Обзор политических событий Казахстана. Передел на фоне кризиса
Прошедшая неделя была насыщенной и богатой на события, которые доказывали самоочевидную истину: жизнь обмануть невозможно. Можно людям надолго заморочить голову, можно довольно долго обманывать себя и всю нацию, но жизнь будет преподносить неприятные сюрпризы, которые сведут все мифотворческие и пропагандистские усилия к нулю. Можно отрицать, что никакого кризиса нет и быть не может, но тающее благополучие и ухудшающееся благосостояние граждан будут решительно говорить об обратном.
Инфляция и цены душат экономику
Правительство официально сообщило о снижении темпов роста ВВП. По итогам первого полугодия рост ВВП страны составил 5,1 процента, что в два раза ниже аналогичного показателя 2007 года. Напомним, что по прогнозам Минэкономики, темпы реального роста экономики в 2008 году изначально планировались на уровне 8,5 процентов, но впоследствии данный показатель был скорректирован в сторону снижения и зафиксирован в коридоре 5-7 процентов.
14 июля 2008 года премьер-министр Карим Масимов провел селекторное совещание, посвященное ситуации с инфляцией, на котором раздал на орехи не только членам кабинета, но и акимам (губернаторам) областей. И это не случайно. Растущие цены на продукты и товары первой необходимости, рост тарифов на коммунальные услуги и энергоносители, - все это больно бьет по кошелькам граждан. Как сообщил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, стоимость потребительских товаров и услуг за полгода выросла по республике на 5,7 процента. В июне в наибольшей степени подорожали продовольственные товары - на 8,1 процента по сравнению с 5,1 процента в январе-июне прошлого года. По сравнению с предыдущим месяцем больше всего подорожали рис - на 35,4 процента, крупы - на 3 процента, масло подсолнечное - на 2,7 процента. Наибольший уровень инфляции сложился в Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Кызылординской, Акмолинской областях, городах Астана и Алма-Ата.
Было грустно наблюдать за уставшим К.Масимовым и несмелыми, а порой нелепыми отговорками региональных властей. Временами премьер был вынужден прерывать заготовленные речи акимов. Например, оправдательную эскападу акима Кызылординской области Б.Кундыкова премьер остановил словами: «Объяснить можно все, что угодно. Надо работать и следить за той областью, которая вам президентом поручена. И за ценами. Все что угодно можно объяснить. Надо сидеть и каждый день заниматься этим вопросом. Не принимаются ваши объяснения. Занимайтесь, потому что тянете все эти вопросы». После этого аким Акмолинской области Альберт Рау даже не стал оправдываться и коротко сказал: «Карим Кажимканович, могу только сказать то, что вы сказали - надо заниматься!».
К.Масимов сообщил, что 5 августа пройдет расширенное заседание правительства с участием акимов, на котором отдельной темой будут рассмотрены вопросы инфляции по итогам семи месяцев. Он пригрозил местным властям: «Мы каждого акима заслушаем. В июле нужно существенно снизить темпы инфляции. Июль-август - это те месяцы, когда мы можем показать хороший результат. И в июне могли, но недостаточно поработали, расслабились».
Другой важной темой, обсуждавшейся на заседании, стали вопросы сельского хозяйства. Несмотря на то, что в обществе много говорится о неблагоприятных видах на урожай, что многие предприятия и фермеры не смогли даже засеяться, а засеявшиеся уже страдают от небывалой засухи и нашествия саранчи на юге страны, правительство сохраняет прежний оптимизм.
«В целом, для продовольственных нужд республики требуется порядка 3,3 млн. тонн зерна», - отметил министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев. Он также подчеркнул, что собственным зерном обеспечены только семь зерносеющих областей. В другие семь областей - это Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Джамбульская, Алма-атинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Мангыстауская - и города Алма-Ата и Астана - требуется завоз продовольственного зерна и муки. К сожалению, отметил он, «большинство участников зернового рынка страны заняли выжидательную позицию, связанную с прогнозами высоких объемов экспортных отгрузок зерна на внешние рынки», что может негативно отразиться на обеспеченности зерном внутреннего рынка в осенний период. Минсельхоз страны для обеспечения стабильности на внутреннем рынке намерен сформировать стабилизационный зерновой фонд в объеме 600 тысяч тонн.
