Бабур Маликов: «Нигора совершила ошибку, поставив на министра внутренних дел Закира Алматова»
"БАЗА В ХАНАБАДЕ ВЫГОДНА И США, И УЗБЕКИСТАНУ"
Бабур Маликов - внук руководителя Узбекистана сталинских времен Юлдаша Ахунбабаева. Бывший министр юстиции, бывший посол Узбекистана в США. В 1993 году тайно бежал из Ташкента через Россию в США, где попросил политического убежища. В 2003 году основал партию "Озод дехконлар", называет себя идейным лидером партии. Преподает узбекский язык в госдепартаменте США.
* * *
Впервые за свою историю антикаримовская оппозиция начала консолидироваться. Произошло это за десятки тысяч километров от Узбекистана, в Вашингтоне, на "круглом столе" оппозиции, в котором приняли участие большинство значимых деятелей: лидеры партии "Эрк" ("Воля") Мухаммад Салих, "Бирлик" ("Единство") Абдурахим Пулатов, "Озод дехконлар" ("Свободные земледельцы") Бабур Маликов и другие. Они объявили о созыве Всеузбекского курултая оппозиции. Сближение лидеров, последние годы занимавшихся только мелкими дрязгами, свидетельствует об одном - появилась сила, способная заинтересовать и объединить их для свержения режима Каримова. В Вашингтоне это могут быть только политэлиты США. Америка, долгое время не замечавшая нарушений прав человека в Узбекистане во имя "общей борьбы с терроризмом" в Афганистане, резко изменила позицию. Причины - ограничения, наложенные узбекскими властями на деятельность американской базы в Ханабаде, и особенно демарш Шанхайской организации сотрудничества. Каналы подпитки оппозиции разные - неправительственные фонды (например, Национальный демократический институт), сенатские комитеты, но в конечном итоге они замыкаются на госдепартаменте. Газета уже публиковала интервью лидера коалиции "Солнечный Узбекистан" Санжара Умарова. Нынешнее интервью Бабура Маликова - это своеобразный ответ на него "оппозиции в изгнании". С Маликовым специально для Газеты беседует Санобар Шерматова.
- Что могло произойти, раз лидеры "Эрк", "Бирлик" и вы вдруг заявили о сближении?
- Пришло понимание единства цели. Больше месяца назад инициативная группа разослала приглашения принять участие в подготовке Всеузбекского курултая оппозиции. Демократический конгресс, куда вошли 12 организаций - "Озод дехконлар", "Эрк", другие партии, принял решение участвовать в подготовке курултая. Раздумывает партия "Бирлик", хотя в "круглом столе" оппозиции Абдурахим Пулатов участвовал. Решаем вопрос - где, когда и на какие средства провести курултай.
- Цель курултая?
- Собрать всю оппозицию и выработать единую тактику действий. А то что получается? На последних парламентских выборах зимой этого года "Эрк" и "Озод дехконлар" призвали своих сторонников бойкотировать выборы. А партия "Бирлик" призвала соратников участвовать в выборах и выдвигать своих кандидатов в депутаты. Оппозиция должна действовать с единых позиций, если хочет победить.
- Вы назвали оппозиционеров-эмигрантов. Как насчет оппозиции внутри Узбекистана, той же "Солнечной" коалиции?
- Нет, она не вошла в демократический конгресс.
- Путаница получается. "Озод дехконлар", чьим лидером вы являетесь, входит в "Солнечную" коалицию и является членом демократического конгресса, в котором СК участвует.
- Я вообще не понимаю, с какой стати "Озод дехконлар" вошла в "Солнечную" коалицию. Никто не отменял устава партии, согласно которому такое решение надо было принимать консенсусом. На самом деле Нигора Хидоятова, являющаяся всего лишь исполнительным секретарем организации, приняла это решение самостоятельно. Партия не может быть частной лавочкой. Если Хидоятова приняла такое решение - это ее личное дело.
- Насколько мне известно, Нигора Хидоятова - ваша близкая родственница, племянница жены?
- Да, это так. Но она родственница и Санжара Умарова. Я не воспринимаю "Солнечный Узбекистан" как серьезную оппозиционную силу. Это фронда. Ребята решают личные экономические проблемы, при этом не скрывают больших политических амбиций.
- У меня создалось иное представление. Вы давно живете за границей, растеряли связи, а Умаров, находящийся на родине, оказался в более выигрышном положении. На него, судя по всему, сделали ставку как люди из окружения Ислама Каримова, так и отставные, но сохранившие влияние деятели.
- Я знаю, о ком вы говорите. Сегодня они поддерживают Умарова, завтра с таким же успехом поддержат другого. Ситуация меняется, особенно после андижанских событий. Кстати говоря, Нигора Хидоятова, будучи недавно в Киеве, призналась, что совершила ошибку, поставив на министра внутренних дел Закира Алматова. МВД опекает Хидоятову, это я точно знаю. Достаточно сказать, что водитель Нигоры, по совместительству ее телохранитель, это человек Алматова. Но где сейчас сам Алматов? После андижанских событий он вроде бы заболел, лечился, как говорят, в России, и сейчас обязанности министра исполняет его заместитель. Не удивлюсь, если впоследствии всю вину за гибель людей в Андижане возложат именно на Алматова. Я знал его лично, когда работал министром юстиции республики. Ничего плохого за ним не замечал.
- Мухаммад Салих заявил о том, что американская база в Ханабаде должна быть сохранена, поскольку таким образом узбекский народ знакомится с американским. А вы хотите сохранения базы?
- Не думаю, что через военную базу можно ближе знакомиться с каким-то народом. Но я согласен с Салихом - база должна оставаться в Ханабаде. Это выгодно и США и Узбекистану.
- Последняя новость: вице-премьер Рустам Азимов, считающийся либеральным политиком в окружении Каримова, понижен в должности до министра. В Ташкенте утверждают, что Азимов поплатился за связь с Умаровым.
- Возможно. Идет борьба группировок вокруг президента.
- Как, по-вашему, пойдут дальше события в Узбекистане?
- Каримов - не Ельцин, в отставку добровольно не уйдет. Значит, дворцовый переворот.
- Кто может его совершить?
- Те, кто не хочет идти ко дну вместе с президентом.
- Правда, что оппозицию, в частности партию "Эрк", с недавних пор стал финансировать бывший зять Каримова Максуди, который после развода потерял в Узбекистане миллионный бизнес?
- Мне об этом ничего не известно. С другой стороны, почему бы и нет? Оппозиция нуждается в деньгах.
- А что вы готовы предоставить взамен?
- Не вижу господина Максуди в качестве политика, который может занять высокий пост в Узбекистане после прихода к власти оппозиции. Если речь идет о бизнесе - пожалуйста.
Газета, 27.07.2005, с. 5