Россия возвращается в Узбекистан как инвестор и стратегический партнер (статья 2004 года)
Вчера (16 июня 2004 года) Владимир Путин, прибыв с рабочим визитом в Ташкент, начал четырехдневную поездку в Центральную Азию. Ему предстоит принять участие в трех саммитах подряд. Сегодня в узбекской столице состоится очередная встреча лидеров государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членами которой помимо России являются Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. На саммите в качестве гостя присутствует глава переходной администрации Афганистана Хамид Карзай.
Предполагается, что после утверждения на сегодняшней встрече "Положения о статусе наблюдателя при ШОС" Афганистан одним из первых получит этот статус в ближайшем будущем. "На саммите мы все будем говорить, как помочь Афганистану провести намеченные там на сентябрь выборы, подавить антиправительственные выступления, поднять экономику", - заявил вчера Владимир Путин.
Подробно говорить о том, чем "шосовцы" способны помочь, скажем, в "подавлении антиправительственных выступлений", видимо, еще рано. Вряд ли Хамид Карзай обратится к членам ШОС с просьбой прислать свои военные контингенты. Очевидно, что подобная ответственность целиком лежит на возглавляемой США западной коалиции, которую г-н Карзай на днях в Вашингтоне призывал увеличить военное присутствие в Афганистане.
После Ташкента наступит очередь встреч на высоком уровне в Астане. В столице Казахстана 17-18 июня состоятся саммиты Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), объединяющего Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан, а затем - Организации Договора о коллективной безопасности СНГ (ОДКБ). Здесь к "евразийцам" присоединится президент Армении Роберт Кочарян.
Вчера же в Ташкенте был исключительно российско-узбекский день. Его деловая часть оказалась настолько же интенсивной, насколько и короткой. Президент Узбекистана Ислам Каримов ждал дорогого российского гостя в свой резиденции, куда Владимир Путин доехал из аэропорта буквально за десять минут. Ему ничто не мешало, на дорогах практически не было ни машин, ни людей. Рандеву президентов прошло энергично и заняло не более полутора часов. Ни одна из предыдущих встреч, как в сентябре прошлого года в Самарканде (около четырех часов), так и в апреле нынешнего в Москве (чуть-чуть меньше), не отличалась подобным динамизмом. Впрочем, это не значит, что собеседникам не о чем было говорить. Просто они уже обо всем договорились раньше.
Результатом предварительных договоренностей стали два подписанных документа. Это Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном, а также соглашение между российско-узбекским консорциумом во главе с ЛУКОЙЛом и правительством Узбекистана о разделе продукции по газовому проекту "Кандым-Хаузак-Шады" в Узбекистане.
Заключение "стратегического" договора, как отмечают россияне, было инициативой Ислама Каримова. Другими словами, Москва настаивает на том, что это не она навязывалась в партнеры Ташкенту, а он сам стремится стать партнером Москвы. Владимир Путин вчера был деликатен и отдал должное узбекскому лидеру: "Ислам Абдуганиевич лично принял участие в подготовке текста договора, и я даже не думал, что удастся за столь короткий срок его подготовить". Договор, судя по всему, является рамочным документом и предусматривает "укрепление равноправного стратегического партнерства" в политической, военно-технической, экономической и гуманитарной сферах, которое осуществляется "на основе соответствующих соглашений".
Привлекает внимание одна из статей договора. В ней предусматривается, что "стороны предоставляют друг другу на основе отдельных соглашений право использования военных объектов, находящихся на их территории". Поскольку представить себе, что Узбекистану могут потребоваться российские военные объекты, затруднительно, то остается одно: именно Ташкент обязался предоставить Москве в случае нужды право использования своих военных объектов. Пожалуй, только это может служить оправданием стратегического характера российско-узбекского партнерства, объявленного вчера в Ташкенте. Остальные же статьи документа не выходят за рамки определения тесного сотрудничества двух дружественных государств.
В этом отношении более интересным кажется соглашение, подписанное в Ташкенте президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым. Оно означает, что российский нефтяной гигант надолго приходит в Узбекистан, чтобы осваивать там непрофильный для него газовый бизнес. Российские нефтяники подрядились работать на узбекских газовых месторождениях в течение 35 лет, инвестируя туда до 1 млрд долл. Разведанные запасы газа на контрактной территории - около 300 млрд кубометров, а максимальный годовой уровень добычи должен составить 8,8 млрд кубометров. Начало промышленной добычи газа намечено на 2007 год.
Свою часть сырья ЛУКОЙЛ будет продавать "Газпрому", для чего нефтяная компания собирается построить участок газопровода, соединяющий месторождения с трубопроводом Средняя Азия - Центр, проходящим по территории Узбекистана еще с советских времен. Для российской нефтяной компании узбекский проект является действительно стратегическим, поскольку, по словам Вагита Алекперова, он означает "трансформацию ЛУКОЙЛа в многопрофильную нефтегазовую компанию".
Владимир Путин вчера многозначительно заметил, что это "не Россия вкладывает в Узбекистан инвестиции, а российский капитал". Правда, Ислам Каримов дал тут же понять, что он как президент страны гарантирует надежность этих инвестиций. Впрочем, хорошо известно, что иностранный бизнес в Узбекистане возможен только при условии личных гарантий узбекского лидера.