Другой «традиционной» проблемой сельского хозяйства являются цены на дизтопливо и его дефицит во время уборки урожая. Как пояснил руководитель Минсельхоза, в рамках меморандумов, заключенных между госорганами и основными игроками на рынке нефти и ГСМ и ГСМ, определены отпускные цены заводов на дизтопливо в следующих пределах: с Атырауского нефтеперерабатывающего завода и «ПетроКазахстан» - по цене 91 тысяча тенге за тонну ($1=120 тенге), с Павлодарского НПЗ - 93 тысячи тенге за тонну. «В итоге, с учетом затрат операторов, стоимость одного литра дизтоплива в среднем по республике составит 84 тенге», - заявил министр. По словам Куришбаева, что в настоящее время обеспеченность дизтопливом сельхозпроизводителей составляет всего тринадцать с половиной процентов. В целом, по данным чиновников, потребность в дизельном топливе на проведение уборочных работ составляет 389 тысяч тонн.
Не добавляют оптимизма в этой связи и заявления министра энергетики Сауата Мынбаева, который сообщил, что ежемесячное производство дизтоплива в стране составляет примерно триста сорок тысяч тонн, из которых «сто тридцать тысяч тонн министерство обязуется направлять по фиксированным ценам на нужды сельхозпроизводителей. Кроме того, как пояснил С.Мынбаев «порядка семидесяти тысяч тонн составляют потребности КТЖ (национальная железнодорожная монополия «Казахстан темир жолы»), поэтому на свободный рынок действительно остается только сто сорок тысяч тонн. Эти объемы мы попытаемся увеличить».
Подытоживая итоги совещания, Масимов поручил главе Министерства энергетики и минеральных ресурсов провести совещание с поставщиками. «У меня до конца недели должен быть четкий график, откуда и куда идет ГСМ», - сказал руководитель правительства. – «Здесь не надо стесняться, можно административный ресурс применять, но мы должны все обеспечить».
Как побороть бензиновый сговор?
Беспрецедентный рост цен на бензин и дизтопливо негативно сказывается не только на сельчанах, но и на всем населении страны. По данным министерства экономики, только в июне стоимость бензина по стране выросла на два процента, а дизтоплива - на 6,8 процента. В разрезе регионов наибольший рост цен на бензин зафиксирован в Карагандинской - 5,5 процента, Костанайской - 5,2 процента, Северо-Казахстанской - 4,3 процента, Мангистауской областях – 3 процента, Алма-Ате – 4 процента. Самый значительный скачок цен на дизтопливо произошел в зерносеющих регионах: в Костанайской области - на 30,4 процента, Северо-Казахстанской - на 25,1, Кызылординской - на 17,4 процента. Такая ситуация выглядит нелепой, если учесть, что Казахстан ежегодно увеличивает добычу и переработку нефти, а нефтеперерабатывающие заводы страны фактически перешли под контроль государства. Большинство наблюдателей и экспертов не видят никакого прогресса в этой сфере и называют ежегодные скачки цен результатом коррупции и ценового сговора производителей.
На встрече министра энергетики с руководителями нефтяных и розничных компаний, которая состоялась спустя три дня после селекторного совещания в правительстве, кипели нешуточные страсти. Министр Сауат Мынбаев жестко потребовал от игроков рынка дать ответы на волнующие общество вопросы. Особенно досталось компании «Гелиос», которая владеет крупной сетью заправочных станций. «Дайте внятное объяснение: почему с 12 по 13 июля цены на дизтопливо, например, в Актюбинске увеличились с 81 до 99 тенге?», - допытывал представителя компании министр. Ответ представителя «Гелиоса» сводился к тому, что компания с начала года держала цены, а 12 июля подняла их в среднем на восемнадцать процентов. Мол, доходы компании не позволяют держать цены на прежнем уровне.
