Узбекские власти продолжают преследовать оппозиционеров и их родственников
Пятого ноября в Сырдарьинской области Узбекистана была предпринята попытка ареста Улугбека Ниязова, руководителя предприятия "Центрально-Азиатская семенная компания" и брата Нигары Хидоятовой - председателя незарегистрированной оппозиционной партии "Озод дехконлар".
Как стало известно, примерно в 9 часов вечера к многоэтажному дому, в котором проживает семья У.Ниязова, прибыло 10-15 сотрудников милиции в штатском, имевших санкцию прокурора области на арест предпринимателя. Его жена находилась в квартире одна и, боясь впускать их, вызвала по телефону Нигару Хидоятову. Прибывшие милиционеры предупредили, что если хозяйка не впустит их, то им придется выломать дверь.
Через некоторое время к дому брата подъехала Н.Хидоятова. Сотрудники милиции показали ей свои удостоверения и сообщили, что имеют санкцию прокурора на арест У.Ниязова. Н.Хидоятова объяснила, что ее брат уже несколько месяцев находится вне пределов Узбекистана, и предложила кому-нибудь из них войти в квартиру и убедиться, что там его нет. После того, как начальник сырдарьинского управления по борьбе с коррупцией лично осмотрел квартиру и не обнаружил в ней хозяина, сотрудники милиции удалились.
По словам Н.Хидоятовой, ее брат предвидел подобное развитие событий, поэтому еще несколько месяцев назад покинул Узбекистан.
- Что касается его компании, то нынешний премьер Мирзияев вместе с хокимом Сырдарьинской области специально ее банкротили, просто издевались над этой компанией, - говорит Н.Хидоятова. - Этот шикарный американский завод, построенный по последнему слову техники, находится недалеко от Гулистана. И они делали все, чтобы его обанкротить, поскольку этот завод идет в проекте переориентации хлопковой промышленности на частный бизнес. Но наши власти не могут позволить, чтобы хлопок ушел в частные руки, поэтому они сделали все, чтобы хлопок не поступал на этот завод. В последнее время доходило до того, что машины с хлопком, прибывающие на завод, по приказу хокима заворачивались в другую сторону, не давая доехать этому хлопку до завода. Не давали регистрировать контракты, и делалось всё это для того, чтобы показать, насколько неэффективно передавать хлопок в частные руки.
По мнению Н.Хидоятовой, приказ об аресте ее брата объясняется и хозяйственными и политическими мотивами. Во-первых, его компания осмелилась посягнуть на хлопковую монополию правящей верхушки, и после разрыва связей с США её было решено отнять. Во-вторых, это полностью укладывается в рамки проводящейся ныне кампании по преследованию правозащитников и оппозиционеров, в том числе путем оказания давления на их родственников.
Никаких комментариев от официальной стороны пока не поступало.