Центральная Азия: «Большая Игра» за воду
От редакции: Пока все мировое внимание сфокусировано на ценах на нефть и другие энергоносители, именно вода по-прежнему остается и может стать еще более важным фактором региональной нестабильности и причиной конфликтов. По данным Международного Института управления водными ресурсами (International Water Management Institute), одна треть населения земного шара будет испытывать недостаток в воде. По мнению авторов доклада, опубликованного сегодня на сайте независимой аналитической организации "The Power and Interest News Report" (PINR), в XXI веке именно Азия может стать территорией глобальных водных конфликтов. Часть доклада "Грядущие водный войны в Азии", имеющую отношение к интересующему нас региону, мы предлагаем читателям в русском переводе.
Центральная Азия: «Большая Игра» за воду
Перевод © ИА "Фергана.Ру"
Международное внимание к Центральной Азии сосредоточено на ее нефтяных и газовых запасах и ее роли в войне с терроризмом. В тоже время регион является родиной нескольких давнишних водных споров, которые имеют все шансы стать причиной дестабилизации обстановки в регионе.
Хотя Центральная Азия и богата водными ресурсами, более 90 процентов их объема сконцентрированы в Кыргызстане и Таджикистане, где протекают две главные реки региона - Сырдарья и Амударья. В то же время, Узбекистан и Казахстан являются главными потребителями воды в регионе, причем на долю Узбекистана приходится более половины потребляемых водных ресурсов. Кыргызстан и Таджикистан контролируют водные ресурсы, которые требуются для других государств Центральной Азии. Однако государства, в которых находятся верховья рек, рассматривают воду как стратегический товар, поскольку они бедны другими ресурсами и используют воду для производства электроэнергии для собственных нужд.
Рост потребления воды в регионе продолжается с 60-х годов, в течение которых Советы построили обширную сеть каналов и водохранилищ, чтобы увеличить производство хлопка в регионе. Согласно советскому плану, энергосистемы в регионе были объединены в единую сеть так, чтобы республики в верховьях рек могли экспортировать электроэнергию в республики в низовьях в течение зимы и импортировать ее в течение лета, когда вода использовалась для хлопкового производства.
После обретения республиками Центральной Азии независмости и вследствие развала советской системы стали возникать трения. Водный поток, идущий к государствам, находящимся в низовьях, ослаб, что весьма ощутимо сказалось на производстве хлопка, вынуждая снижать потребности летом; в то же время республики из низовьев не захотели ответить пониманием потребностей в газе и угле государств в верховьях, особенно во время морозных зим. Рост потребления воды в регионе также уменьшил уровень воды в Аральском море, которое питает Сырдарья и водные системы реки Амударьи. Хотя государства и создали в 1992 году Межгосударственную Комиссию по контролю воды, они были не в состоянии эффективно управлять этим водным механизмом. Вкупе с другими проблемами (межгосударственными напряженными отношениями по спорным границам, спорами за энергетические ресурсы региона и нестабильной обстановкой внутри самих государств), происходящими по причине бедности, авторитарного правления и религиозного экстремизма, водные споры могут стать потенциальным толчком к региональному конфликту.
Другой источник дестабилизации - отсутствие соглашения по правовому статусу Каспийского моря между пятью прибрежными государствами (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения). Каспийское море - самый большой в мире внутренний водный объект. Море богато как осетром, источником для производства икры, как и запасами углеводородов. Общий объем нефтяных запасов (разведанных и возможных) составляет 235,7 миллиардов баррелей, а газовых запасов (разведанных и возможных) - 560 триллионов кубических футов, согласно информации Энергетической Информационной Администрации США.
До краха Советского Союза Каспийское море было поделено между Ираном и Советским Союзом на основе Договора о дружбе 1921 года и Соглашения о Торговле и Навигации 1940 года. Но некоторые проблемы остались нерешенными, например, защита окружающей среды и развитие ресурсов морского дна. Также не была достигнута договоренность о том, считать ли Каспий морем или озером. В одном случае это привело бы к равному разделу Каспия, согласно Морской Конвенции ООН, в другом - к использованию механизма совладения.
После краха Советского Союза шесть прибрежных государств определили свои позиции по статусу Каспийского моря, отличные друг от друга и откорректированные с учетом растущей важности энергоресурсов в регионе. Примечательно, что Россия, Казахстан и Азербайджан одобрили разделение водной поверхности и морского дна, основанного на принципе "срединной линии", которое было отклонено Ираном и Туркменией. Кроме того, Россия одобрила двусторонний "поэтапный" подход к решению спора, в то время как Иран предпочел вариант многостороннего совладения, по которому все пять прибрежных государств договариваются о совместном развитии ресурсов морского дна, совместном освоении или справедливом разделе акватории моря. При дележе моря, используя принцип срединной линии, дно было бы распределено между Казахстаном, Азербайджаном, Россией, Туркменией и Ираном, они получили бы 28, 21, 19, 18 и 13,6 процентов, соответственно; если же был бы принят принцип совладения, поддерживаемый Ираном, каждое государство получило бы по 20 процентов морского дна.
В будущем напряженность будет лишь повышаться, превращая регион в глобальную энергетическую горячую точку. С вводом в строй трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан в июле 2006 года и в связи с дискуссиями о протяжении его до Казахстана, Соединенные Штаты имеют законное право поддержать позиции Азербайджана и Казахстана в Каспийском споре. Одновременно Россия выступила против этого проекта трубопровода, который подрывает ее монополию на транспортировку энергоресурсов из региона.