Обзор событий в Казахстане. Новые шансы на выход из политического кризиса?
Политическое руководство Казахстана за неимением лучшего восстанавливает советские традиции и институты, лучшим доказательством чему стало проведение съезда молодежного крыла президентской партии «Нур Отан» и выступление на нем главы государства Нурсултана Назарбаева, от которого резко повеяло нафталином. Лишенные парламентского представительства политические силы как оппозиционного, так и провластного лагерей заявили о создании альтернативного «парламента». Между тем, вернувшийся на свою прежнюю должность советника президента Ермухамет Ертысбаев верифицировал оппозиционную партию «Азат», серьезно повысив ее шансы пройти в парламент на предстоящих выборах в Мажилис (нижнюю палату парламента Республики Казахстан. - Прим. ред.).
Многопартийный ответ монопартизму
Сформированный в результате нечестных и несвободных выборов монопартийный нуротановский парламент, похоже, перестает устраивать не только демократические, но и провластные силы Казахстана. Их недовольство на прошедшей неделе привело к попытке формирования альтернативного Общественного парламента «Халык Кенесы» («Народный Совет»), инициатива создания которого принадлежит Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) во главе с Жармаханом Туякбаем. На состоявшемся 12 мая учредительном заседании представители ряда политических партий, общественных и неправительственных организаций подписали протокол о создании указанной структуры и приняли обращение к соотечественникам с призывом поддержать эту инициативу. Отметим лишь, что инициатива эта не оригинальна: в той или иной вариации подобные организации пытаются создать демократические силы в России и Кыргызстане.
Свои подписи под данным обращением поставили лидеры ОСДП, а также партий «Ак жол» («Светлый путь»), «Ауыл» («Село»), «Руханият» («Духовность»), Коммунистической народной партии, незарегистрированных партий – «Алга» («Вперед») и «Халык рухы» («Дух народа»). Кроме того, в состав «альтернативного Мажилиса» вошли такие известные общественные деятели страны как Булат Абишев, Амангельды Айталы, Серикбай Алибаев, Асылбек Кожахметов, Хасен Кожа-Ахмет, Сейдахмет Куттыкадам, Амалбек Тшанов, Сергей Уткин и другие.
В своем Обращении учредители Общественного парламента, в частности, заявили: «Формирование в результате грубых фальсификаций беспрецедентного для современного мира однопартийного парламента лишило миллионы казахстанцев возможности влиять на принятие государственных решений». По их мнению, сегодня «настало время создать действенный механизм выработки альтернативных мнений общественно-политических сил страны по обустройству и развитию Казахстана. Необходимо добиваться, чтобы эти предложения оказывались достоянием всего общества, побуждали власть думать и трудиться во имя народа, способствовали развитию гражданского общества и реальной политической конкуренции».
Между тем, как показали последующие события, в общем-то разумная инициатива оставшихся за бортом парламента политических сил пока еще не находит понимания как со стороны власти, так и ряда влиятельных оппозиционных партий. Сомнительно, что инициатива общественности получит поддержку со стороны администрации президента и «единственного акционера» парламента – партии «Нур Отан». Скорее всего, власть будет игнорировать этот институт, напоминая о необходимости сотрудничества всех политических сил с балаганными структурами вроде так называемой Общественной палаты при парламенте, а также множащихся вегетативным путем общественных комиссий, советов и рабочих групп при партии «Нур Отан». Поддержка «анти-Мажилиса» со стороны государственных чиновников была бы равносильна признанию полной недееспособности и несостоятельности монопартийного парламента консолидировать общество и решать существующие проблемы. Власть и без того прекрасно понимает ущербность созданного ею «монстра» и предпринимает попытки для того, чтобы хоть как-то легитимизировать его деятельность в глазах казахстанского и мирового сообщества, особенно на фоне грядущего председательства страны в ОБСЕ. А если учесть, что в ближайшие год-полтора могут грянуть досрочные выборы, то «игра в демпарламент» совершенно не будет стоить свеч.
Многие наблюдатели отметили, что на учредительном заседании не было представителей партии «Азат» и Коммунистической партии Казахстана во главе с Серикболсыном Абдильдиным. Несмотря на то, что лидеры указанных партий пока еще никак не прокомментировали свое неучастие в работе общественного парламента, можно предположить, что это связано не только и не столько с натянутыми межличностными и непростыми внутривидовыми отношениями. Скорее всего, речь может идти о неверии представителей неприсоединившихся партий в будущность подобного института, в саму возможность конструктивного сотрудничества столь разношерстных, разновекторных сил под одной «политкрышей». Тем более что существуют серьезные вопросы, связанные с позиционированием этой структуры.
