Конференция «Сценарии для Афганистана»: Создание буферной зоны вдоль северных афганских границ необходимо для безопасности региона
9 июня 2011 года в Казахстане начала работу международная конференция «Сценарии для Афганистана и трансформация региональной безопасности». Организаторы - общественное объединение «Афганский центр «Ариана» (Казахстан) и «Общественный фонд Александра Князева». Среди участников и гостей конференции - политики и эксперты из Афганистана, представители экспертно-аналитического сообщества Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Китая, Ирана, Турции и других стран.
Первым с докладом на тему: «Афганистан: вызовы и угрозы для Центральной Азии» выступил главный научный сотрудник Казахстанского Института стратегического исследования Константин Сыроежкин. Он отметил, что афганский вектор уже много лет остается ключевым в ряду угроз безопасности для Центральной Азии. Эти угрозы проистекают как из социально-экономических и политических проблем развития самого Афганистана, так и обусловлены той геополитической игрой, в которой Афганистану и базирующимся на его территории боевикам отводится весьма специфическая роль.
На международной конференции «Сценарии для Афганистана и трансформация региональной безопасности», Казахстан.
По мнению эксперта, все угрозы можно разделить на три группы.
Первая группа угроз связана с пятью факторами, первый из которых - сохранение Афганистана в качестве основной базы подготовки террористов, в том числе тех, кто связан с террористическими и экстремистскими организациями, имеющими своей целью дестабилизацию ситуации в Центральной Азии, свержение действующих политических режимов и создание в ее пределах Исламского Халифата.
Во-вторых, возможно сохранение Афганистана в качестве основной базы по производству опия-сырца, а также основного поставщика героина и других наркотиков на мировые рынки транзитом через государства Центральной Азии.
В-третьих, возможно падение правительства Хамида Карзая и возвращение к власти движения «Талибан», что неизбежно повлечет за собой новый виток гражданской войны в Афганистане и угрозу дестабилизации в Центральной Азии.
В-четвертых, может произойти дальнейшее обострение ситуации в Пакистане, распад правящей коалиции, и есть перспектива попадания ядерного оружия в руки террористов. И, наконец, в-пятых, нужно помнить о неизбежном и довольно скором уходе США и подразделений ISAF из Афганистана, даже если они решат оставить там постоянные военные базы.
«Вторая группа угроз и вызовов не столь очевидна, - продолжил К.Сыроежкин. - Первый и самый опасный вызов военно-геостратегический; под предлогом борьбы с терроризмом США и НАТО за 10 лет создали в Афганистане ударный плацдарм, позволяющий при необходимости очень быстро развернуть мощнейшую группировку войск на южных рубежах СНГ. Во-вторых, планируемый перевод активных действий войск западной коалиции на север Афганистана и связанная с этим неизбежная активизация действий движения «Талибан» и боевых группировок других этнических групп вблизи границ СНГ. В-третьих, превращение Афганистана и Пакистана в единую зону нестабильности с перспективой обострения индо-пакистанского конфликта с большой вероятностью использования в нем ядерного оружия. В случае окончательного поражения западной коалиции и стремительного ее ухода из Афганистана произойдет превращение движения «Талибан» из террористической организации в национально-освободительное движение, служащее для всего региона Центральной и Южной Азии моделью того, как можно эффективно противостоять иностранным силам и свергать действующие политические режимы».
Далее Сыроежкин перечислил, что, по его мнению, должно делать ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) в сложившейся ситуации. Во-первых, финансировать социальные и инфраструктурные проекты на территории Афганистана. Во-вторых, оказывать содействие в борьбе с наркобизнесом в Афганистане, в том числе путем создания механизмов контроля вдоль афганских границ. В-третьих, необходимо создавать благоприятное внешнеполитическое окружение, максимально блокировав экспорт наркотических веществ и импорт в Афганистан прекурсоров, резко сузив внешнюю финансовую поддержку афганской оппозиции и создав условия, ограничивающие экспорт идей радикального ислама. Но основной целью должно стать создание мирной, свободной от наркопроизводства, буферной зоны вдоль границ стран - членов ШОС.
