Россия остается главным стратегическим союзником стран Центральной Азии
Посещение на прошлой неделе генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном ряда стран Центральной Азии не могло не привлечь внимание широкой общественности. Ведь Североатлантический альянс с недавних пор относит этот регион к сфере своих интересов. Еще более "своим" считают его в Вашингтоне. Воспользовавшись необходимостью уничтожить гнездо международного терроризма в Афганистане, США не только совершили военное проникновение в Центральную Азию, но и намерены осесть здесь надолго. Такие планы вызывают определенную озабоченность у соседствующих с регионом стран. Например, в китайских СМИ все чаще появляются материалы, свидетельствующие о крайнем недовольстве Пекина наличием близ границ страны военных баз США и НАТО. В феврале и глава МИД РФ Игорь Иванов заявил, что Совет Безопасности ООН должен установить "временные рамки" военного присутствия США в Центральной Азии. Он отметил: присутствие США "должно быть синхронизировано присутствием в Афганистане международных сил безопасности".
"Свой" регион для Вашингтона
Тем не менее Вашингтон предпринимает активные усилия, чтобы заинтересовать центрально-азиатские страны региона расширением сотрудничества с США по всем направлениям, включая, естественно, военную сферу, и тем самым побудить их согласиться на длительное, а еще лучше постоянное, присутствие американских вооруженных сил в регионе. Как заявила недавно помощник госсекретаря США по странам Европы и Евразии Элизабет Джоунс, "мы поняли, что должны работать с правительствами и людьми региона для содействия долговременной стабильности и предотвращения вакуума безопасности. Это относится в первую очередь к Грузии, Узбекистану, Киргизии и Таджикистану, где террористические группы угрожали нашим национальным интересам. Соединенные Штаты заинтересованы в борьбе с передвижениями террористических групп, транспортировкой оружия массового поражения и наркотиков".
Однако не только благими намерениями борьбы с международным терроризмом руководствуются в Вашингтоне, проникая в Центральную Азию. В принципе это подтверждают и слова той же Элизабет Джоунс о том, что " в отличие от Афганистана и Ирака мы начали заниматься Центральной Азией и Кавказом до того, как ситуация там достигла состояния кризиса", то есть раньше, чем силы антитеррористической коалиции начали сражаться с "Талибаном" и "Аль-Каидой". Американцы не скрывают, что этот регион может сыграть одну из решающих ролей в будущем противостоянии с Китаем. Кроме того, а может быть, в первую очередь сюда их манят природные ресурсы Каспия. Интерес к ним настолько велик, что Америка, словами ее официальных представителей, готова в случае острой необходимости использовать здесь силу для предотвращения конфликтов.
А пока США стремятся расширить свое сотрудничество со странами региона. Так, в прошлом году американская финансовая помощь центрально-азиатским республикам увеличилась в два с половиной раза и составила порядка 900 млн. долларов. В рамках программ Европейского банка реконструкции и развития при содействии Вашингтона было выделено еще до 400 миллионов долларов. В этой связи следует подчеркнуть, что для реализации своих планов американцы широко используют контролируемые ими организации, в том числе и НАТО. "Работая вместе с нашими союзниками, мы надеемся увеличить содействие странам Центральной Азии и Кавказа. Мы думаем, что программа "Партнерство ради мира" должна отражать наиболее важные для этих стран вопросы. Среди них - борьба с терроризмом, охрана границ. Мы продолжим поддерживать развитие демократии и рыночной экономики, что позволит гарантировать жизнеспособность нашего партнерства в вопросах безопасности с этими странами", - заявила все та же Элизабет Джоунс. В свою очередь генсек НАТО Джордж Робертсон в ходе прошедшего визита не раз подчеркивал, что Североатлантический альянс уделяет большое внимание Центральноазиатскому региону, поскольку именно здесь зародился международный терроризм и "его щупальцы насилия распространились в отдаленные города мира". И его организация приложит все усилия, чтобы достичь мира и стабильности в Центральной Азии.