По итогам встречи руководитель Министерства энергетики и минеральных ресурсов заявил об очередном ужесточении требований по экспорту для нефтекомпаний, не выполняющих обязательства по поставкам на внутренний рынок. «Мы частично административно регулируем этот вопрос. Вынуждены это делать. Если данная ситуация немедленно не исправится, буквально на днях будут приняты дополнительные ограничения на экспорт сырой нефти для тех недропользователей, которые не выполняют задание по поставке на внутренний рынок», - заявил С.Мынбаев. Однако эти мероприятия вряд ли смогут гарантировать более или менее серьезное снижение цен. В результате переговоров удалось лишь зафиксировать существующий статус-кво: с компаниями достигнута договоренность о том, чтобы «цена на дизтопливо на рынке не превышала ста тенге за литр, а цена на дизтопливо для сельхозпроизводителей была не выше девяноста одного тенге».
Договоренности между правительством и нефтяными компаниями власти, видимо, решили подкрепить и угрозами антитрастовых расследований в отношении последних. Агентство по защите конкуренции объявило о проведении специального расследования в отношении тридцати производителей, поставщиков и трейдеров ГСМ, в том числе трех нефтеперерабатывающих заводов. Как заявил на специально созванном брифинге директор Департамента выявления антикоррупционных действий субъектами рынка Агентства Рахат Турсынов, чиновники намерены выяснить их возможную причастность к росту цен на топливо. По словам Турсынова, «ряд субъектов рынка, осуществляющих деятельность на рынке нефти и нефтепродуктов, принимая во внимание те объективные причины, которые сейчас явились основанием для некоторого роста - такие, как заготовка кормов, подготовка к посевной, - воспользовавшись данной ситуацией, подняли цены на свою продукцию. После завершения проверки и проведения расследования агентством будут приняты решения и, в случае выявления нарушений, таких как ценовой сговор или согласованные действия, материалы будут сразу передаваться в судебные органы».
Новый нефтяной передел?
На фоне очередного сезонного витка цен на нефтепродукты, обвинений в ценовом сговоре и несостоятельности правительства особо интересными выглядят телодвижения вокруг крупнейшей нефтекомпании «Мангистаумунайгаз». Компания, владельцем которой в свое время называли опального зятя президента Рахата Алиева, стала объектом беспрецедентного торга между казахстанскими и российскими игроками.
Национальный нефтяной оператор «КазМунайГаз» (КМГ) уже подписал соглашение с индонезийской Central Asia Petroleum Ltd., являющейся официальным владельцем «Мангистаумунайгаза», о выкупе пятидесяти одного процента акций. Нацкомпания планирует ускорить все необходимые действия и процедуры и закрыть сделку до конца года. Любопытно, что руководители КМГ до сих пор отказываются назвать цену вопроса, ссылаясь на то, что «вопрос упирается в проводимую оценку активов «Мангистаумунайгаза». Другим вопросом, который волнует наблюдателей, является вопрос о том, кому собственно перетекут средства за контрольный пакет акций крупнейшей нефтяной компании, владеющей, помимо всего прочего, и сетью заправок «Гелиос»?
Как сообщают информационные агентства, АО «Мангистаумунайгаз» (ММГ) создано в 1995 году. Компания обладает лицензиями для добычи углеводородного сырья на пятнадцати месторождениях, в том числе на газонефтяных месторождениях Асар, Бурмаша, Каламкас, Жетыбай Восточный, на нефтяных месторождениях Алатобе и Карагие Северное, на нефтегазоконденсатном месторождении Жетыбай, на нефтегазовом месторождении Оймаша, нефтегазоконденсатном месторождении Жетыбай Южный. Добывает около 5,5-6 млн. тонн нефти в год. Кроме того, ММГ контролирует Павлодарский НПЗ (42 процентами которого уже владеет НК «КазМунайГаз»).
На днях газета «Время» опубликовала статью «Минаварыч, чей навар?», в которой со ссылкой на американское издание «The Wall Street Journal» говорилось, что к «МангистауМунайГаз» проявляют интерес западные инвесторы. В статье говорится: «Знающие люди говорят: холдингу могут предложить, по крайней мере, четыре миллиарда долларов. Однако темная история с владельцем компании и вероятность вмешательства в сделку государства остановили потенциальных инвесторов». «Те же «знатоки» утверждают, что западные банкиры, изучавшие возможность инвестирования в «МангистауМунайГаз», считают: именно Алиев контролирует компанию. Сразу после его «низложения», как говорят посредники, представляющие, по их словам, Рахата Алиева, банкирам было предложено купить «МангистауМунайГаз».