В свою очередь, эксперт из Узбекистана Олег Столповский отметил, что сохраняющаяся нестабильность в Афганистане, способная в любой момент перекинуться на соседние страны, в том числе и в центральноазиатские республики, вызывает вполне закономерное стремление государств региона соблюдать интересы собственной национальной безопасности. В этой связи в экспертных кругах сегодня обсуждается идея создания «пояса безопасности» («санитарного кордона») в северных провинциях Афганистана. Раз Кабул слабо контролирует большинство районов и провинций Афганистана, то в интересах безопасности стран Центральной Азии и России было бы правильно способствовать созданию в северных афганских провинциях зоны стабильности, которая стала бы своеобразным буфером на пути распространения последствий внутриафганского конфликта на соседние государства.
О.Столповский уверен, что сегодня есть ряд объективных факторов, которые могут способствовать созданию этой буферной зоны: «Первый фактор - традиционные исторические связи между северными провинциями Афганистана с соседними государствами, где по обе стороны границы проживают представители одних и тех же этнических групп (таджики, узбеки, туркмены, киргизы). Второй фактор - продуктивные отношения, которые уже сложились у Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и России с региональными лидерами и руководителями афганских военно-политических группировок, которые, как правило, являются представителями национальных меньшинств Афганистана. Третий фактор - заинтересованность населения северных провинций в укреплении экономических связей с центральноазиатскими республиками, в оказании помощи в развитии энергетической, сельскохозяйственной, ирригационной и транспортной сфер. Тем более что основные маршруты с уже имеющейся инфраструктурой, связывающие север Афганистана с внешним миром, в основном проходят через территории государств Центральной Азии».
На международной конференции «Сценарии для Афганистана и трансформация региональной безопасности», Казахстан.
«Хотя прошло 10 лет после начала присутствия коалиции в Афганистане, до сих пор нет признаков того, что первоначальная цель искоренения терроризма достигнута,- считает учредитель Фонда «Ахмад Шаха Масуда» Ахмад Вали Масуд. - Более того, в последнее время мы слышим о мирных переговорах с «Талибаном». Искоренение терроризма в Афганистане не должно быть только нашей проблемой, это общая международная задача. Внутри Афганистана происходят серьезные изменения, центральное правительство очень слабо, остро стоит проблема наркотиков, коррупции, есть глубокие социальные проблемы».
Вали Масуд особо подчеркнул, что «гибель Усамы бен Ладена – вероятно, это победа для правительства США, но не для нас или международного сообщества».
По мнению Ахмада Вали Масуда, причина постоянных конфликтов, возникающих в Афганистане, в том, что каждый раз происходит попытка сконцентрировать всю власть в руках одного человека, что не дает возможности другим людям и политическим силам участвовать в управлении страной. «Нам необходима определённая децентрализация власти, делегирование полномочий в провинции, при условии, конечно, сохранения единого Афганистана», - уверен Ахмад Вали Масуд.
«30 лет постоянных войн и разных правящих режимов привели к появлению совершенно нового Афганистана. А потому необходимо находить баланс между новыми силами и давать им шанс для участия в нормальной политической жизни. Нам необходимо создать структуру, в которой каждый может жить согласно своим ценностям. Необходим консенсус внутри самого общества в Афганистане, между разными народностями и политическими силами», - заключил свое выступление Ахмад Вали Масуд.
На международной конференции «Сценарии для Афганистана и трансформация региональной безопасности», Казахстан.
Региональный координатор Фонда имени Фридриха Эберта (Германия) Вульф Лапинс отметил, что после уничтожения Бен Ладена возникли острые дискуссии по срочному выводу войск, ведь с точки зрения международного права задачей военного контингента ISAF было именно уничтожение Бен Ладена.