Тот идейно-политический разнобой, которым сопровождался созыв «анти-Мажилиса», показывает, что даже сами организаторы не до конца представляют себе, чем он станет, а также чем, собственно, он будет заниматься. Попытки некоторых сил представить его деятельность как «объединение демократических сил», а также неуклюжие попытки обвинить неприсоединившиеся силы в «торпедировании процесса консолидации оппозиции» по понятным причинам не выдерживают никакой критики. Понятно, что провластные партии не смогут стать «оппозиционными», а демократические силы – «провластными». Речь, в лучшем случае, может идти о некоем политическом «междусобойчике», который, собираясь один раз в месяц, станет площадкой для обсуждения некоторых инициатив. Своего рода межпартийный клапан для выпуска накопившегося пара и инструмент антирежимной медитации.
Как бы там ни было, общественный парламент создан. Окажется ли эффективной его деятельность или он, напротив, «самораспустится» после третьего заседания, будет зависеть непосредственно от его учредителей и участников. Если альтернативные парламентарии смогут представить общественности действительно нужные и важные законопроекты, готовить и предлагать альтернативные правительственным программы и инициативы, быть может, это станет еще одним весомым аргументом в пользу объявления новых выборов. Поживем – увидим.
«…Гейт», «…гейт», «…гейт»…
На неделе получили свое продолжение скандальные процессы «КТЖгейт», «Рахатгейт» и «Шаныракгейт».
Адвокаты арестованного органами финансовой полиции экс-руководителя национальной компании «Казахстан темир жолы» Жаксыбека Кулекеева организовали в средствах массовой информации массированную атаку на следствие и предъявили общественности очередную порцию доказательств его невиновности. Кроме того, в некоторых средствах массовой информации было опубликовано обращение группы действующих высокопоставленных топ-менеджеров национальной компании к президенту Н.Назарбаеву, в котором содержалась просьба «обеспечить беспристрастное и объективное рассмотрение данного инцидента».
13 мая родственники и близкие похищенных в конце января 2007 года бывших топ-менеджеров «Нурбанка» Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова организовали пикетирование посольства Австрии в Казахстане с требованием экстрадиции экс-зятя главы государства Рахата Алиева и его сообщников. Пикетчики передали австрийскому консулу Клаусу Райнхоферу специальную петицию. Тот, в свою очередь, клятвенно заверил собравшихся, что отправит письмо по официальным каналам в Австрию, но ничего большего обещать не может, поскольку «данным вопросом в Австрии занимается министерство юстиции, а не министерство иностранных дел».
В тот же день состоялась пресс-конференция представителей регионального общественного объединения (РОО) «Шанырак» во главе с Асылбеком Кожахметовым, который поведал о новых обстоятельствах резонансного уголовного дела в отношении защитников алма-атинских трущоб, осужденных судебными органами на длительные сроки тюремного заключения по обвинению в убийстве полицейского и организации массовых беспорядков. Организаторы пресс-конференции распространили покаянное заявление главного свидетеля обвинения А.Ибрагимова, который в своем заявлении на имя председателя Верховного суда Казахстана сообщил, что его показания были получены в результате физического и психологического давления, в результате чего он был вынужден оговорить четверых привлеченных к ответственности по этому делу. Ибрагимов заявил: «Осужденных Едигеева, Тараншиева, Отегенова, Туякова я не видел и не знаю, чем они занимались. Полностью отказываюсь от показаний, данных мною. Потому что эти показания даны мною под давлением и издевательством, пыткой сотрудников следственных органов». Адвокаты осужденных уже направили письменные ходатайства в Верховный суд Республики, заседание которого по данному делу состоится 10 июня.
