Гузель Майтдинова: Формат «7+5» поможет создать в Афганистане демократическую структуру власти
- Какую роль могут сыграть соседние страны в деле обеспечения мира и стабильности в Афганистане? - с такого вопроса началась беседа собственного корреспондента ИА «Фергана» в Таджикистане Тилава Расул-заде с доктором исторических наук, профессором кафедры истории и теории международных отношений Российско-Таджикского Славянского Университета Гузель Майтдиновой.
- Кризис в Афганистане по-прежнему остается одной из важнейших проблем международной политики. Результатом антитеррористической кампании США стали активизация террористических группировок, многократный рост производства наркотиков, нелегальной миграции, незаконной торговли оружием и других угроз для безопасности как самого Афганистана, так и всех стран евразийского континента, - отвечает Г.Майтдинова. - Это заставляет соседние страны активизироваться, для них афганское урегулирование жизненно важно. По существу, в Афганистане происходит конфликт между представителями множества этнических элитных групп, усложненный этноконфессиональным фактором и внешним вмешательством, о котором в Душанбе на международном круглом столе «Конфликт и миростроительство в Афганистане: состояние и перспективы» говорили господин Азиз Арианфар, М.Расули, Латиф Пидром, Мариэт Д Соуза.
- Вы можете назвать основополагающие внешние факторы, которые влияют на обстановку внутри и за пределами Афганистана?
- Наиболее важные факторы, оказывающие влияние на Афганистан, - это США, НАТО, ЕС, Пакистан, Иран, Китай, Россия, страны центральноазиатского региона (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан), а также Индия.
С 2001 года в Афганистане находятся войска международной коалиции под эгидой ООН и ISAF. Война идет на всей территории Исламской Республики, коалиционные войска оказались не в силах обеспечить мир в стране. Становится очевидным, что мир в Афганистане нельзя установить военным путем.
Серьезное влияние в стране сохранили Пакистан и Иран, определенными возможностями располагают Россия, Таджикистан, Узбекистан, Индия. Причем три ядерные державы – Китай, Индия и Пакистан - частично расположены в Центральной Азии и непосредственно граничат с нестабильной страной. А Ирану, Таджикистану, Туркмении и Узбекистану, тоже имеющим общие границы с ИРА, для реализации своих национальных интересов крайне необходима стабилизация и демилитаризация соседней страны.
До 2001 года в ООН сотрудничала контактная группа по афганской проблеме, в которую входили граничащие с Афганистаном страны. Как отметил доктор Мохаммад Ашраф Расули, Таджикистан и другие соседние государства могут сыграть очень важную роль в политическом урегулировании афганской проблемы. Этот тезис подчеркнул и господин Ахмад Масуд.
- Вы говорили о формуле 7+5. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.
- Под этой формулой, прежде всего, подразумевают участие семи государств, имеющих общую границу с Афганистаном: это Таджикистан, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Туркмения, Узбекистан. Плюс - Россия, США, НАТО, ШОС, ОДКБ. Хотя подобный формат сотрудничества может быть осложнен конфронтацией Ирана и США и отсутствием взаимодействия двух стран в деле урегулирования афганской проблемы.
Впрочем, в истории отношений двух государств совсем недавно был прецедент: их сотрудничество принесло положительные результаты в действиях против «Талибана» в конце 2001 года. Учитывая новые тенденции мирового развития после 11 сентября 2001 года, Иран поддержал намерения США по проведению в Афганистане широкомасштабной антитеррористической операции, предложив Штатам сотрудничество в свержении власти талибов и ликвидации сети «Аль-Каиды» на афганской территории. При этом для нанесения ударов по позициям талибов и «Аль-Каиды» иранцы предоставили разведданные о местонахождении боевиков.
Но есть опасения, что, если формат сотрудничества 7+5 будет реализован, индо- пакистанские противоречия получат продолжение еще и в Афганистане, что может заметно осложнить ситуацию в регионе. Возможно, при этих обстоятельствах платформа ШОС будет способствовать сближению позиций и снижению напряжения в международных отношениях, в том числе между Индией и Пакистаном - для обеспечения региональной безопасности.
