Исламу Каримову тесно в Шанхайской организации сотрудничества
7 июня в Санкт-Петербурге открывается саммит глав государств - участников (ШОС). Встреча в верхах на берегах Невы обещает стать в каком-то смысле нестандартной. Интригу внес узбекский лидер Ислам Каримов. Он фактически заморозил участие своей страны в работе этой региональной организации, рожденной шесть лет назад Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.
Узбеки нынешней весной проигнорировали в рамках ШОС совещания пограничников, спецслужб, министров обороны, министров по чрезвычайным ситуациям, каждый раз находя какой-либо повод, а то и вовсе без предлогов.
А ведь еще год назад официальный Ташкент буквально рвался в двери "Шанхайского форума". Ради Узбекистана пришлось даже изменить формат организации, сменить вывеску. Ислам Каримов заявлял при вступлении, что без его страны "задачи, являющиеся объектом рассмотрения ШОС, не могут решаться полноценно", что "ШОС провозглашает те ценности и задачи, которые отвечают интересам Узбекистана". И это была чистая правда.
Единым фронтом "шанхайцы" выступили и выступают против сепаратизма, экстремизма, контрабанды наркотиков и оружия. Не понаслышке знакома с этими проблемами и "солнечная республика". Два года подряд ее рубежи атаковали боевики Исламского движения Узбекистана, усеивая горные ущелья трупами боевиков и спецназа, по стране расползается гангрена нелегальной исламской партии "Хизбут-ит-Тахрир", призывающей к замене нынешнего режима халифатом. Наконец, еще раньше сам Ислам Каримов едва не был похоронен под руинами здания правительства, взорванного фанатиками. Ничего хорошего не сулил Узбекистану и выход к "Мосту дружбы" через Амударью талибов, не скрывавших своих бредовых претензий на Бухару и Самарканд. Трезво рассудив, что один в поле не воин, Ташкент решил держаться ближайших соседей перед лицом грозной опасности. И вдруг резкий отворот руля...
Впрочем, не совсем вдруг. Новая позиция Ташкента "прорезалась" почти сразу после мартовского визита Ислама Каримова в Вашингтон. Из Белого дома узбекский лидер вернулся стратегическим партнером США и с посулами щедрой экономической помощи, которая для начала ограничилась скромными 160 миллионами долларов. Еще раньше Ташкент предоставил свои аэродромы в Ханабаде и Термезе американцам и немцам, чтобы тем было удобней "зачищать" Афганистан от "Аль-Каиды" и "черных тюрбанов" муллы Омара. По мнению Каримова, США "сделали для Узбекистана то, что не могли сделать партнеры по СНГ". А давая интервью 9 мая местному ТВ, узбекский лидер совершил недвусмысленный критический выпад уже и в адрес ШОС. В чем-то узбекский лидер прав. Слишком долго, может быть, страны Содружества одни, а потом уже и вместе с Пекином, придерживались оборонительной тактики против оголтелого фанатизма и кровавого террора, поднимавшего голову в отрогах Гиндукуша. Бесконечные уговоры лишь добавляли наглости кабульскому режиму. Не стоит, однако, забывать, кто именно "выпустил" талибов из пакистанских медресе, кто вложил бен Ладену в руки "калашников", кто финансировал весь этот интернациональный сброд, собранный под знаменем джихада. Не случайно в Вашингтоне отказывались слышать отчаянные призывы того же Ислама Каримова с трибуны ООН о наведении порядка в Афганистане. Слух прорезался только после того, как с грохотом рухнули башни Всемирного торгового центра...
Как прагматик Ислам Каримов, видимо, решил для себя, что американцы раз и навсегда покончили с проклятым афганским вопросом, что больше его стране из-за "речки" опасаться нечего. Кто покусится, вмиг получит увесистую оплеуху от друга из-за океана, скорого на расправу с "плохими парнями". И кто нам еще нужен, если за спиной - стратегический партнер с "томагавками" наперевес?
Заметно, как Ташкент старается соответствовать своему новому патрону, чтобы не портить общей картины. Амнистированы несколько сотен исламистов, поблажку получили местные правозащитники, еще вчера тесно общавшиеся с милицейскими дубинками, наконец, о чудо, газеты стали выходить без лиловых печатей цензуры, отправлены за решетку несколько рьяных стражей порядка, переусердствовавших на допросах с "борцами за веру".
Ход конем, судя по всему, - излюбленный прием в политике Ташкента. Хорошо известно, что самый суровый критик Содружества, ЕврАзЭС - Ислам Каримов. Первой его страна покинула Договор о коллективной безопасности, подписанный, между прочим, в узбекской столице, когда моджахеды врывались в Кабул. Была порушена договоренность и о совместной охране границы на Памире. По инициативе Каримова был распущен Центральноазиатский экономический союз.
И вот новый демарш, теперь против ШОСа. Наверняка Ташкент прибегнет к старым аргументам, чтобы заявить "особое мнение". Узбекистан, дескать, категорически против наднациональных органов, ущемляющих драгоценную свободу и плодящих бюрократию, не может быть и речи о военно-политических союзах, во главу угла надо ставить экономику и торговлю, а все остальное приложится само собой. Практика, однако, говорит о том, что в современном мире никто не может выжить в одиночку, все стремятся встать плечом к плечу перед лицом новых вызовов. Даже Китай. Прежде, как известно, он сторонился всех региональных сообществ, считая себя вполне самодостаточным. Уйгурский сепаратизм, подогреваемый извне, фанатичные секты, истерия вокруг Тибета, тайваньская "туманность" заставили Китай пересмотреть свою позицию, сделать шаг навстречу, поставить себя в рамках ШОС вровень, скажем, с пятимиллионной Киргизией.
Главы государств - членов ШОС должны подписать в Питере Хартию, принять около тридцати документов, в том числе о создании антитеррористической структуры с центром в Бишкеке и секретариата со штаб-квартирой в Пекине. Сегодня много ходит слухов о том, приедет ли Ислам Каримов на берега Невы, и если приедет, то с каким багажом. Вступит узбекский лидер в открытую дискуссию, хлопнет дверью или предпочтет "замариновать" ШОС, например, при ратификации в парламенте. В любом случае "шанхайцев" ждет первое серьезное испытание на прочность.