Узбекский Ханабад освобождается от колючей проволоки
На днях поселок Ханабад, находящийся в непосредственной близости от одноименной военной авиабазы в центральной части Узбекистана, вновь обрел долгожданную свободу: власти страны приступили к демонтажу километровых заграждений из колючей проволоки по периметру поселка. Это стало возможным лишь после того как американскими войсками была прекращена аренда узбекской авиабазы, и 22-го ноября с нее взлетел последний военный самолет ВВС США.
Дословно Ханабад на русский язык можно перевести как «Царьград», и это название известно еще со времен Каршинского ханства. Сама авиабаза расположена в 7 км от черты г. Карши и приблизительно 150 км от северной границы Афганистана. Именно эта база в начале 80-х годов прошлого века являлась основной ударной точкой Советского Союза в войне с афганскими повстанцами – все воздушные атаки против афганских боевиков велись с этого аэродрома.
После известных событий 11-го сентября 2001 года президент США Джордж Буш обратился к главам центрально-азиатских государств с просьбой передать во временное арендное пользование свои аэродромы – «для тотального и немедленного уничтожения расположенных в Афганистане террористических группировок Аль-Каиды». Президент Узбекистана Ислам Каримов тогда первым откликнулся на эту просьбу, и ханабадский аэродром был торжественно передан в пользование США.
Однако с приходом американских военных по негласному указанию узбекских властей поселок Ханабад был полностью оцеплен столбиками протянутой между ними с колючей проволокой, были установлены КПП, охраняемые внутренними войсками МВД республики, пройти через которые стало возможно лишь по предъявлению паспорта.
«Особенно страдали те, кто вез в Карши на продажу свой скот, либо наоборот хотел провезти овец внутрь поселка. Также почти невозможно было беспрепятственно провезти стройматериалы – на все требовались документы. А где их было взять? Даже позвать в гости родственников было нереально», - возмущается местный учитель по имени Фархад.
При этом, по его словам, вопрос решался легко – стоило лишь заплатить определенную мзду, и «провози хоть бомбу, хоть самого Бен Ладена». «Какая польза была от этой бюрократии нашему государству? Вот и выходит, что кому-то все эти людские мучения были на руку», - считает учитель.
Поначалу соседство с военной базой было для местных жителей выгодно – многие из них нашли себе хорошую работу – было создано около двадцати строительных фирм. Ведь для более полутора тысяч американских военных понадобились новые помещения, для чего те остро нуждались в местных строителях, рассказывают местные жители. Однако радость их длилась недолго – появились «предприниматели», которые стали посредниками между американцами и ханабадцами. Быстро добившись увольнения последних, они наняли на освободившиеся места своих работяг, готовых вкалывать за гроши. Получая с американцев доллары, они расплачивались с рабочими мизерными суммами в местной валюте.
Постепенно к собственным извечным проблемам у ханабадцев добавились новые. Мощные реактивные самолеты поднимались в воздух круглосуточно, и у многих жителей от их непрерывного гула и производимого им резонанса потрескались стены домов и дувалов (заборов). Однако ни о каких компенсациях не могло быть и речи.
В конце 2002 года кашкадарьинское областное отделение Общества по защите прав человека Узбекистана относительно проволочных ограждений поселка сделало ряд заявлений, в том числе и в адрес посольства США в Узекистане.
Эта информация также была доведена до сведения помощника по правам человека советника госсекретаря США Колена Пауэля - г-на Лорена Крейнера, после чего тогдашний посол США в Узбекистане г-н Хёрбст сделал официальное заявление о том, что в Ханабаде из-за ограничения свободы передвижения граждан «грубо и в массовом порядке нарушается Всеобщая Декларация прав человека ООН». Г-н Крейнер в свою очередь пообещал разрешить этот вопрос на высшем уровне, непосредственно с президентом Каримовым. Однако на протяжении трех лет ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки.
И лишь теперь у ханабадцев появилось праздничное настроение и надежда на то, что «Каримов после сноса проволочных заграждений и КПП на этом не остановится», ведь местный народ, как и все прежние годы независимости, продолжает мучиться зимой от жуткого мороза, а летом – от невыносимой жары. Поэтому ханабадцы продолжают ждать улучшения катастрофической ситуации с поставками в их район газа, электричества и качественной питьевой воды.
Ядгар Турлибеков (Карши), Сид Янышев (Ташкент)