Виктор Духовный: «В повороте сибирских рек Россия может быть заинтересована не меньше Узбекистана»
Фото © Фергана.Ру
- В условиях дальнейшего изменения климата и роста населения Узбекистан после 2030 года не сможет обойтись без привлечения дополнительных водных ресурсов, - заявил ИА «Фергана.Ру» директор научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (НИЦ МКВК), эксперт Всемирной продовольственной организации (FAO) ООН профессор Виктор Духовный.
Согласно расчетам, сделанным специалистами еще в прошлом веке, собственных водных ресурсов Узбекистану даже в условиях строгой экономии должно было хватить только до 2005 года. Однако, общий спад экономики, наблюдавшийся в странах Центральной Азии в первые годы после распада СССР, существенно сократил водопотребление. Интенсивное таяние ледников Памира и Тянь-Шаня при глобальном потеплении климата также отсрочило наступление острого дефицита воды. Но к 2020 году, когда горные ледники, питающие истоки Амударьи и Сырдарьи, утратят значительную часть своего объема, ситуация с нехваткой воды в регионе обострится. В Узбекистане, где сегодня на одного человека приходится 0,16 гектаров орошаемых земель, при норме FAO - 0,2 гектара, увеличивать площади орошаемого земледелия будет чрезвычайно трудно. Придется изыскивать дополнительные ресурсы и для того, чтобы обеспечить жителям норму ежедневного потребления питьевой водыОтвечая на вопрос об отношении к, «похороненному» еще в конце 80-х годов, проекту поворота сибирских рек в Центральную Азию, профессор Духовный сказал, что, по его мнению, в ближайшем будущем Россия и Казахстан могут оказаться заинтересованными в его возрождении не меньше, чем Узбекистан.
- На сегодняшний день юг Сибири, Челябинская и Оренбургская области уже испытывают дефицит воды. Угольные месторождения на севере Казахстана также расположены в крайне маловодной местности. Кроме того, если изменения климата будут развиваться по сценарию глобального потепления, увеличение стока сибирских рек может привести к затоплению нефтяных полей на севере, и продолжение нефтедобычи потребует экстремальных затрат в десятки миллиардов долларов на обвалование месторождений или добычу углеводородов «морским способом».
- При высокой себестоимости продукции сельскохозяйственного производства Узбекистан в настоящее время не смог бы эффективно рассчитываться за «экспорт» воды из Сибири, но, возможно, в последующие десятилетия переброска стока сибирских рек на юг станет актуальной для экономики самой России.
При этом профессор Духовный подчеркнул, что в ближайшее время необходимо сконцентрировать внимание на сбережении поливной воды, совместном решении трансграничных водных проблем в Центральной Азии и внедрении системы интегрированного управления водными ресурсами (ИВУР), подразумевающей общественное участие в управлении водопользованием.
Круглый стол специалистов МКВК и журналистов состоялся 9 июня в Ташкенте и был посвящен проблемам маловодья. Непосредственным поводом для встречи послужила оценка экспертами ситуации в бассейнах рек Амударья и Сырдарья в 2006 году, где, после двух лет изобилия и вопреки оптимистичным прогнозам синоптиков, отмечается относительный дефицит речного стока.
Согласно докладу начальника отдела водопользования Бассейнового объединения (БВО) «Амударья» Олега Лысенко, по основным показателям нынешний год близок к средней водности, хотя поступление по некоторым притокам Амударьи заметно ниже, чем в 2004 и 2005 годы. На сегодня запасы воды в Туя-Муюнском водохранилище составляют около 4,6 кубических километров, чего, при рациональном использовании, должно хватить на орошение полей в период вегетации. Кроме того, после 20 июля, когда усилится таяние снегов на Памире, ожидается очередной паводок. По предварительным оценкам экспертов 2006 год для Узбекистана не будет особенно маловодным, и ситуация острого дефицита поливной воды, подобная аномальной засухе 2000 года не повторится.
Вместе с тем, эксперты отметили, что за последнее десятилетие природные режимы стока Амударьи и Сырдарьи, имеющие естественные колебания - 2-3 многоводных года на 2-6 маловодных лет, подвержены резким стихийным пикам, которые сложно прогнозировать. В прошлом году узбекским водникам было нелегко справиться с паводками на Амударье и Сырдарье. А летняя засуха 2000 года развилась неожиданно, вопреки благоприятным прогнозам, после относительно благополучной весны.
В целом по региону среднегодовая температура и сухость воздуха продолжают расти. Также вызывают опасения намерения стран Центральной Азии, расположенных в верхнем течении рек, при низких ценах на сельхозпродукцию на мировом рынке предпочитать сбережению воды для поливного орошения более рентабельную выработку электроэнергии.
В таких условиях особенно актуальным становится внедрение в регионе Центральной Азии интегрированного управления водными ресурсами (ИВУР), провозглашенного одной из главных целей нового тысячелетия на генеральной сессии ООН в 2002 году. ИВУР подразумевает отказ от административного принципа управления водой и создания общественных органов управления по гидрографическому принципу - советами водопользователей, создаваемыми по руслу каждой реки или оросительного канала.
В Узбекистане пилотный проект ИВУР реализуется МКВК с 2001 года на Южно-Ферганском канале при финансовой поддержке Швейцарского агентства по сотрудничеству и развитию. Но финансовые возможности ограничивают инициативу узбекских фермеров по самостоятельной эксплуатации ирригационных сооружений. Требуются государственные дотации. Имеются и правовые проблемы. Эксперты МКВК считают, что необходимо скорейшее принятие закона об общественных советах водопользователей.