Государства Центральной Азии стали центром международных интриг
Одним из последствий еще не начавшейся антииракской военной операции стало возобновление борьбы между сильнейшими государствами мира за влияние в Центральной Азии. Показательным в этом смысле является состоявшееся на днях блицтурне главы российского МИДа Игоря Иванова по странам Востока, завершившееся посещением Таджикистана и встречей с президентом Эмомали Рахмоновым. Традиционные улыбки перед камерами, которыми закончились прошедшие в сокращенном формате переговоры в Душанбе, не могли скрыть взаимное разочарование сторон. Аналитики считают, что Россия не смогла добиться от Таджикистана отказа от тесного сотрудничества с США накануне антииракской кампании. Видимо, по этой причине отношения между партнерами по СНГ столь усложнились, что решить возникшие проблемы возможно только на уровне президентов. По крайней мере Иванов на прощание пообещал скорый визит Владимира Путина в Душанбе...
"Российско-таджикские отношения действительно резко ухудшились из-за сближения Душанбе с Вашингтоном. США ведут себя в регионе жестко и агрессивно. И Россия вряд ли может принять как должное эту ситуацию", - считает зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Вячеслав Игрунов. Судя по всему, американцы "под шумок" антииракской кампании намерены расширить свое военное присутствие в Таджикистане. Известно, что департамент обороны США возобновил переговоры с официальным Душанбе об аренде трех военных баз на территории республики. Переговоры о предоставлении авиабаз были начаты еще в конце 2001 года, но до сих пор так и не закончились. Диалог может быть продолжен именно сейчас. Пентагон рассчитывает на взаимопонимание с таджикскими властями - ведь в последнее время США щедро финансируют Таджикистан. Только в прошлом году оказанная стране американская помощь составила космическую, по таджикским меркам, сумму в 108 млн. долл. Россия похвастаться такими "подарками" не может. "Таджикистан чрезвычайно бедная страна. Но Россия в ее сегодняшнем состоянии не просто не может, но и не хочет делать финансовые вливания в "черные дыры" чужих экономик, - полагает Игрунов. - И такие страны, как Таджикистан, Киргизия и Грузия, становятся "клиентами" Соединенных Штатов".
Президент Узбекистана в отличие от таджикского коллеги не считает нужным даже на словах поддерживать позицию Москвы. Ислам Каримов предпочел поддержать в этом вопросе Вашингтон, заявив: "Мы озабочены тем, что некоторые европейские страны имеют другое мнение. Они не довели антитеррористическую операцию в Афганистане до конца. Если оружие массового уничтожения попадет в руки террористов, ситуация выйдет из-под контроля мирового сообщества. 11 лет идет эта бодяга, эта тяжба с Хусейном, и мы не имеем права играть с такой проблемой". Разумеется, Узбекистан намерен ограничиться дипломатической поддержкой действий США, не принимая прямого участия в противостоянии иракскому диктатору. Однако в Пентагоне на этот счет другое мнение. По крайней мере известно, что военная база в Ханабаде будет использована центральным командованием США для проведения военной операции против Ирака.
Москва, судя по атмосфере и итогам визита министра иностранных дел, не намерена уступать в международном споре за влияние в регионе. Видимо, иракский кризис будет использован Россией для создания своеобразного "пояса безопасности" с участием центральноазиатских государств. Если это удастся осуществить, то Россия существенно усилит свои позиции в Центральной Азии. В противном случае в рамках СНГ возникнет своеобразная американская колония.