Принцип - заманить
Если же проанализировать деятельность Вашингтона и НАТО в отношении отдельных республик, то, как отмечают наблюдатели, сегодня все больше внимания уделяется Казахстану. Ни для кого не секрет, что именно Казахстан имеет огромный энергетический потенциал, более мощную и развитую, нежели в других странах региона, инфраструктуру. В то же время развитие сотрудничества, особенно по военной линии, с этой республикой идет не столь стремительно, как этого хотелось бы Соединенным Штатам.
Тем не менее Казахстан уже получил первый экземпляр американского вертолета Huey II. Всего же американцы предлагают приобрести пять таких вертолетов и укомплектовать ими мобильные силы "Батыс". Казахстан будет приобретать вертолеты Huey II по цене 2 млн. долларов за единицу. Кроме того, планируется безвозмездная передача ряда образцов небоевой техники - средств связи, инженерных машин и т.д. Например, тестовый экземпляр автомобиля "Хаммер" уже проходит испытания в климатических условиях Казахстана. Принято также решение о создании в республике центра по обслуживанию "Хаммеров". Вашингтон готов поставить ВС Казахстана технику и для усиления пограничного контроля на Каспийском море, в частности планируется передача корабля водоизмещением более 1 тыс. тонн, а также военно-транспортных самолетов СИ-130.
В 2004 году только Вашингтон планирует затратить около 4,5 млн. долларов на закупку боеприпасов, снаряжения и обучение личного состава казахстанской армии. Тем самым объем американской военной помощи Казахстану в 2004 году будет увеличен в 1,2 раза. Благодаря зарубежной помощи бюджет казахстанской армии с 2001 года вырос практически вдвое и в этом году составляет около 270 млн. долларов.
Весьма интересным стало предложение государственного департамента США Казахстану об уничтожении излишков стрелкового вооружения советского производства до конца текущего года. На эти цели Вашингтон готов выделить свыше 200 тыс. долларов. Необходимость утилизации американские власти мотивировали тем, что данное оружие может попасть в руки международных террористов. Вместе с тем, как отмечают эксперты, основная цель США - дальнейшее вовлечение Казахстана в военно-техническое сотрудничество и расширение продаж американских вооружений этой республике.
Еще одна страна, которой НАТО, в лице прежде всего США, уделяет пристальное внимание, стала Киргизия.Общий объем средств, которые Вашингтон предоставил Киргизии за последний период, составляет примерно 500 млн. долл. Начиная с 2001 года МВФ выделяет Киргизии 93 млн. долл. в поддержку программы правительства на период с 2001 по 2004 год. В прошлом году в республике началась реализация грантовых проектов министерства международного развития Великобритании объемом 20 млн. долл. Постоянно растут объемы военно-технической помощи, предоставляемой зарубежными партнерами, в первую очередь США. Только в рамках программы "Партнерство ради мира" в Киргизии реализуется примерно около 100 различных проектов и программ.
Напомним, что в Киргизии находится одна из баз антитеррористической коалиции. Близ Бишкека, в аэропорту Манас, располагаются около 1.400 военнослужащих из США, Италии, Дании, Голландии и Южной Кореи. Основу контингента составляют американские военнослужащие, численность которых составляет порядка 450 человек. В Манасе находятся 12 истребителей F-16 ВВС Дании и Голландии, несколько вертолетов, а также военно-транспортные самолеты и самолеты-топливозаправщики, которые занимаются поддержкой сухопутной операции в Афганистане и доставкой гуманитарных грузов в эту страну.
Каждая взлет-посадка и навигация одного иностранного самолета, дислоцированного в бишкекском аэропорту Манас, обходится иностранному контингенту свыше 7 тыс. долларов. Немалые средства расходуются и на обустройство и тыловое обеспечение военнослужащих антитеррористической коалиции. А в начале мая руководство авиабазы Манас подписало с правительством республики договор об аренде дополнительного участка земли для размещения оборудования и техники коалиционных сил. В рамках договора министерство обороны Киргизии сдало в аренду авиабазе приблизительно 300 гектаров земли севернее аэропорта.