Еще одним итогом шаныраковских событий (в хорошем смысле слова) можно назвать проведение представительной республиканской конференции «Внутренняя миграция: процессы, проблемы и пути их решения», которая состоялась 15 мая в стенах мажилиса парламента. На конференции, организованной РОО «Шанырак» при поддержке правительственных и законодательных структур, неправительственных и международных организаций, впервые после трагических событий представители власти и гражданского общества сумели обсудить злободневные вопросы, связанные с неконтролируемой миграцией в Казахстане и сопутствующими им социальными конфликтами. Как сообщил вице-министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов, «только за 2007 год из села в город выехали около восьмидесяти семи тысяч человек». Так что без принятия кардинальных мер, направленных на изучение, анализ, регулирование миграционных потоков, без проведения активной политики по поддержке мигрантов, принятия комплексных программ их социализации, возможность повторения шаныраковских событий в Алма-Ате и других регионах страны остается высокой.
Весеннее наступление оппозиции
Отказавшаяся от участия в работе «анти-Мажилиса» оппозиционная партия «Азат» 13 мая провела пресс-конференцию, на которой распространила документ под названием «О необходимости созыва Антикризисного совещания». Лидеры партии Булат Абилов, Тулеген Жукеев и Петр Своик выступили с требованием отставки кабинета Карима Масимова и созыва антикризисного совещания под руководством президента для выработки «национальной антикризисной программы».
Необходимость такого шага они обосновали тем, что «со времени шокового торможения кредитования и жилищного строительства прошло уже девять месяцев. Беспрецедентный поствыборный скачок коммунальных тарифов и цен на продовольствие, другие товары и услуги первой необходимости продолжается и по сегодняшний день. В результате произошло снижение производства в обрабатывающих отраслях промышленности, стагнация розничного товарооборота, невыполнение плана по сбору налогов, падение реальных доходов у семидесяти процентов населения и в целом резкое ухудшение социального самочувствия граждан».
Для выхода из кризиса лидеры партии «Азат» предложили созвать «в самое ближайшее время» Антикризисное совещание из числа представителей ведущих политических сил, бизнес-сообщества, авторитетных казахстанских и международных экспертов. В качестве первоочередных мер одна из ведущих оппозиционных партий предложила следующие: оперативно компенсировать последствия скачка цен для граждан с фиксированными доходами за счет сокращения расходов на строительство престижных объектов Астаны, капитализацию госхолдингов и финансирование силовых структур; осуществить «безотлагательное контр-циклическое фискальное стимулирование конечного потребительского и инвестиционного спроса». Исходя из проведенных макроэкономических расчетов, партия предложила направить на эти цели восемьсот сорок миллиардов тенге ($1=120 тенге) за счет средств Нацфонда. Кроме того, по мнению азатовцев, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие замену 13-процентного НДС пятипроцентным налогом с розничных продаж и снижение для несырьевого сектора ставки корпоративного подоходного налога.
Несмотря на то, что предложения оппозиционной партии первоначально были подвергнуты критике со стороны провластных СМИ и прорежимных политологов, они оказались востребованными как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны действующей власти. Например, выступая на форуме «Дни PR в Казахстане», председатель правления АО «Банк Каспийский» Михаил Ломтадзе заявил: «В государстве должен быть штаб, который полностью координировал бы все коммуникации и подчинялся бы высокопоставленным руководителям, которые могут это контролировать». Интересно, что предложения партии практически полностью совпали с опубликованным в пятницу заключением экспертов Международного валютного фонда по Казахстану.
Вернувшийся в тот же день на прежнюю должность советника президента экс-министр информации Ермухамет Ертысбаев спустя несколько дней опубликовал интервью в газетах «Экспресс-К» и «Литер», в которых фактически верифицировал партию «Азат» и признал актуальность выдвинутых ею предложений. Несмотря на формальную критику требований оппозиции, советник Назарбаева отметил, что «предлагаемый оппозицией комплекс антикризисных мер по ряду позиций совпадает с принципами социальной политики, провозглашенной главой государства в том же послании к народу». В одном интервью советник заявил: «Я буду рекомендовать президенту непременно принять в ближайшее время Абилова, Жандосова, Своика и Жукеева. В конце концов, многие из них работали в правительстве, в администрации президента. Я думаю, это продуктивнее, чем сразу собирать «антикризисное совещание». А в другом интервью Ертысбаев посоветовал оппозиционерам провести встречу с премьер-министром Масимовым, поскольку тот «человек демократичный, по-моему, найдет время на разговор с ними. Если будут действительно дельные советы, он ими непременно воспользуется». В целом, по словам представителя «Ак Орды» («Ак Орда» - государственная резиденция президента Казахстана. - Прим. ред.), «президент всегда говорил о конструктивной оппозиции. Если «Азат» сможет стать такой оппозицией, то он будет представлен в парламенте».
