В Дубае обсуждают роли США и России в ситуации внутри и вокруг Афганистана
8 ноября в крупнейшем городе Объединенных Арабских Эмиратов Дубае началась международная экспертная конференция на тему «Афганистан в 2001-2011 годах: на пути к устойчивому обществу и государству». Во встрече принимают участие эксперты из Афганистана, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Ирана, Китая, Пакистана, России, США и Таджикистана.
Организаторами конференции выступили Общественное объединение «Афганский центр «Ариана»» (Алма-Ата, Казахстан), Автономная некоммерческая организация «Центр политических технологий «ПолитКонтакт»» (Москва, Россия), Центр исследования Афганистана и региона (Душанбе, Таджикистан). Цель международной экспертной встречи — анализ основных итогов особого для Афганистана и мира этапа — первой декады XXI века, как периода реализованных и упущенных возможностей и определения перспектив развития афганского общества и государства.
Заседание открылось докладом исполнительного директора АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт» Андрея Медведева на тему «Ситуация внутри и вокруг Афганистана с позиции общественной дипломатии». Медведев констатировал, что спустя десять лет, несмотря на пребывание в Афганистане иностранного военного контингента, а также вложенные в эту страну значительные финансовые средства, в ИРА так и не наступила долгожданная стабильность и не началось восстановление экономики. При этом, сказал Медведев, в России есть понимание того, что афганское общество, в котором до предела обострены религиозные, национальные, региональные противоречия, является обществом, часть которого готова двигаться в сторону европейских ценностей, а другая ратует за сохранение уровня родоплеменных отношений.
«В российском обществе и через 20 лет после вывода советских войск из Афганистана «афганский синдром» жив», - отметил Медведев. - «У российской политической элиты есть четкое понимание недопустимости какого-либо участия российского военного контингента в разрешении афганского кризиса. На основе собственного опыта в российском обществе в качестве аксиомы преобладает уверенность в том, что военная победа в Афганистане невозможна».
По мнению Андрея Медведева, никакого «ренессанса» движения «Талибан» в качестве политической силы, которой второй раз удастся сплотить пуштунское население, уже не будет.
«Наступило то время, когда пора отказаться от термина «талиб» в том понимании, как оно трактуется сегодня. То есть, разделить понятия «талиб» как выпускник медресе и «талиб», как член ИДТА (исламское движение «Талибан»), и тем более, «талиб» как выразитель интересов пуштунов Афганистана», - пояснил российский аналитик.
Он отметил, что «Россия смотрит на Афганистан с чисто прагматических позиций, в основном - через призму угроз собственной безопасности и безопасности своих соседей из числа республик бывшей советской Средней Азии. Можно сказать и таким образом, что сегодня основные цели России в Афганистане – это поставить заслон потоку наркотиков, особенно на территорию России, добиться мирного урегулирования в Афганистане и восстановления его нейтралитета».
Сегодня афганский вопрос представляет собой один из элементов целого комплекса непростых отношений России и США, подчеркнул Медведев. «Но ареной геополитического соперничества России с США служит не Афганистан, а республики бывшей советской Средней Азии. Давая в 2001 году согласие на использование США авиабаз в Узбекистане и Киргизии, Россия подчеркивала, что это военное присутствие должно носить временный характер. Однако сегодня на афганской территории США и НАТО развернули около 30 военных баз, из которых половину можно использовать для оказания военного давления на Россию, Китай, Иран и Индию».
«Сегодня в России часто высказывается идея о ее участии в индустриализации Афганистана. Однако это рассматривается исключительно как бизнес-проект для российских компаний, а не как помощь в целях развития. Россия не будет вкладывать собственные средства, она лишь готова работать на средства, выделяемые международным сообществом на восстановление Афганистана. Но где эти средства, где Россия и где гарантии безопасности для возможных российских инвестиций и ее граждан, которые могли бы принять участие в восстановлении афганской экономики? В этой связи Россия весьма заинтересована в восстановлении Афганистаном статуса постоянно нейтрального государства», - завершил доклад Медведев.
Советник президента Афганистана по делам племен Вахидулла Сабавун согласился с Медведевым, сказав, что афганское общество заинтересовано в российской помощи и не хочет американского присутствия.
«В нашей стране находятся американские военные базы, что позволяет американцам диктовать свои условия нашим властям. Власть Карзая не имеет своего мнения и находится под давлением внешних стран. Все это мешает нам решать вопрос стабилизации и принятия нашей страной нейтралитета», - заявил Сабавун. - «Нам необходимо объединяться. А для этого надо наладить отношения с соседями, разрешить национальный вопрос, вернуть видных политических деятелей, которые во времена нестабильности сбежали из страны».