Большинство государств-членов формата 7+5 являются участниками либо наблюдателями в ряде региональных международных организаций, в частности - в НАТО, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Именно на базе региональных организаций, участники которых остро испытывают влияние афганского конфликта на свою безопасность и объективно заинтересованы в мирном разрешении проблемы, может быть построен процесс афганского урегулирования.
- В настоящее время страны региона, да и не только они, используют Афганистан как плацдарм для реализации своих геополитических интересов. Могут ли они отказаться от своих амбициозных целей?
- Сейчас очевидна интенсификация работы по мирному урегулированию афганской проблемы с учетом современных геополитических реалий. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане – одно из основных препятствий на пути к региональной интеграции и реализации наиболее приоритетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обеспечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуникациями. Хотя и существует контактная группа ШОС-Афганистан, но для координации усилий всех заинтересованных сторон в афганском мирном процессе необходим многосторонний формат сотрудничества - 7+5. А для этого необходимо выработать механизм процесса мирного урегулирования, а также тесное сотрудничество НАТО-ШОС-ОДКБ по урегулированию афганского процесса и по координации усилий в обеспечении региональной безопасности.
Необходимо усилить диалог ШОС-Афганистан, наладить эффективные консультации ШОС-США. Основу для активизации такого регионального сотрудничества создают общие интересы, такие, как борьба с террористическими сетями исламистов, организованной преступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана.
Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора. Еще в 2008 году эксперты Ю.Крупнов и А.Дереникьян предлагали идею формирования на Среднем Востоке единого экономического пространства, где должны стать общими инфраструктуры электроэнергетики, ирригации и обеспечения водой, управления транспортно-логистическими потоками, обеспечения перспективной занятости. Учитывая, что стабильное развитие региона возможно только при условии урегулирования афганского фактора, авторы концепции предложили комплексный план развития Афганистана. Они подчеркивают, что странам-соседям Афганистана необходимо помочь ему обеспечить прочную кооперативную безопасность и сформировать единый спокойный макро-регион, а для этого Афганистану должен быть гарантирован нейтральный статус.
- Какие задачи, стоящие перед правительством и народом Афганистана, Вы считаете важнейшими?
- Среди важных задач, которые необходимо решать в Афганистане в ближайшем будущем, во-первых, восстановление страны в качестве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое не только прекратит экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и станет модельным государством ускоренной индустриализации и развития. Во-вторых, обеспечение прочной кооперативной безопасности и стабильности в регионе.
Как предлагает господин А.Дереникьян, идеи развития Афганистана, проекты модернизации, механизмы их реализации должна предложить сама афганская элита. Как отметил господин Расули, Афганистану необходимо решить коммуникационные, энергетические, культурные проблемы. Наиболее оптимальным для регулировочного процесса представляется подключение возможностей соседних стран-членов ШОС - Таджикистана, Узбекистана, имеющих большое влияние на севере страны, а также членов и стран-наблюдателей ШОС.
Основным поставщиком зерна в Афганистан является Казахстан. Кроме того, 90 процентов электроэнергии поставляется из стран Средней Азии. Именно энергетический фактор является ключевым в комплексе геополитических проблем Афганистана. От обеспечения энергоресурсами напрямую зависит развитие экономики страны. Так, разработке месторождения меди Айнак китайским инвесторам мешают ограниченные энергоресурсы, а также необходимость полномасштабного археологического исследования находящихся здесь археологических памятников.
- Какую роль в урегулировании афганского конфликта может сыграть Таджикистан, который не только граничит с Афганистаном на тысячекилометровой полосе, но эти две страны объединяет один язык, вера, схожая культура и так далее. Во время гражданской войны 1992-1997 годов Афганистан предоставил убежище более 200 тысяч гражданам Таджикистана. А во время нападения талибов на северные районы Афганистана Таджикистан морально поддерживал правительство Бурханиддина Раббани.
- Таджикистан уже сейчас серьезно взаимодействует с Афганистаном экономически. Таджикистан планирует реализовать ряд проектов, которые могут содействовать развитию Афганистана, оказывает поддержку в развитии страны, готовя научные кадры (причем афганские ученые могут защищать свои диссертации на своем языке, а получать дипломы российского ВАКа; это пример взаимодействия трех государств – Таджикистана, Афганистана и России), специалистов различных отраслей хозяйства.
Реализация предлагаемых таджикской стороной проектов (таких, как строительство железнодорожной ветки Туркменистан-Афганистан–Таджикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства энергетического проекта ЛЭП CASA-1000, которая могла бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Пакистана) могла бы серьезно помочь развитию северной части ИРА, способствовать укреплению регионального взаимодействия и обеспечению безопасности.
Кроме того, в плане развития альтернативных коммуникаций и восстановления геополитической целостности Центральной Азии важно было бы обсуждение проекта возможного строительства через Ваханский коридор железной дороги, которая связала бы Афганистан с Таджикистаном, Пакистаном, Индией и Китаем. От таджикской границы до Пакистана - всего 23 километра через афганский Вахан.
Существует проселочная дорога до Пакистана, которой пользовались исторически. Возможно, стоило бы сделать из нее современную трассу усилиями набирающей силы стран «четверки» (Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Россия). Возможно, этот проект мог бы быть обсужден и реализован в рамках ШОС.
Кроме того, для обеспечения центральноазиатской безопасности очень важен огромный опыт Индии,Пакистана и Ирана по борьбе с контрабандой афганских наркотиков. Индия заинтересована в реализации своих коммуникационных и энергетических проектов на северном векторе своей внешней политики, но это возможно только при условии стабилизации Афганистана. Индия заинтересована в строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия), транспортного коридора «Север-Юг». Основными факторами, которые способствуют сближению Индии с другими государствами, отчасти являются проблема урегулирования ситуации в Афганистане, борьба против религиозного экстремизма, терроризма и наркотрафика.
- Теперь позвольте спросить Вас о роли двух соседей Афганистана, которые граничат с ним на востоке и западе.
- Пакистан и Иран, как страны-наблюдатели в ШОС, в силу многих общих цивилизационных основ тесно связаны с Афганистаном и имеют большое влияние в этой стране. Пакистан и Иран тесно работают с национальными, религиозными, политическими и военными группировками Афганистана, что явно свидетельствует об их намерении играть важную роль в стране в стратегической перспективе. В связи с изменением ситуации в Афганистане эти страны усилили свою деятельность в экономической области, хотя все еще сохраняется их воздействие на отдельные военно-политические группировки ИРА. В настоящее время создана пакистано-афганская комиссия на уровне министров, занимающаяся вопросами развития сотрудничества между ИРП и ИРА в области торгово-экономического взаимодействия, координации программ по восстановлению Афганистана.
Пакистан снял с местных экспортеров таможенные пошлины более чем на 33 наименования товаров(стройматериалы, продукты питания, лекарственные препараты, одежда, предметы домашнего обихода и так далее). Пакистан экспортирует в Афганистан бензин, ГСМ, удобрения. С 2002 года действует соглашение между государствами о транзитных перевозках, налажено сотрудничество в банковском секторе. Но принципиальным раздражителем двусторонних отношений остается нерешенная «проблема линии Дюранда». С самого начала восстановления «постталибовского» Афганистана Иран де-факто занял одно из центральных мест в подъеме афганской экономики. При этом, если остальные зарубежные доноры (США, Евросоюз, Япония и другие) участвовали, в основном, в восстановлении дорог, телекоммуникаций и связи, оказании гуманитарной помощи, то Иран направил средства в важнейшие для Афганистана области: сельское хозяйство и энергетику.
