Прокурор потребовал приговорить Нодиру Хидоятову к двенадцатилетнему заключению
Вчера, 17 февраля, в Ташкентском городском суде закончились прения в рамках судебного слушания по уголовному делу Надиры Хидоятовой, координатора оппозиционной «Солнечной коалиции», которую Генпрокуратура Узбекистана обвиняет в преступлениях экономического характера.
Государственный обвинитель Г.Давлетов, настаивая на том, что вина подсудимой полностью доказана, потребовал приговорить ее к 12 годам лишения свободы. Адвокат подсудимой О.Бабенко, в свою очередь, обратил внимание суда на то, что вина его подзащитной абсолютно не доказана, а все доводы обвинения строятся не на фактах и документах, а на голословных заявлениях свидетелей, в связи с чем он просит признать ее невиновной и освободить.
По словам присутствовавших на заседании, когда прокурор зачитывал свою обвинительную речь, он несколько раз отметил, что Нодира Хидоятова признала свою вину. Однако сама подсудимая заявила, что никакой вины она не признавала и возражает против подобных подтасовок: «Я своей вины не признавала, не надо лгать!» Прокурор, не слушая, опустил глаза и продолжал читать дальше. После его речи Нодира Хидоятова сказала: «Я, конечно, всё понимаю, но лучше дайте мне высшую меру наказания. Я хочу, чтобы меня расстреляли, потому что не хочу жить в таком государстве».
О том, какое решение примет суд под председательством Закиржона Исаева, станет известно через неделю: вынесение приговора назначено на 24 февраля.
За несколько часов до оглашения позиции государственного обвинения в редакцию ИА «Фергана.Ру» постпила информация о том, что в Ташкенте может быть создан фонд поддержки координатора «Солнечной коалиции» Узбекистана Нодиры Хидоятовой. Интервью с инициатором создания такого фонда читайте в материале, подготовленном корреспондентом ИА «Фергана.Ру» в Ташкенте.
Предприниматель Хает Насретдинов
Узбекский предприниматель Хает Насретдинов создает фонд поддержки Нодиры Хидоятовой
Фото © Фергана.Ру
Предприниматель из Ташкента Хает Насретдинов собирается открыть фонд поддержки координатора «Солнечной коалиции» Узбекистана Нодиры Хидоятовой, в настоящий момент находящейся под судом по обвинению в экономических нарушениях. Родственники и соратники подсудимой утверждают, что судебное преследование носит политически мотивированный характер и связано с тем, что прогрессивные бизнесмены С.Умаров и Н.Хидоятова осмелились критиковать экономическую политику властей, предложив собственную программу реформ и преодоления кризиса. Корреспонденты агентства «Фергана.Ру» попросили Х.Насретдинова, работающего финансовым директором одной из фирм, принадлежащей Н.Хидоятовой, прокомментировать подробности, связанные с «делом» лидеров «Солнечной коалиции».
- Судебное преследование против Нодиры Хидоятовой однозначно вызвано тем, что она занялась активной политикой, став году координатором «Солнечной коалиции», предложившей правительству Узбекистана собственную программу неотложных экономических реформ. В начале лета 2005 года налоговыми органами была поведена тщательная комплексная проверка финансовой деятельности фирмы «Буюк Симойлар», по результатам которой было написано заключение, что ее деятельность полностью отвечает требованиям законодательства Узбекистана. Поэтому новые разбирательства, возбужденные властями после того, как «Солнечная коалиция» широко обнародовала свои предложения, поначалу не вызывали у нас серьезных опасений. Выдвигаемые на суде обвинения в уклонении от налогов, сокрытии доходов, и сейчас кажутся совершенно надуманными, - рассказал Х.Насретдинов.
Фергана.Ру: - Многим, знающим подробности «конфликта» лидеров «Солнечной коалиции» с властями, кажется непонятным, почему сначала Санджар Умаров, а потом Нодира Хидоятова, уже знавшие, что против них начаты преследования, добровольно вернулись зарубежных поездок в Узбекистан, попав прямо под арест?
Х.Насретдинов: - Когда после ареста Санджара Умарова Нодира [Хидоятова] находилась в Москве, где пыталась найти поддержку в кругах демократической общественности, я написал ей письмо с предупреждением о грозящей опасности и намекнул, чтобы она не спешила возвращаться. Ведь успешно управлять бизнесом можно и на расстоянии. Но в конце декабря 2005 года она неожиданно прилетела в Ташкент, где была арестована в аэропорту, буквально на трапе самолета. Решение о срочном возвращении, возможно, было продиктовано опасениями за безопасность ее близких и родственников, оставшихся дома. К тому же, насколько я знаю, Нодира была убеждена в своей невиновности перед законом и в глубине души не могла поверить, что ее - мать двоих несовершеннолетних детей - могут подвергнуть содержанию под стражей.