Западные партнеры не обошли своим вниманием и Узбекистан. В середине апреля в Вашингтоне состоялись переговоры военных делегаций США и Узбекистана, на которых американские представители изъявили готовность расширить военное сотрудничество с республикой. Весной прошлого года между двумя государствами была подписана декларация о стратегическом партнерстве, которая охватывает все стороны сотрудничества, в том числе и по военной линии. После этого контакты двух стран по данному направлению существенно активизировались.
В ноябре прошлого года в Ташкенте побывала делегация минобороны США во главе с замминистра Андре Холисом. В ходе визита обсуждались вопросы расширения сотрудничества с силовыми ведомствами Узбекистана, в том числе и министерством обороны РУ, правоохранительными органами, пограничным ведомством. Представители военного ведомства США выразили пожелание поднять на новый уровень обмен оперативной информацией, наладить техническое сотрудничество.
Сейчас американские военные находятся преимущественно на авиабазе в Ханабаде, расположенной на юго-западе республики в Кашкадарьинской области в 500 км от Ташкента. В соответствии с соглашением между правительствами США и Узбекистана, заключенным в октябре прошлого года, там дислоцируется контингент американских военнослужащих численностью 1,5 тыс. человек. Еще одна вспомогательная американская база находится в населенном пункте Кокайты. А в Термезе располагается военно-воздушная база бундесвера. В конце июня возможность приземляться на узбекских аэродромах получила французская военная авиация.
Тем не менее Вашингтон не упускает случая надавить на Ташкент. В первую очередь это касается обвинений в нарушении прав человека и принципов демократии. Ведь как показала практика, подобные заявления предоставляют США хорошую возможность влиять на политическую линию Ташкента и существенно ее корректировать. Примечательно, что примерно за две недели до вторжения в Ирак официальный представитель государственного департамента США Ричард Баучер выразил обеспокоенность по поводу сообщений о произведенных властями Узбекистана арестах и задержаниях местных журналистов. Он назвал преследования журналистов "серьезным нарушением основополагающих демократических принципов". "Мы продолжим оказывать давление на правительство Узбекистана по вопросам свободы прессы, поскольку ожидаем от него выполнения своих обязательств", - подчеркнул Баучер.
Вот и в ходе апрельского визита в США узбекской военной делегации в Белом доме вновь дали понять, что вопрос с узбекской демократией еще не решен. В заявлении совместного Совета по сотрудничеству в области обороны и безопасности говорится: "Соединенные Штаты высоко оценивают меры, предпринятые правительством Узбекистана по дальнейшему осуществлению реформ и учреждению институтов гражданского общества", замечая при этом, что "такая работа должна расширяться и углубляться". "Американская сторона, - говорится далее, - приложит усилия к тому, чтобы предоставить узбекской стороне и узбекскому обществу надлежащие советы, помощь и содействие, совместимые с американским законодательством, ради претворения там в жизнь демократических реформ". По всей видимости, решение демократической проблемы зависит не столько от ее внутриполитических факторов и действий узбекского руководства, сколько от того, насколько Узбекистан будет следовать внешнеполитической линии США.
Существенно возросли помощь и финансовые вливания в Республику Таджикистан, в том числе по военной линии. На таджикско-американских переговорах, прошедших в конце мая в Душанбе стороны обсудили вопросы военного и военно-технического сотрудничества, а также программу подготовки таджикских офицеров в военных заведениях США на бесплатной основе. Были рассмотрены и вопросы расширения технической помощи США для становления молодой таджикской армии. В конце весны таджикские пограничники и таможенная служба республики уже получили техническую помощь от США на общую сумму 669 тыс. долларов. Всего же, начиная с 2002 года, на материально-техническую поддержку таджикских погранвойск было выделено 1 млн. 700 тыс. долларов.
В 2003 году общий объем помощи республике в рамках американской программы иностранного военного финансирования составит 4 млн. долларов. Не остаются в стороне и другие страны НАТО.