С чем связано такое благоволение начавшего заниматься своим делом советника Н.Назарбаева, можно только гадать. Понятно, что субботний ертысбаевский «информационный дуплет» является довольно четким сигналом для казахстанской оппозиции. Сигналом, который, как минимум, был согласован с руководством администрации президента на самом высоком уровне. Означает ли это начало новой содержательной политики властей по налаживанию конструктивного сотрудничества с оппозицией или это всего-навсего политическая игра, рассчитанная на зарабатывание имиджевых очков перед международным сообществом? Чем на это ответит оппозиция, какие шаги она предпримет в свете означенных властью контрпредложений? Смогут ли стороны сесть за стол переговоров с тем, чтобы предпринять совместные шаги по выходу из затянувшегося политического кризиса и нарастающего экономического? Означают ли заявления высокопоставленного чиновника готовность власти пойти на досрочные выборы парламента? Является ли позиция Ертысбаева консолидированной позицией всей властной верхушки, или же это самостоятельная игра определенных сил, не учитывающая интересы других сильных игроков внутри власти? Однозначных ответов пока нет.
НАН+НО=ЖО?
«Ак Орда» продолжает усиленно выстраивать единую властную вертикаль вокруг партии «Нур Отан» (НО). Именно этим можно объяснить выступление Нурсултана Назарбаева (НАН) на первом съезде Молодежного крыла этой партии «Жас Отан» (ЖО).
Общеизвестно, что для проведения конкурса детского рисунка на асфальте нужны как минимум дети, мел и асфальт. Но, судя по формату и содержанию президентского выступления, власти считают, что для этих целей одного только асфальта вполне достаточно. Остальное дорисуют сами взрослые дядьки.
Желание власти превратить «Нур Отан» и «Жас Отан» в общеобязательные структуры, встроенные в систему бюрократии, понятны. Выступая на съезде, Назарбаев и не скрывал этого. По его мнению, «Жас Отан» должен стать не просто молодежной организацией, а школой, которую необходимо пройти, чтобы получить опыт работы в политических и общественных институтах». В своем докладе он отметил, что государство должно создавать все условия для того, чтобы «молодые люди имели возможность для реализации четырех своих основных прав и обязанностей: получить хорошее профессиональное образование; иметь стабильную работу с достойным уровнем оплаты; иметь собственное жилье для создания семьи; иметь возможность вести здоровый образ жизни».
В качестве мер поддержки возрожденного «нурсомола» Н.Назарбаев предложил создать при нем специальный Совет по молодежной политике, активизировать сотрудничество между «Жас Отаном» и Ассамблеей народов Казахстана и образовать молодежное крыло Ассамблеи. В выступлении лидера «Нур Отана» была особо отмечена необходимость усиления пропаганды в средствах массовой информации духовно-нравственных ценностей, «противостоя бездуховным образцам западной эрзац-культуры». Для достижения этой благой цели было предложено создать на базе телеканала «Еларна» специализированного канала, «целиком посвященного вопросам культуры, спорта и духовно-нравственных ценностей молодежи». Помимо всего прочего президент предложил молодым людям возвращаться в сельскую местность, а также принять участие в реализации проектов «Путевка в жизнь», «Ударные стройки - прорывные проекты», «Открой свой бизнес!», «Построй свой дом!». Не правда ли, очень напоминает комсомольские времена? Для полного счастья и гармонии не хватает только «пионеров» и «октябрят». Хотя кто знает, быть может, и их еще дождемся.
Кстати, на следующий день Нурсултан Назарбаев осмотрел новый головной офис народно-демократической партии «Нур Отан» в городе Астане. Как сообщили в пресс-службе президента, новым офисом партии станет десятиэтажное здание «общей площадью 16.580 квадратных метров», где помимо кабинетов работников центрального аппарата, имеются «конференц-зал на 400 мест, столовая на 160 мест и другие помещения». Совок forever?! Хотя чему тут удивляться: когда в стране становится слишком много «НО», все, в конечном счете, превращается в «ЖО».
Айдос Саримов - руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева, специально для ИА «Фергана.Ру». Еженедельный обзор политических событий в Казахстане выходит по понедельникам. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции ИА "Фергана.Ру".