Узбекистан не собирается полностью отказываться от сотрудничества с США в борьбе с угрозами миру и безопасности
Как оказалось, власти Узбекистана, направив известный "ультиматум" в адрес руководства США, вовсе не намеревались отталкивать от себя бывшего тесного партнера по антитеррористической коалиции и резко разрывать с ним отношения. Вчерашняя статья в "Правде Востока" - самой главной газете республики - содержит комментарии к этому вопросу. Мы перепечатываем статью полностью и предлагаем нашим читателям обратить особое внимание на самый последний абзац.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ
"Правда Востока", 03.08.2005
Комментарий к ноте МИДа Республики Узбекистан
Направленная Министерством иностранных дел Узбекистана в посольство США в Ташкенте нота по поводу вывода американского воинского контингента с базы в Ханабаде, расположенной в Кашкадарьинской области Узбекистана, явилась для СМИ западных стран очередным поводом развернуть шумное обсуждение состояния американо-узбекских отношений в целом, а в частности, указанного решения узбекского правительства, сопровождая свои материалы выдвижением самых различных версий и пытаясь объяснить мотивы, которыми руководствовалась республика.
На сегодняшний день анализ публикаций в зарубежной печати и заявлений, прозвучавших в выступлениях ряда аналитиков и политобозревателей, демонстрирует, что в них, в основном, присутствует версия, направленная на объяснение требований Узбекистана о выводе американского контингента из Ханабада исключительно тем, что данное решение, якобы, явилось результатом политического давления со стороны США на руководство Узбекистана в связи с событиями в Андижане.
Между тем, при объективном взгляде на эту ситуацию, подкрепленном информацией о предыстории решения узбекских властей о выводе американского контингента с территории республики, представляется, что все это является сознательной попыткой извратить события и поставить их "с ног на голову", о чем, кстати, уже неоднократно заявлялось в официальных документах МИД Узбекистана.
Так, в частности, решения об ограничении полетов ВВС США принимались, начиная с середины 2004 года, то есть задолго до трагических событий в Андижане. Поэтому найти какую-то связь между трагическими событиями в Андижане и требованием о выводе американского контингента из Ханабада является безосновательным.
Не надо быть большим аналитиком, чтобы понять, что подписанное еще 7 октября 2001 года Соглашение о передаче в пользование Вооруженным Силам США аэродрома Ханабад для проведения поисково-спасательных и гуманитарных операций в период осуществления боевых действий на территории Афганистана практически исчерпало себя.
Соглашение в соответствии с его статьей 18 заключалось сроком на 1 год, но продолжало оставаться в силе, пока одна из сторон (Узбекистан или США) не прекратит его действие письменным уведомлением за 180 дней по дипломатическим каналам.
Как известно, по заявлениям официальных лиц США, активная фаза военных действий в Афганистане завершилась еще в 2002 году.
Кроме того, при более внимательном прочтении ноты внешнеполитического ведомства
Узбекистана можно заметить, что в ней подчеркивается, что узбекская сторона неоднократно обращалась к руководству Госдепартамента и Пентагона с просьбой рассмотреть и решить вопросы, связанные со статусом аэродрома Ханабад, имея в виду, что его использование ВВС США неразрывно связано с завершением военной кампании в Афганистане.
В действительности Узбекистан обращался к главам вышеназванных ведомств более шести раз. И начались эти обращения еще в конце 2002 года, опять-таки задолго до событий в Андижанской области. Однако надо признать, что фактически американская сторона под различными предлогами уклонялась от решения данного вопроса.
Поэтому всякие попытки навязать общественному мнению версию о политической подоплеке решения узбекского правительства о выводе американского контингента с аэродрома Ханабад надо рассматривать как не что иное, как стремление продолжать нагнетать обстановку в узбекско-американских отношениях, искусственно увязывая это решение с событиями в Андижане.
Следует отметить, что в ноте МИД от имени Узбекского Правительства подчеркивается, что Узбекистан и впредь продолжит свое активное участие в международной антитеррористической коалиции, а также сотрудничество с США в борьбе с международным терроризмом, радикальным экстремизмом, наркотрафиком и другими угрозами миру и безопасности.
Комментатор