Тем временем в 2003 году в российские военные вузы на учебу будут направлены всего 16 таджикских военнослужащих. Ранее ежегодно в Россию на учебу направлялись примерно 100 будущих офицеров таджикской армии. Весной в связи с истечением срока действия межправительственного соглашения в Таджикистане ликвидирован институт российских военных советников, который действовал в рамках этого соглашения при министерстве обороны страны с 1994 года.
Менее всего США продвинулись в развитии отношений с Туркменией.И это не может не волновать Вашингтон. "Американская сторона выражает глубокую озабоченность ситуацией с соблюдением прав человека в Туркмении", - заявила помощник госсекретаря. Она же отметила, что в республике аресты, а туркменские власти отказываются допустить к задержанным политическим деятелям наблюдателей ОБСЕ и Евросоюза. Тем не менее США, по ее словам, "никогда не оставят туркменский народ". Что предпримет в этой связи Вашингтон, приходится лишь гадать.
И все же главный союзник - Россия
Получая немалую политическую, финансовую и военную помощь, большинство стран Центральной Азии приоритет все же отдают сотрудничеству с Россией. При этом постоянно подчеркивается, что именно Россия остается их главным стратегическим союзником. Ярким свидетельством тому стал и недавний официальный визит генерального секретаря Совета коллективной безопасности (СКБ) государств - участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи в ряд стран Центральной Азии. В ходе него обсуждался комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопасности стран - участниц ОДКБ. В этом контексте основное внимание было обращено на угрозу наркоагрессии, исходящую из соседнего Афганистана, и международный терроризм, представляющий серьезную проблему для национальной, региональной и международной безопасности. Предметом детального обсуждения стали вопросы эффективного функционирования ОДКБ, в частности согласования и координации внешнеполитической деятельности, создания объединенного штаба ОДКБ, расширения военно-технического сотрудничества.
Приверженность двух стран курсу на укрепление многоплановых отношений союзничества и стратегического партнерства в соответствии с договоренностями по итогам официального визита Президента РФ Владимира Путина в Бишкек подчеркнули главы МИД России и Киргизии Игорь Иванов и Аскар Айтматов на состоявшихся на прошлой недели переговорах. Они также с удовлетворением отметили прогресс, достигнутый в деле расширения и углубления взаимовыгодных связей, обсудили приоритетные направления их дальнейшего развития, включая совершенствование договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества, отметили на Смоленской площади. Иванов и Айтматов выразили готовность к координации усилий внешнеполитических ведомств России и Киргизии в интересах обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии.
Как известно, в ближайшее время в Киргизии на аэродроме Кант станет функционировать авиационная группировка Коллективных сил быстрого развертывания, основу которой составят российские военнослужащие. Как заявил в этой связи министр обороны Киргизии генерал-полковник Эсен Топоев, в настоящее время киргизская сторона практически завершила все подготовительные процедуры к подписанию соглашения с Россией о базировании военнослужащих и техники ВВС этой страны в Канте. "Аэродром готов к выполнению своих функций процентов на 70", - подчеркнул Топоев. Устанавливается радиотехническое оборудование, строятся казармы и общежития для российских военнослужащих и их семей. В общей сложности в Канте будут проживать "до полутысячи российских военных". Военнослужащие ВВС России, которые будут входить в состав авиационной группировки Коллективных сил быстрого развертывания на аэродроме киргизского города Канта, получат статус технического персонала дипломатической миссии.
Эсен Топоев также положительно относится к идее российского руководства о возможности найма по контракту для службы в Вооруженных Силах РФ граждан из государств СНГ. По словам министра, в таком случае киргизская армия сможет готовить "собственных высококлассных специалистов военного дела на базе российских Вооруженных Сил". При этом он не видит ничего плохого и в том, что после трех лет службы контрактники из стран СНГ смогут получать российское гражданство и поступать в высшие военные учебные заведения России.
Столь же успешно развивается военное и военно-техническое сотрудничество с Россией и других стран региона. В нем они видят гарантию надежного обеспечения своей безопасности и стабильности.