Как сообщает газета «Время», «на «МангистауМунайГаз» положили глаз еще и российские, и китайские компании... За последние годы китайская компания China National Petroleum Corp. купила Petrokazakhstan, а China’s Citic Group - Nations Energy. Российское OAO Lukoil купило Nelson Resources».
На днях о своих притязаниях на оставшиеся 49 процентов акций ММГ заявила и крупнейшая российская компания ОАО «Газпром нефть». Как заявил зампредседателя правления этой компании Борис Зильберминц, «Газпром нефть» «ведет переговоры с КМГ о совместном выкупе ММГ. Россиянам интересна не только добыча на месторождениях, принадлежащих ММГ, но и нефтеперерабатывающие мощности». Спустя несколько дней заинтересованность в приобретении ММГ подтвердил и председатель правления ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков, который провел встречу со своим казахским коллегой Сериком Буркитбаевым. Как считают финансовые аналитики, в случае положительного решения вопроса, российской компании за акции ММГ придется выложить «порядка 2,35-2,7 млрд. долларов».
Станет ли «Казахмыс» российским?
Довольно солидные сделки в нефтяной сфере может спокойно переплюнуть возможная сделка, связанная со слиянием крупнейшей металлургической компании «Казахмыс» с российской компанией «Металлоинвест», контролируемой олигархом Алишером Усмановым.
Начиная с понедельника, казахстанские эксперты были взбудоражены слухами о том, что медная корпорация «Казахмыс» ведет переговоры о слиянии с «Металлоинвестом». Как сообщили информационные агентства, «сделка может произойти в форме обратного поглощения, по итогам которого Усманову достанется контрольный пакет акций в объединенной компании. Предположительно, рыночная стоимость компании, полученной в результате слиянии «Металлоинвеста» с «Казахмыс», будет составлять около $50 млрд.».
День спустя компания «Казахмыс» подтвердила слухи и распространила пресс-релиз под названием «Заявление относительно циркулирующих на рынке слухов». В нем говорится: «Казахмыс подтверждает, что он продолжает изучать широкий круг потенциальных возможностей, а также то, что Компания находится на очень ранней стадии дискуссий о возможном объединении с другой компанией, которые потенциально могут как привести, так и не привести, к получению конкретных предложений. Поскольку переговоры находятся на очень ранней стадии, в настоящее время нет никакой определенности относительно сроков и структуры сделки, а также перспективы достижения договоренности между сторонами».
Казахстанская деловая газета «Бизнес и власть» приводит слова вице-министра финансов Даулета Ергожина о том, что согласно закону «О недрах и недропользовании» при продаже, слиянии или поглощении компании, имеющей лицензии на разработку казахстанских месторождений, государству принадлежит право «первой ночи». «Значит, Казахмыс, прежде чем заключать с кем-либо соглашение, должен будет, в первую очередь, предложить правительству выкупить выставленный пакет. Кстати, прочитав о готовящейся сделке, я позвонил в Казахмыс, и мне ответили, что официального предложения о слиянии от «Металлоинвеста» пока не поступало», – заявил вице-министр. «Все будет тщательно проверяться: условия сделки, экономическая целесообразность слияния, реальная стоимость российской компании, ее капитализация, техническая база, какие месторождения входят в состав «Металлоинвеста». Может, капитализация и операционная прибыль у них сегодня большая, зато месторождения истощены», – пояснил г-н Ергожин.
Отслеживающая данную сделку российская газета Коммерсант сообщает: «Казахмыс» входит в десятку крупнейших медных компаний мира. По итогам 2007 года выпустил 381,2 тысячи тонн медных катодов, 35,7 тысячи тонн катанки, 389,9 тысячи тонн меди в концентрате, 45,2 тысячи тонн цинка. Кроме меди занимается производством золота, серебра и цинка, нефтепереработкой. Выручка «Казахмыса» в 2007 году составила $ 5,26 млрд. (на 4,2 процента больше, чем в предыдущем году), EBITDA - $ 2,34 млрд. (рост - 1,2 процента). 45,76 процента акций «Казахмыса» принадлежит председателю совета директоров Владимиру Киму, 15 процентов - правительству Казахстана, 8,73 процента - гендиректору Олегу Новачуку, около трех процентов - менеджменту».
Айдос Саримов, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева