги и не может мобилизовать военные ресурсы. Во-вторых, США обвиняют в своих неудачах Пакистан, так как его границы открыты и люди свободно передвигаются в ИРА и обратно. Американцы считают, что если бы они контролировали границы, тогда было бы больше порядка и они могли бы справиться с сопротивлением военными средствами.
- Как это охлаждение отношений отразится на обстановке в регионе?
- Конечно, это сильно ударило по Пакистану. Прежде всего, потому, что мы больше не можем эффективно участвовать в деле урегулирования конфликта в Афганистане, это не позволяет нам быть операторами политических проектов в ИРА. И я не вижу пока перспектив для улучшения отношений с США. Но, в целом, между всеми странами региона — Россией, Китаем, Индией, Пакистаном, Афганистаном, - отношения только улучшаются.
- По мнению некоторых аналитиков, внутренний конфликт в Афганистане во многом обусловлен отсутствием общенациональной идеи, способной объединить различные этнические, региональные и политические группы. Предпринимает ли правительство Пакистана какие-то шаги для того, чтобы посадить представителей противоборствующих сторон за стол переговоров?
- Пакистан готов это сделать и может это сделать, но есть условие, без которого такие переговоры не начнутся: мы должны точно знать день, когда из Афганистана уйдут иностранные войска. Пока они там и срок их ухода не определен, никто не может гарантировать вероятность таких переговоров. Нам нужны гарантии, в качестве которых может выступить решение, принятое на уровне американского правительства и ООН о том, что после такого-то числа иностранных войск в Афганистане не будет.
- Располагают ли другие государства инструментами, которые можно было бы использовать для того, чтобы покончить с американским присутствием в регионе?
- Самое главное - это общественное мнение США, оно должно убедиться в том, что афганцы могут договориться друг с другом самостоятельно и что США не способны добиться успеха и урегулировать конфликт военными способами. Кроме того, необходимо работать с союзниками американцев по НАТО - Германией, Францией и так далее, то есть, с теми странами, мнение которых Вашингтон не сможет проигнорировать. В этих странах бщественное мнение также имеет сильное влияние, и если оно будет убеждено, что военным силам надо уходить из Афганистана, эти страны начнут давить на США, это давление и станет инструментом для принятия такого решения.
- Означает ли ухудшение отношений между Пакистаном и США, что Пакистану понадобятся новые внешнеполитические партнеры?
- Пакистан никогда не был стратегическим партнером США, потому что стратегические партнеры - это те, у кого есть общие цели. У Исламабада и Вашингтона никогда не было общих целей, Пакистан всегда был вынужден идти в фарватере американской политики под угрозами военного, экономического давления, нам всегда говорили: «Делайте, как мы вам говорим, или вам будет плохо, а если будете нас слушаться, мы вам заплатим».
Страны, с которыми у Пакистана могут быть общие стратегические интересы, существуют - это Китай, Саудовская Аравия, Иран. С ними можно не только говорить о дружбе, но и вместе добиваться каких-то совместных целей.
- Может ли таким партнером для Пакистана стать Россия?
- Последние шесть месяцев показали, что Россия предпринимает какие-то шаги для сближения, например, в экономике. В принципе, у нас могут быть совпадающие цели в Афганистане, но пока в этом нет полной уверенности.
Записала Екатерина Иващенко
Международное информационное агентство «Фергана»