Какие же все-таки химические вещества обнаружены в Ханабаде
Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов назвал слишком "громкой" информацию военнослужащих США об обнаружении на авиабазе Ханабад химических веществ
По словам министра, найденные на базе "элементы" не являются опасными для здоровья человека и не повлияют на военные отношения Узбекистана и США, на пресс-конференции в Ташкенте 17 июня.
По информации же, распространенной военными США, на авиабазе Ханабад на юге Узбекистана, предоставленной с осени прошлого года для дислокации вооруженным силам США, в трех секторах: ангаре, штабе и казарме были обнаружены следы нервного и горчичного газа, которые возможно являются остатками химических боеприпасов армии бывшего СССР.
В возможность обнаружения на авиабазе Ханабад следов нервных и горчичных газов не верит военный химик, полковника запаса советской армии Марат Давренов, проработавший более 20 лет в области испытания средств защиты от химического оружия.
"Если действительно на базе были бы обнаружены нервные и горчичные газы, то американские военнослужащие, находившиеся в указанных местах, получили бы поражение", - сказал Марат Давренов.
По словам Давренова, это объясняется тем, что нервные газы: Vx - газы, зарин, заман поражают людей даже при малых концентрациях в течении короткого времени. Первыми признаками даже при легкой степени поражения являются: чувство стеснения, сдавливания в груди, сужение зрачков до размера булавочной головки, что приводит к ослаблению и даже потере зрения при слабом освещении, спазмам кровеносных сосудов, слабости, тошноте, нервному возбуждению, головной боли.
А согласно сведениям американских военных, все находящиеся на базе военнослужащие США прошли медицинский осмотр, который показал, что здоровье солдат находится в норме.
По данным из открытых источников, Советский Союз занимался разработкой химического оружия. Изделия с отравляющими веществами в виде авиационных бомб, артиллерийских снарядах и выливных авиационных приборов производись в России.
А на территории бывшей Советской Узбекской республики, на плато Устюрт проводились испытания средств химической защиты от отравляющих веществ в условиях жаркого климата, это место являлось единственным на территории Узбекистана, куда из России привозились модельные образцы отравляющих веществ.
Согласно нормативным документам, обращение с моделями отравляющих веществ проводилось под строжайшим контролем и учетом. Каждое изделие и даже миллиграмм вещества выдавались под роспись получателя и остатки также сдавались в хранилище под роспись заведующего склада, о расходе веществ и изделий в этот же день составлялся комиссионный акт в составе не менее трех человек.
За потерю изделия или вещества грозило уголовное наказание.
Полигон по испытанию средств защиты от химического оружия на плато Устюрт был закрыт после развала Советского Союза в 1991 году, остатки изделий и модельных образцов были вывезены в Россию или уничтожены на месте.
Республика Узбекистан, после обретения независимости в 1991 году, стала одной из более 160 стран мира, подписавшей Конвенцию о полном запрещении разработки, накопления и применения химического оружия, и Узбекистан строго выполняет свои обязательства по данной Конвенции.
В тоже время, официальные власти Узбекистана, в условиях возрастания угроз терроризма, не отрицают возможность попадания в руки террористов оружия массового поражения, в том числе химического, об этом не раз в разговоре с журналистами говорил президент страны Ислам Каримов.
События в токийском метро, Япония, когда члены секты "Аум Синрике" применили отравляющее вещество типа зарин, распространение возбудителей сибирской язвы в США в конце 2001 года, подтверждают реальность угрозы применения с террористическими целями оружия массового поражения.
По словам Марата Давренова, применение химического оружия может вызвать массовое поражение и потери среди людей, длительное заражение местности, посеять панику и неуверенность среди населения.
В условиях СССР, в период холодной войны, противостояния двух систем, по информации специалистов - военных химиков, Советский Союз обладал всеми необходимыми средствами защиты от химического и бактериологического оружия.
Имелись специальные полки химической защиты, противогазы на каждого гражданина СССР, лаборатории химического контроля т.п.
Министерство по чрезвычайным ситуациям Узбекистана сегодня, при обращении корреспондента IWPR, отказалось временно комментировать информацию, переданную американскими военными из авиабазы Ханабад, а также наличие и уровень подготовки системы гражданской защиты от химического оружия.
Отсутствие официальной позиции и комментария со стороны военных специалистов МЧС и Министерства обороны Узбекистана на заявление американских военнослужащих относительно реальности обнаружения следов нервных и горчичных газов на авиаабазе Ханабад, оставляет вопрос открытым: почему американцы сделали такое заявление, на чем оно было основано.
===========================
Галима Бухарбаева - директор проекта IWPR (Institute for war and peace reporting) в Узбекистане.