Фергана.Ру: - Что вы можете рассказать следствии, проведенном Генпрокуратурой Узбекистана, и нынешнем ходе судебного процесса?
Х.Насретдинов: - Поскольку официально я не имею отношения к фирме «Буюк Симойлар», по деятельности которой прокуратура предъявила обвинения Нодире Хидоятовой, я не прохожу в деле в качестве свидетеля, хотя сам пытался дать показания во время следствия. На заседания суда меня не допускают. Но в ходе следствия на меня оказывалось давление с целью получить сведения, порочащие Нодиру. Сотрудники «в штатском» уговаривали уволиться с должности и раскрыть все финансовые потоки фирмы, подробно рассказать, на каких банковских счетах находятся средства, принадлежащие Н.Хидоятовой. Угрожали, что могут подбросить наркотики или организовать ДТП. Были и хулиганские провокации. Когда я скрутил и доставил в милицию двух хулиганов, напавших на меня, они попросили у милиционеров «сделать звонок», после чего их отпустили. Со стороны кредитных организаций и бывших партнеров по бизнесу под давлением властей сейчас происходят действия по разорению нашего бизнеса. Банки требуют срочного возвращения кредитов, партнеры расторгают контракты, объясняя свои решения тем, что показывают пальцем «наверх». Во время судебного процесса вся наша финансовая документация заморожена, но когда, в ответ на требования о возврате средств, я спросил сотрудников одного из банков, согласятся ли они принять требуемую сумму наличными, без печати и подписи, и не будет ли это нарушением закона, то получил немедленное согласие…
Фергана.Ру: - По утверждениям сестры подсудимой, Нигары Хидоятовой, опубликованным Ферганой.Ру, через несколько суток после ареста Нодиры прокуратура предлагала добровольно внести компенсацию в размере около 50 тысяч долларов, после чего уголовное дело могло бы быть закрыто. Почему тогда эта сумма не была выплачена, а теперь вы решили создать фонд в поддержку подсудимой?
Х.Насретдинов: - Во время моей единственной беседы со следователями мне тоже намекали, что Нодира Хидоятова может, согласно существующей в Узбекистане процедуре, «возместить причиненный государству ущерб», и в таком случае преследование будет прекращено до суда и уголовное дело закрыто. Родственники Санджара Умарова и Нодиры Хидоятовой приняли решение отказаться от выплаты денег, поскольку, по их мнению, этот факт послужил бы своего рода косвенным признанием их вины. Но Санджар и Нодира не считают себя виновными и не хотят, чтобы их репутация была опорочена.
Фергана.Ру: - Тем не менее, вы создаете фонд, и как известно, даже заложили в него часть собственного имущества?
Х.Насретдинов: - Я решил создать фонд без желания родственников и даже самой подсудимой, чтобы оказать поддержку Нодире независимо от того, какое решение вынесет суд. В ее невиновности я уверен абсолютно, а в справедливости суда, начатого по политическим мотивам, сомневаюсь. Хороший человек, прежде всего, должен оказаться на свободе. Справедливость в более широком смысле неизбежно восстановит сама жизнь. Я семнадцать лет занимаюсь восточными единоборствами, в философии которых есть такие постулаты, как «торопись восхититься человеком, ибо земной его путь короток» и «возвращай благодарность тому, кто тебе сделал добро». Я не знаю, каким политиком могла бы стать Нодира, если бы «Солнечной коалиции» позволили существовать. Но я знаю ее человеческие качества. В свое время, когда я сам испытывал трудности, она протянула мне руку помощи. За годы знакомства с ней первоначальное чувство благодарности только увеличилось. Наши фирмы помогали бездомным детям, и людям, ущемленным в правах, занимались благотворительностью. Но самое главное - давали работу и достойную оплату. Семьи Хидоятовых и Умаровых - это настоящая национальная интеллигенция в третьем поколении, которая привыкла переживать за свою страну и не скрывать своего мнения. За «Солнечной коалицией», которая собиралась получить официальную регистрацию в Минюсте и действовать исключительно мирным путем в интересах общества, могли бы пойти лучшие представители «среднего класса» - малого и среднего бизнеса, остро нуждающегося в выражении своих политических интересов и заинтересованного в общественном прогрессе.