Наманганские фермеры покупают пшеницу по 200 сумов, чтобы сдать ее государству по 108 сумов
"Я жалею, что стал фермером..." Эти слова сегодня нередко можно услышать в кишлаках Наманганской области. Небезопасно стало вести здесь фермерское хозяйство: если не сдашь государству план по продаже пшеницы, можешь сушить сухари и готовиться к отправке в "места не столь отдаленные".
Зерноуборочная кампания в Наманганской области уже завершена, однако для фермеров, не выполнивших план по сдаче пшеницы, начались "черные" дни. План надо выполнить любой ценой, и, чтобы выкрутиться из ситуации, фермеры покупают пшеницу на базаре по цене 200 сумов за килограмм (приблизительно 16,5 центов США) и сдают заготовительным конторам по 108 сумов за тот же килограмм (9 центов). А тем фермерам, кто не столь оборотист, приходится встречаться с районным прокурором.
- В одиннадцать часов ночи двое милиционеров привели меня к прокурору из-за того, что мое фермерское хозяйство не выполнило план по продаже пшеницы государству, - говорит владелица одного из фермерских хозяйств, пожелавшая остаться неназванной.
По ее словам, в этом году урожай пшеницы в ее фермерском хозяйстве оказался невысоким, всего двадцать пять центнеров с гектара, хотя некоторые сорта в этих краях при благоприятных условиях дают урожай до восьмидесяти центнеров. Одной из причин невысокого урожая фермерша считает то, что местная администрация встречает чуть ли не во все дела хозяйства. Вместо того чтобы заниматься полевыми работами, фермерам приходится часами просиживать на различных совещаниях и "разборах", которые хоким района (глава администрации) проводит вместе с прокурором, готовым в любую минуту открыть уголовное дело в отношении провинившегося, на его взгляд, фермера.
- Посевные работы в моем хозяйстве запоздали на два месяца именно по вине нашего хокима, - утверждает другой фермер. - Те хозяйства, которые успели посеять пшеницу в сентябре, сдали план, а мне пришлось сеять эту культуру в ноябре, из-за чего урожайность снизилась, и со сдачей плана у меня возникли проблемы.
По словам фермера, теперь он ведет переговоры с заготовительными пунктами о погашении плана посредством покупки накладных на якобы сданный урожай.
Кстати, после публикации на сайте "Фергана.ру" заметки "Во время уборки урожая каждого узбекистанского фермера контролируют спецслужбы" некоторым фермерским хозяйствам начали выплачивать деньги за прошлогодний урожай хлопка. Однако и тут не все гладко: на поступающие деньги находятся чужие хозяева.
Средства на счета фермеров поступают строго по назначению. А это значит, что помимо выплат налогов и оплаты коммунальных услуг каждое фермерское хозяйство должно перечислить определенную сумму на развитие детского спорта, в фонд футбольного клуба "Навбахор", президентом которого является начальник УВД Наманганской области, и тому подобное. Причем по распоряжению властей банк перечисляет деньги на определенные счета, даже не спрашивая на то разрешения у фермеров. Между тем, суммы перечисляются значительные.
- Представьте, я из своих же денег не могу оплатить даже контракт на учебу сына в институте, - сокрушается фермер. - А чтобы выбить нужную сумму денег, надо кого-то упрашивать, унижаться...
Примечательно, что условия работы сельчан в двух соседних областях - Андижанской и Наманганской - значительно разнятся. Многие хозяйства, расположенные на границе обеих областей, разделяет маленький арык или речка. На освобожденных от пшеницы полях фермерских хозяйств Андижанской области дехкане успели посадить ростки риса. В Наманганской же области эту культуру разрешили засеять лишь на десяти процентах от всего количества освобожденных земельных угодий. И поэтому данную культуру можно увидеть только на личных участках наманганских сельчан. Между тем, по мнению одного из фермеров, выращивание риса освобождает почву от соли, что позволяет улучшить урожайность хлопчатника. В этом фермер убедился на собственном опыте:
- На участках, где я в прошлом году сеял рис, хлопчатник развивается быстрее, чем в других местах.
На освобожденных от пшеницы землях дехканам не разрешают сажать ни картофель, ни кукурузу, ни маш, ни фасоль. А ведь, кажется, до зимы можно было бы получить значительные урожаи этих культур. Однако, по мнению местных властей, земля "должна отдыхать". И точка.