Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сайфулло Сафаров: «Межэтнические отношения - главная проблема Афганистана»

23.06.2011 13:35 msk, Екатерина Иващенко

Афганистан Интервью
Сайфулло Сафаров: «Межэтнические отношения - главная проблема Афганистана»

«Фергана» продолжает публиковать интервью участников международной конференции «Сценарии для Афганистана и трансформация региональной безопасности», которая прошла в Казахстане 9 и 10 июня 2011 года. Корреспондент «Ферганы» Екатерина Иващенко задала экспертам, участвовавшим в конференции, несколько вопросов, которые касаются межэтнических отношений в Афганистане, возможного нейтралитета страны и российско-афганских отношений. На вопросы «Ферганы» уже ответили Ахмад Вали Масуд и Азиз Арианфар. Сегодня с корреспондентом «Ферганы» беседует Сайфулло Сафаров, заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан.

- Насколько остро стоит в Афганистане проблема межэтнических отношений?

- Это самая главная проблема этой страны. Пока в Афганистане не будет решен национальный вопрос, другие проблемы тоже решены не будут. Никакие международные силы, никакое мировое сообщество не сможет ничего решить, пока сами афганцы не договорятся между собой, пока не поделят власть, центральную и местную. Конечно, на местном уровне это должно происходить на основе выборов, а на высоком уровне - с полным учетом интересов всех национальностей, которые проживают в Афганистане.

- Если источник всех проблем заключается в национальном вопросе, то почему там не займутся решением этой проблемы?

- Я думаю, потому что там нет интеллектуальной элиты, которая бы понимала важность именно этой проблемы. В Афганистане много умных людей, но они живут в разных частях страны или занимают противоречащие друг другу позиции. Я давно предлагаю организовать в Афганистане диалог между разными национальностями и религиозными общинами. Такие вопросы должна решать группа интеллектуалов, политиков, которые имеют национальный масштаб и думают о государстве. Диалог этот должен проходить не внутри Афганистана, а за рубежом, на территории нейтрального государства. Необходима поддержка мирового сообщества, поддержка доноров, которые бы тоже не имели каких-то афганских интересов.

- Как вы считаете, какая форма госустройства наиболее подходит Афганистану?

- Я думаю, что федеративная, потому что другие виды уже опробованы в истории страны. Конечно, монархическая форма правления когда-то имела успех, но в условиях современной модернизации, глобализации, информатизации, монархия для Афганистана – это прошлое. И то, что происходит во власти сейчас, - тоже прошлое. Эти модели государственного управления не смогли помочь афганскому народу разрешить конфликт, поэтому мне кажется, что наиболее действующий вариант – это вариант России, вариант США, Германии.

- В чем вы видите плюсы федерации?

- Во-первых, в том, что будет центральное национальное правительство, которое будет заниматься координацией. Во-вторых, каждая национальность будет сама решать свои вопросы и не будет иметь претензий к другой национальности. Хотя там много смешений, но каждая национальность на своей территории будет заниматься своими проблемами.

- Как вы относитесь к предложению о нейтралитете Афганистана?

- Один из вариантов стабилизации ситуации – это получить статус нейтральной страны, но делать это надо постепенно. Быстрый уход международных сил несет в себе опасность: конфликт в стране еще продолжается, талибы сильны, межнациональные противоречия есть. Необходимо поэтапно выводить военные силы: вначале в два раза сократить присутствующие войска, затем еще в два раза, и таким образом передать всю ответственность в руки афганской армии, образовать федеративное государство, принять новую конституцию, обозначить права всех национальностей на самоопределение и таким образом решить проблему. Надо на всех уровнях обсудить варианты, определить интересы всех сторон, а потом выборным, демократичным путем все решить.

- Сколько лет это может занять этот процесс?

- От трех до десяти лет, потому что здесь будет идти госстроительство, строительство нации, а это очень сложный процесс. Нужно, чтобы представители каждой национальности начали уважать единое единое государство, правительство, которое будет многонациональным. Сейчас в Афганистане нет доверия. Создали Высший совет мира во главе с Бурхануддином Раббани, к нему испытывает доверие определенной части населения страны. Если этот Совет начнет разрабатывать проекты, о которых я говорил выше, то все будет хорошо. Уже есть структура и деньги, теперь надо выбирать интеллектуалов и разрабатывать программу. Раббани не будет играть ни под Пакистаном, ни под Ираном, ни под США, Россией или Китаем. Это бывший президент, который пользуется авторитетом. Конечно, и против него выступают определенные группы, но сейчас это именно та личность, которая сможет объединить Афганистан.

- Возможно ли решить проблему наркопроизводства в Афганистане?

- Если начнется процесс получения Афганистаном нейтралитета, мы закончим строительство Рогунской ГЭС и обеспечим Афганистан электроэнергией, то вопрос наркопроизводства уйдет сам по себе. Почему? Потому что на севере Афганистана однажды уже смогли уничтожить все, Наджибулла (президент Афганистана в 1987-1992 годах) в Мазари-Шарифе ликвидировал наркопроизводство, а значит - можно, есть примеры! Во многих районах страны уже полностью ликвидировано производство мака. Его можно заменить производством винограда, шафрана, который раньше выращивали на территории Афганистана, можно растить оливки, цитрусовые. Необходимо выращивать то, что можно продавать другим странам. Я не говорю, что мы моментально избавим Афганистан от наркопроизводства, этот медленный процесс, но он когда-нибудь завершится. В Таджикистане в годы войны мы тоже выращивали мак, потом при помощи вертолетов, постоянно, почти 10 лет мы уничтожали плантации и, в конце концов, ликвидировали все.

- Каким вы видите будущее Афганистана?

- Я вижу эту страну стабильной и процветающей. Я не согласен с пессимистическими сценариями, потому что уверен: если над программами по восстановлению, индустриализации Афганистана будут работать умные люди, страна начнет подниматься. Необходимо построить много школ, поднимать уровень образования афганцев. Мне порой приходит крамольная мысль, что в Афганистане надо сделать кириллический алфавит, и тогда все быстро станут грамотными, то есть в течении пяти лет можно будет решить вопрос безграмотности афганского населения. С нынешним алфавитом это почти невозможно. Надо ввести кириллицу или латиницу. Американцам с англичанами, туркам и узбекам нравится латиница, нам с Россией - кириллица. Пусть проведут пилотный эксперимент. Таджикам дадут кириллицу, узбекам латиницу… И тогда афганцы смогут учиться в вузах Узбекистана, Таджикистана. Я не говорю о полной замене алфавита, но дать такой свежий воздух для каждой национальности Афганистана можно.

Беседовала Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»