Одним из основных направлений ирано-афганского сотрудничества является помощь в восстановлении наземных путей сообщения. Интересы Ирана в Афганистане связаны, прежде всего, с укреплением влияния в западных провинциях страны, которые исторически относились к Персидской империи. В списке стран, в последние годы инвестирующих средства в экономику Афганистана, Иран прочно входит в первую пятерку. В настоящее время Иран является одним из ведущих торговых партнеров Афганистана, заметно потеснив соседний Пакистан. Очевидно, что в перспективе Иран и Пакистан через экономическую составляющую могут иметь возможность влиять на внутри- и внешнеполитические процессы нового Афганистана.
- Учитываются ли во время обсуждения афганской проблемы этно-племенные факторы?
- Стабильность в Афганистане можно обеспечить только путем переговоров и нахождения компромиссов, а также содействия экономическому развитию страны. При разрешении сложной афганской проблемы недостаточно внимания уделяется реально существующим сложным геополитическим факторам, существенно влияющим на обстановку в стране.
Как известно, афганцы не сформировались как единая гражданская нация, а политическая борьба в Афганистане неотделима от региональной, а также от межэтнических, межконфессиональных (сунниты и шииты) и внутриконфессиональных противоречий. По мнению бывшего министра-советника президента ИРА по делам племен Вахидуллы Сабоуна, «влияние старейшин племен, традиции этнических групп, настроения сотрудничества, братство, общая исламская и национальная культура, религиозная приверженность народа являются факторами, опираясь на которые можно достичь успеха в сотрудничестве ради установления мира в стране. Межафганское перемирие создало бы благоприятные условия для развития торговых, экономических отношений между восточными и северными соседними странами Афганистана».
Наращивая военное присутствие в Афганистане, внешние силы не добьются успеха, поскольку людские ресурсы республики и Зоны племен Пакистана неизмеримо больше. Зона влияния талибов составляет более 50 процентов территории страны.
- Учитывая реальную ситуацию в ИРА, многие эксперты предлагают объявить Афганистан нейтральной страной и укрепить данный статус международными пактами и соглашениями.
- Очевидно, нельзя игнорировать де-факто существующие геополитические реалии Афганистана, необходимо учитывать реально существующую децентрализацию страны, когда централизованная власть Кабула достаточно слаба на периферии.
Участники формата сотрудничества 7+5 могли бы способствовать созданию демократической, легитимной, устойчивой структуры государственного управления с учетом географических размеров страны, разнообразия ее этнического состава, истории, культуры, а также искусственно проведенных в прошлом границ и превращения Афганистана в некую буферную зону между сферами влияния великих держав ХIХ века - России и Англии.
Возможно, для эффективного управления необходимо создание в ИРА автономных районов, а самому Афганистану надо восстановить статус постоянно-нейтрального государства. Государства Центральной Азии заинтересованы в создании сильного, независимого Афганистана.
Если в 90-х годах прошлого века модели интеграции охватывали, в основном, государства только постсоветского пространства, то теперь ощутимо все большее стремление к укреплению геополитической целостности Центральной Азии. Пример тому – ШОС, в которую входят в качестве членов и наблюдателей почти все государства региона. Афганистан проявляет интерес к деятельности ШОС и выказывает намерение стать членом этой организации. В этом контексте представляются интересными предложения российской «экспертной группы Ю.Крупнова» по созданию Афганского фонда ШОС по разработке и реализации Комплексного плана развития Афганистана. Кроме того, предлагается созвать в Кабуле под эгидой ООН Международную конференцию «Мир и процветание в Афганистане», которая должна, по мнению экспертов, принять план восстановления мира в Афганистане и последующего развития страны, решить, какой должна быть структура политической системы ИРА, принять Комплексный план развития этой страны, разработанный экспертами ШОС.
ШОС в целом и ее отдельные участники, члены и наблюдатели, обладают значительным миротворческим опытом, в том числе опытом международного сотрудничества. ШОС может стать инициатором и гарантом внутриафганского переговорного процесса. Таким образом, только комплексное сотрудничество всех заинтересованных сторон в афганском урегулировании способно развязать «афганский узел» и обеспечить стабильность в регионе.
Беседовал Тилав Расул-заде
Международное информационное агентство «Фергана»