Таджикистан: Раскопки на уникальном археологическом памятнике под Пенджикентом обнадежили ученых
Фотографии предоставлены археологом А.Савченко
В сентябре 2008 года Восточно-Согдийская археологическая экспедиция под руководством Шарофуддина Курбанова и Алексея Савченко приступила к исследованию городища Санджар-шах в Согдийской области Республики Таджикистан. Уже первые результаты раскопок стали почти сенсационными.
Городище Санджар-шах расположено на южной окраине селения Суджина в десяти километрах в востоку от города Пенджикента, на высоком плато у впадения реки Магиан-дарья в Зеравшан. Данный исторический памятник, относящийся к той же эпохе и культуре, что Пенджикент, и примерно равный ему по площади, обещает быть не менее перспективным уже на основании первых находок, говорят ученые.
Цитадель городища Санджар-шах. Фото © А.Савченко
Городище Санджар-шах, обнаруженное в 1947 году отрядом археологов и востоковедов под руководством известного ираниста О.И.Смирновой, представляет собой цитадель площадью около четырех гектаров, окружённую стенами, с башнями по углам. Раскопки начались с исследования главного укрепления в северо-западной части городища, построенного из сырцового кирпича, сообщил «Фергане.Ру» археолог Алексей Савченко – один из руководителей экспедиции.
Основная масса находок (керамика, стекло, изделия из металла) относится к эпохе до арабского завоевания (V-VII вв. н. э.). Среди главных - три фрагмента арабской рукописи на пергаменте, сходных по палеографии со старейшим арабским документом из Средней Азии, найденным экспедицией профессора А.А.Фреймана на горе Муг в 1933 году. Других арабских документов этого времени в Средней Азии нет.
Первые раскопки на городище Санджар-шах. Фото © А.Савченко
По словам Алексея Савченко, судя по палеографии, эти документы относятся к одному времени - началу VIII века. «Сфера функционирования арабского языка была тогда очень узкой: на нём говорили только сами арабы, которых было мало, и они быстро сменились персами, введшими в обращение персидский в качестве канцелярского, после чего он распространился на все сферы жизни», - говорит археолог.
Со времени разведки 1947 года на этом памятнике никакие работы не проводились, рассказывает ученый. «Это памятник, ничем не уступающий по масштабу Пенджикенту, а такое удаётся найти не каждый день. Кстати, в 1947 году местные жители отождествляли старый Пенджикент именно с Санджар-шахом, а не с нынешним Пенджикентом (об этом пишет О.Смирнова в отчёте "Разведки в бассейне р. Зарафшан в 1947 г.", Материалы и исследования по археологии СССР № 15). Строго говоря, в источниках нет чёткого указания на то, идентичен ли Пенджикент X в. (на нынешнем месте) Пенджикенту VIII в., когда он впервые упоминается в согдийских документах с горы Муг».
Находки на городище Санджар-шах. Фото © А.Савченко
Хорошо известно, какую огромную роль в археологическом изучении Средней Азии в советское время сыграли экспедиции из Москвы и Ленинграда. Совместными усилиями археологов из столичных учреждений и местных специалистов в конце 50-х годов прошлого века сформировалась уникальная среднеазиатская археологическая школа. Благодаря работам ее археологов в середине XX века мир узнал о существовании большого историко-культурного региона - Согда, имевшего в раннем средневековье величайший уровень культуры и искусства.
С распадом СССР среднеазиатская археологическая школа претерпела значительные сложности, связанные, прежде всего, с некоторыми трудностями, возникающими у российских ученых при организации полевых экспедиций.
Тем не менее, целый ряд археологических экспедиций продолжал успешные работы в разных республиках Средней Азии. К их числу относится знаменитая Пенджикентская археологическая экспедиция, возглавляемая Б.И.Маршаком.
Смерть Б.И.Маршака стала невосполнимой утратой для среднеазиатской археологии. Однако его дело продолжили коллеги по Государственному Эрмитажу и специалисты из других стран СНГ, начавшие археологические раскопки на памятниках округи Пенджикента.
Раскопки на городище Санджар-шах ведутся самими таджикскими учёными, без опеки или надзора со стороны Государственного Эрмитажа. Исследования, рассчитанные на семь лет, проводятся при поддержке Общества по исследованию Евразии (Швейцария).