Каримову не понравилось размещение российской авиабазы в Киргизии
95 ПРОЦЕНТОВ населения Узбекистана поддерживают политику Ислама Каримова - таковы итоги опроса "Глобальное общественное отношение", проведенного в 44 странах мира американским исследовательским центром "Пью Рисерч Сентер".
По рейтингу доверия узбекский президент оставил далеко позади Владимира Путина (85 процентов), Дж. Буша(71), Жака Ширака(62), Герхарда Шредера(57), Тони Блэра(54) и Леонида Кучму(33). Удивляться, впрочем, нечему. Других публичных политиков, кроме президента, в "солнечной" республике попросту нет, а оппозиция давным-давно сбежала на Запад.
Выступая на сессии парламента в конце минувшей недели, Ислам Каримов был, однако, не столь благодушен, как его подданные. Особенно он был недоволен тем, что в Московском планетарии до сих пор нет бюста средневекового астронома, а по совместительству и правителя империи Улугбека. В этом узбекский президент усмотрел пренебрежение "нашей великой культурой". Хотя пару недель назад в Белокаменной был торжественно открыт памятник великому узбекскому поэту Алишеру Навои. А насчет Улугбека можно добавить, что его обсерваторию в Самарканде в 1911 году раскопал русский археолог-любитель Вяткин, проходивший тут службу. Почти триста лет это место считалось проклятым "холмом шайтана".
Не совсем понравилось Исламу Каримову и размещение новой российской авиабазы в киргизском Канте. "Если это цели безопасности, укрепления мира и стабильности в регионе, предупреждения возможных атак агрессивных сил, я считаю это положительным явлением", - заявил он журналистам. Но "если это делается для соревновательности - чьих сил в регионе будет больше, то это контрпродуктивно". Надо понимать, официальный Ташкент считает, что в Средней Азии вполне хватает натовских баз в Бишкеке, Ханабаде, Термезе и Душанбе. Ведь Россия, по мнению Каримова, в 1999 - 2001 годах, когда Узбекистан и Киргизию атаковали исламские боевики, на помощь не пришла. "Тогда мы не нашли поддержки, кроме общих слов, хотя ситуация была крайне опасной".
И это опять-таки спорно. В августе 2000 года Россия прямо предлагала Узбекистану необходимую военную помощь в рамках заключенного между Москвой, Душанбе и Ташкентом Договора о противодействии религиозному экстремизму. А, кроме того, видимо, не надо было спешить с выходом из Договора о коллективной безопасности стран СНГ, подписанного, между прочим, в узбекской столице, когда к берегам Амударьи подходили передовые части талибов.
Открыл глаза Юрию Лужкову узбекский президент и на предложение о повороте сибирских рек в Среднюю Азию. По его словам, "если у России нет политических, экономических, стратегических интересов в реализации этого проекта, то и не надо его рассматривать". В переводе с дипломатического нужно понимать так: вам надо, вы и прокладывайте канал от Ханты-Мансийска до наших безводных степей.
Как обычно, узбекский президент прошелся по российской прессе. На этот раз "попало" Рен-ТВ, которое показало, как на узбекских хлопковых плантациях используется детский труд, назвав затурканных школьников "хлопкоробами". Оказывается, "это усилия сил, которые противостоят нашему сотрудничеству". Хотя, насколько известно, после этой программы узбекские власти дали разгон местным властям за невнимание к юному поколению.