Академик из Афганистана Хабибулла Рафии отметил, что уже в течение 32 лет ситуация в республике нестабильна, что привело к разрушениям, которые будет сложно восстановить.
«У нас уже нет никакой культуры, из-за войны закрыты все школы, образование в стране упало до нулевой отметки. У нас были телевидение, радио и свободная пресса, сейчас все это отняли талибы. Нестабильна ситуация и в соседнем Пакистане… Наш народ устал от войны и хочет, чтобы страна встала на ноги, а с соседями наладились отношения», - пояснил Рафии.
В свою очередь, политолог из Германии афганского происхождения Башир Пайвастун отметил, что сейчас самая важная задача афганского общества – это восстановление страны и избрание новой власти, которая должна работать по Конституции, а не под диктовку внешних игроков.
«В нашей стране множество проблем. Мы нуждаемся в помощи наших соседей, нам необходимо обратить внимание на межэтническую ситуацию, соседи не помогают нам, потому что считают Афганистан нестабильным государством, мы потеряли интеллектуальную и политическую элиту, которая покинула страну во времена нейтралитета. Я хочу призвать их вернуться на родину и помочь создать новое государство, так как нам надо создать центр по получению нейтралитета. И в этом вопросе без помощи соседей и политической элиты нам не обойтись. Пора убрать американские военные базы с земли Афганистана, мы устали от войны и хотим культурного развития нашей страны», - заявил Пайвастун.
Далее слово было предоставлено доценту Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Николаю Ежову, который напомнил, что кроме политики, в Афганистане надо обратить внимание на развитие экономики, в частности, на строительство дорог, энергетику и сельское хозяйство.
«Что касается политического развития страны, то страна начнет развиваться, только если все ее жители забудут свое родоплеменное происхождение и будут помнить только о том, что все они - афганцы, и наконец-то сядут за стол переговоров. Только при этом условии страна сможет идти вперед. Пока каждое племя живет само по себе, ничего хорошего эту страну не ждет. Не слушайте другие страны, а решайте сами, что вам нужно», - призвал Ежов.
Заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН (Москва) Виктор Коргун представил доклад «Вывод войск США из Афганистана: проблемы и решения».
«Подготовка вывода войск началась еще в феврале текущего года, однако есть все основания полагать, что они уходят не навсегда. США не скрывают, что в Афганистане у них есть также и экономические интересы. Войска уйдут, но военное присутствие останется, чтобы сдерживать Иран и Китай, а также сдержать утечку ядерного оружия из Пакистана. Эти опасения подтвердил визит в регион государственного секретаря Хиллари Клинтон. Кроме того, сейчас у США очень сложные отношения с Пакистаном, и Клинтон искала пути, на которых они смогут договориться и действовать сообща», - рассказал Коргун.
Он отметил, что во время визита в Душанбе и Ташкент Клинтон больше говорила на традиционные темы – об активном участии соседей Афганистана в его восстановлении, соблюдении прав человека и так далее. Однако прозвучала и новая идея – создание «Нового шелкового пути».
«Идея преследует цель закрепить политическое и иное доминирование Запада, в первую очередь, США в регионе после вывода войск НАТО, найти замену нарастающему влиянию ШОС, потеснить Россию и Китай», - объяснил эксперт. - «Новый шелковый путь - это модифицированный вариант «Большой Центральной Азии» эпохи Буша. Несмотря на смену названия, сквозь эту идею отчетливо проступают истинные цели США в регионе: получить прямой доступ к минеральным ресурсам региона посредством создания линий коммуникаций в обход России и Ирана. Также США стремятся обеспечить НАТО своего рода формальную, институциональную роль в региональной безопасности Центральной Азии».
Но, считает Коргун, такая идея изначально обречена на неудачу: «Довольно жестко против нее выступил Пакистан, который отметил, что ситуация в Афганистане радикально отличается от обстановки, сложившейся в Европе после холодной войны. Соседи Афганистана, по мнению Исламабада, могут играть лишь вспомогательную роль в обеспечении мира, и вместо создания новых механизмов лучше сосредоточиться на выполнении существующих программ мира. Аналогичные взгляды также выразили делегации России, Китая и Ирана».
Продолжая тему вывода войск, Виктор Коргун отметил, что «с учетом складывающейся ситуации в регионе можно полагать, что вывод войск США и НАТО не решит проблему, а лишь вызовет серию новых вызовов безопасности Афганистана и его соседей. Ситуацию могут даже осложнить попытки внерегиональных держав навязать свои схемы урегулирования кризиса, которые не совпадают с интересами стран региона. Поэтому, вероятно, следует ограничить участие Запада после 2014 года ролью фасилитатора регионального процесса».
Екатерина Иващенко, Дубай
Международное информационное агентство «Фергана»