Лидера «Солнечной коалиции» Санджара Умарова приговорили к 10 годам заключения
Сегодня в ташкентском городском суде по уголовным делам состоялось оглашение приговора Санджару Умарову и трем сотрудникам автозаправочных станций, проходящих с ним по одному делу. Подсудимые были признаны виновными по всем пунктам предъявленных обвинений и приговорены к различным срокам лишения свободы. Самый большой срок заключения получил Санджар Умаров - 10,8 лет.
Последнее заседание суда по делу руководителей «Солнечной коалиции» ознаменовалось беспрецедентными доселе мерами безопасности. Посетителям пришлось преодолевать тройное кольцо проверки, демонстрируя содержимое карманов и сумок, а главное – отсутствие фотоаппаратов и диктофонов. В коридоре дежурили несколько вооруженных до зубов солдат, а трое солдат в полной боевой выкладке – в касках, бронежилетах и с автоматами – стояли в зале заседаний на протяжении всего времени, пока судья Закиржон Исаев зачитывал приговор.
«Умаров Санджар Гиясович обвиняется в создании организованной преступной группы, хищениях в особо крупных размерах, лжепредпринимательстве, должностном подлоге, неуплате налогов (перечисляется ряд статей УК), - читал З.Исаев. – Вместе со своим братом Аброром они создали и руководили преступной группой…»
Чтение приговора растянулось примерно на два часа. Ближе к концу судья пояснил, что суд отвергает как необоснованные доводы защиты, настаивавшей на том, что С.Умаров не занимал никаких материально-ответственных должностей в компаниях, руководство которыми ему приписывается, следовательно, его нельзя обвинять в должностном подлоге, неуплате налогов с доходов этих компаний и т.д. З.Исаев, заявил, что Санджар Умаров создал преступную группу, поэтому, его судят не как руководителя ряда компаний, а как создателя и руководителя преступной группы.
«Обстоятельствами дела установлено, что Умаров организовал преступную группу, которая с 1996 по 2005 год осуществила ряд преступных деяний», - зачитывал он. «Также Умаров с участницей преступной группы Хидоятовой разработали план преступных умыслов…»
В итоге участники «преступной группы» получили следующие сроки. Сам Санджар Умаров был приговорен к 14,5 годам заключения (с применением амнистии и сокращением этого срока на четверть – до 10,8 лет) с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в течение трех лет. Суд также постановил взыскать с него 353 миллиона сумов (примерно 300 тысяч долларов) и 8 миллионов долларов, а в погашение ущерба обратить в доход государства движимое и недвижимое имущество СП «Нефтегазтранс» и компаний «Миссисипи».
И.Усманов получил 10 лет (с сокращением срока по амнистии на треть), Р.Бабаджанов – 6 лет (с сокращением на треть), Д.Хасанбаев три года (с сокращением на треть). Помимо этого все они лишились права занимать материально-ответственные должности в течение трех лет. Суд также постановил обратить в доход государства внесенные родственниками Д.Хасанбаева на депозитные счета в банке 19 миллионов сумов и родственниками Р.Бабаджанова 20 миллионов сумов.
Р.Бабаджанов, в отличие от остальных, находившийся на свободе под залогом, и приходивший в зал суда самостоятельно, был тут же взят под стражу и помещен в металлическую клетку. Родственники подошли попрощаться с осужденными, остальные покинули зал заседаний.
«Я считаю, что не доказан ни один пункт предъявленных обвинений. Будем оспаривать», - заявил на улице журналистам защитник С.Умарова Виталий Красиловский.
По его мнению, текст приговора практически совпадает с текстом обвинительного заключения, подготовленного на основе материалов предварительного следствия. Суд не только не принял ни единого довода защиты, но, напротив, стал полемизировать с нею.
На этом серию судов над участниками андижанских событий, правозащитниками и оппозиционерами можно считать почти завершенной. Что касается судьи З.Исаева, принимавшего участие в закрытых судах над андижанскими мятежниками, а также осудившего на семь лет правозащитника Саиджахона Зайнабитдинова (тоже в закрытом режиме), то вполне очевидно, что к своим несомненным заслугам он может прибавить и осуждение руководителей «Солнечной коалиции».