«С нашей точки зрения, Афганистан остается падающим государством, которое несет угрозу безопасности всего региона. Реабилитация и взаимодействие различных групп «Талибана» из Афганистана и Пакистана свидетельствует о том, что эти угрозы еще остаются… Действительно, пакистанская армия использует Афганистан, чтобы воздействовать на Индию и использовать это в случае возникновения военной конфронтации».
«Представители американской дипломатии и «Талибана» стали регулярно встречаться при посредничестве немецкой стороны, - отметил Лапинс. - Однако я сомневаюсь, что возможно достижение договоренностей с «Талибаном» в формате международного права».
На международной конференции «Сценарии для Афганистана и трансформация региональной безопасности», Казахстан.
Бывший директор РИСИ, ректор Академии труда и социальных отношений (Россия) Евгений Кожокин выступил с докладом на тему «Афганистан в контексте глобальной политики».
«Сейчас понятие «Большой игры» относительно происходящего в Афганистане ни о чем не говорит, пора искать новое определение создавшейся ситуации, - сказал г-н Кожокин. - Сложность заключается в том, что имеется огромный разрыв между военным потенциалом одной державы - США - и других держав, включая Россию. Это разрыв в военно-техническом потенциале продолжает увеличиваться. В то же время экономический потенциал США уменьшается. Что касается увеличившегося военного разрыва, то я обращу внимание на один момент стратегии США - это создание глобальной системы противоракетной обороны. Европейская ПРО - сегмент глобальной ПРО США. Возникла ситуация, когда никто, ни одна страна, включая союзников Америки, не могут обеспечить сдерживание США. С этой точки зрения имеет большое значение, когда будет решаться вопрос Афганистана, сейчас или после создания американской системы ПРО».
Е.Кожокин продолжил: «Афганистан для США является уникальной военно-технической лабораторией. Очевидно, что значительная часть военного истеблишмента США будет сопротивляться уходу из Афганистана. Это исключительно важный плацдарм для давления на Китай, Индию и Россию…
Что касается региональных проблем, то я считаю, что приход Китая как инвестора является небольшим, но существенным движением по вовлечению Афганистана в региональные связи. Я говорю о строительстве железной дороги и так далее. Не только западные страны начинают работать на стабилизацию ситуации в Афганистане, этой стабилизации нельзя добиться без вклада региональных держав. Но здесь не надо ограничиваться странами-членами ШОС и ОДКБ. Иран тоже можно считать важным партнером», - сказал Е.Кожокин.
По его мнению, «внутриафганский диалог исключительно важен. Важно, чтобы представители других национальностей могли вести диалог с пуштунами. Надо искать возможности для диалога, отсекая только крайних радикалов», - отметил Кожокин.
Директор Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана Султан Акимбеков подчеркнул, что последние 20 лет идет процесс интеграции Центральной Азии, во время которого должны восстанавливаться связи с исламским миром, в том числе и с Афганистаном.
«Мы должны учитывать опыт Афганистана, который стал полем боя между великими державами, - сказал Акимбеков. - На примере Афганистана можно увидеть, как одна страна может распасться на части, и как сложно их потом собрать… Главным результатом ввода войск стало то, что установился баланс между различными этническими сообществами страны, и если завтра не будет этого фактора арбитража, то не исключено начало конфликта. Позиция США в Ираке и Афганистане имеют сильную поддержку именно внутри страны, жители этих стран навряд ли будут рады их уходу, поэтому вывод войск вряд ли возможен. Американский арбитраж будет сохраняться», - уверен Акимбеков.
По мнению эксперта, Афганистан является так называемым «предпольем», потому что главное сражение США идет за центральноазиатский регион, который является наиважнейшим для двух стран – соперников США: Китая и России. Таким образом, если США решат вопрос с Афганистаном, они решат и вопрос и с Центральной Азией.
На этом утреннее обсуждение закончилось.
Екатерина Иващенко (Алма-Ата)