Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Налогообложение хлопководства в Узбекистане. Возможности для реформы

05.09.2005 14:42 msk, Соб. корр.

Экономика

В последнее десятилетие урожайность хлопчатника значительно повысилась во всех крупных хлопкосеющих странах: в Бразилии она поднялась на 181 процент, в Китае – на 45 процентов. И только в Узбекистане урожайность хлопчатника остается неизменной на протяжении последних пятнадцати лет. Об этом говорится в обнародованном на днях исследовании Всемирного банка о налогообложении сектора хлопководства в Узбекистане за период с 2000 по 2004 год.

Основной вывод исследования состоит в том, что налоги в хлопководческой отрасли Узбекистана гораздо выше, чем в любой другой области сельского хозяйства, поэтому урожайность хлопчатника остановилась на одном уровне, в то время как урожайность других культур с каждым годом повышается. Хлопчатник облагается сверхвысокими налогами, что лишает фермеров материальных стимулов его выращивать, и приводит к тому, что они концентрируют свои усилия на производстве других сельскохозяйственных культур.

На сегодняшний день государство до сих пор распределяет между фермерами земельные площади, на которых те обязаны выращивать две стратегические культуры: пшеницу или хлопчатник. Последний дает почти 15 процентов от ВВП страны и является основной экспортной культурой, принося около 25 процентов общей валютной выручки, а также служит источником значительных налоговых поступлений.

Со времени обретения независимости Узбекистана производство хлопка остается под полным контролем правительства, а производители хлопка вынуждены сдавать почти весь урожай государству по ценам, которые устанавливает правительство, и которые значительно ниже экспортной паритетной цены, складывающейся в рыночных условиях. Это приносит в казну основную часть налоговых поступлений от сельского хозяйства, помимо прямых налогов, таких как НДС на очистку хлопка-сырца и акцизных налогов на хлопковое масло. В то же время тяжелое налоговое бремя ведет к отсутствию материальных стимулов у производителей хлопка и, чтобы не допустить снижения его производства, правительство осуществляет контроль над сектором.

Конечные налоговые поступления от хлопкового сектора в Узбекистане являются значительно более низкими, чем принято считать. После вычета стоимости правительственных субсидий из общего объема налогов, полученных от сектора хлопководства, обнаруживается, что чистые налоговые поступления снизились с 9,5 процентов ВВП в 2000 году до примерно 1,4 процента ВВП в 2004 году. Следом за отсутствием производственных стимулов, а также ухудшением качества земель, произошло постепенное снижение урожайности хлопчатника – с 2,7 т/га до 2,2 т/га (хотя следует отметить, что в 2004 году урожайность восстановилась до 2,5 т/га).

В данном контексте интересно провести сравнение с ситуацией в Китае. При схожих с Узбекистаном климатических условиях, за период с 2000 по 2004 годы Китай получал средний урожай в 3,3 т/га по сравнению с 2,2 т/га, полученными в Узбекистане. Сокращение налогового бремени, либерализация и технологические улучшения позволили этой стране добиться впечатляющих результатов в развитии сектора хлопководства.

Сегодня в социалистическом Китае фермеры могут самостоятельно принимать решения о том, какие им выращивать культуры, без каких-либо государственных планов относительно засеваемых площадей. Сбыт продукции предельно либерализован: фермеры могут продавать свой хлопок куда хотят и кому хотят. Хлопкоочистительные заводы не откладывают выплату денег на долгий срок, а платят фермерам наличными в день поставки им хлопка-сырца. Налогообложение производства хлопчатника, существовавшее в Китае в конце 80-х годов, в наши дни практически отменено. Зато введены достаточно высокие земельный налог и плата за воду, что обеспечивает правильные стимулы для повышения производительности.

«Если бы Узбекистан смог достичь такой урожайности, как в Китае – с 2,5 до 3,5 т/га – это был бы большой рост», – замечает по этому поводу Мартин Райзер, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане. «В денежном исчислении это могло бы составить около миллиарда долларов. И достичь этого не так уж сложно. Но в последние 15 лет в Узбекистане не повышается урожайность хлопчатника, не увеличивается эффективность его производства, а это значит, что треть рабочей силы страны занято в убыточном секторе. Если вы производите хлопок, то у вас нарастает долг, а затем государство его списывает».

Пример соседних с Узбекистаном стран также демонстрирует, что урожайность хлопчатника при желании нетрудно повысить. Вот что говорит по этому поводу Маурицио Гуадини, специалист Всемирного банка по сельскому развитию:

– Сравнивая хлопководство Узбекистана и Казахстана, мы видим, что в Казахстане оно более эффективно. В Казахстане происходит расширение этого сектора, даже, на наш взгляд, чрезмерное. В прошлом году они платили 300-350 тысяч сумов за тонну хлопка-сырца, в пересчете на сумы (в Узбекистане в прошлом году закупочная цена составляла 225 тысяч сумов за тонну). К сожалению, в Узбекистане структура налогообложения неэффективна – чем больше производится продукции, тем больше размер налога. И это приводит к тому, что инвестиции направляются не в хлопководство, а в другие отрасли. Мы понимаем, что в республике есть какие-то институциональные препятствия реформам…

Таким образом, проблема не ограничивается излишне высоким уровнем налогообложения. Авторы исследования указывают, что нынешняя структура налогообложения неэффективна в целом, поскольку не носит стимулирующего характера. По их мнению, производство хлопка в Узбекистане вполне можно повысить без дополнительных капиталовложений, если одновременно снизить государственные субсидии и налоги, повысить закупочные цены на продукцию и материально-технические ресурсы до мировых уровней и либерализовать рынки их сбыта.