Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Еженедельный обзор политических событий в Казахстане. В ожидании нового Средневековья?

13.05.2008 18:19 msk, Айдос Саримов (Алма-Ата)

Казахстан Анализ
Еженедельный обзор политических событий в Казахстане. В ожидании нового Средневековья?

На фото - фрагмент государственного флага Казахстана

Несмотря на майские праздники, минувшая неделя в Казахстане оказалась очень насыщенной и богатой на политические события и кадровые назначения. Сменились акимы (губернаторы) двух областей, участники «Рахатгейта» лишились своего имущества и госнаград, снят с должности самый скандальный за всю историю страны министр информации. Но - обо всем по порядку.

Генеральский звездопад

Шестого мая стало известно, что неделей ранее указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по представлениям Алмалинского районного суда города Алма-Аты и военного суда Акмолинского гарнизона лишена государственных наград, специальных и воинских званий и дипломатических рангов группа лиц, входящих в так называемую ОПГ экс-зятя главы государства Рахата Алиева.

Одновременно с этим президент поручил соответствующим госорганам принять решения в отношении других сподручных Р.Алиева по скандальным судебным процессам «Рахатгейт-1» и «Рахатгейт-2». В отношении них также будут приняты «решения, обеспечивающие лишение этих лиц воинских и специальных званий до рядового, их увольнение с воинской и иных видов государственной службы по вышеназванному основанию, лишение их ведомственных наград и знаков отличий, прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие воинские и специальные звания». Надо отметить, что подобное массовое разжалование сразу трех генералов и группы высокопоставленных офицеров спецслужб в истории независимого Казахстана происходит уже во второй раз.

Несмотря на то, что данным указом была поставлена формальная точка в скандальном судебном процессе, говорить о том, что внутриэлитный кризис преодолен, не приходится. Напротив, воинственная риторика самого бывшего зятя Н.Назарбаева, намеревающегося в ближайшее время опубликовать книгу «Крестный тесть», а также его соратников говорит скорее о завершении лишь одного из эпизодов, за которым последуют новые. Так, на прошлой неделе в ряде оппозиционных изданий и интернет-сайтов было опубликовано открытое письмо экс-председателя Комитета национальной безопасности Казахстана Альнура Мусаева президенту Республики Казахстан. Судя по тону письма, экс-руководитель КНБ А.Мусаев вовсе не чувствует себя уязвленным и подавленным. Он пишет: «Я надеюсь, что принятые чрезвычайно строгие репрессивные меры в отношении Рахата Алиева и меня помогут Вам надолго отбить охоту у других близких Вам людей даже думать о президентском кресле в Республике Казахстан. Ну а нам терять нечего».

Особо следует обратить внимание еще на два отрывка из письма А.Мусаева. Первый: «Что касается тех госсекретов, что были разглашены представителями Генпрокуратуры и КНБ, хотел бы Вам напомнить, что Вы более всех осведомлены о моей деятельности, так как я работал под Вашим непосредственным руководством. В середине 90-х годов я организовал продажу за рубеж оружейного урана (в количестве 578 килограммов), сведения о котором на тот период составляли государственную тайну. Легальная часть этой операции называлась программа «Сапфир». За эту операцию в 1997 году группа государственных чиновников и сотрудников КНБ получила государственные награды, ордена и медали. Тогда я ничего не получил, зато сейчас был награжден 35 годами колонии строгого режима. Вы как никто другой знаете, что я обладаю чрезвычайно важными секретами, и если бы я их разгласил, у Вас на столе давно бы лежала как минимум нота протеста (а как максимум - не будем загадывать) МИДа одной из весьма небезразличных Казахстану стран».

Отрывок второй: «В 1994 году Вы назначили меня своим помощником по вопросам безопасности. С того же года начало свою деятельность организованное мной Управление безопасности президента (УБП) Казахстана. Не буду говорить, чьи визы и подпись стоят на Распоряжении об образовании этого Управления и Положении о нем. А то этих людей, и Вас тоже, не дай Аллах, привлекут к ответственности за попытку вооруженного государственного переворота. Еще раз подчеркиваю, информация об этом Управлении впервые была разглашена представителями Генпрокуратуры и КНБ».

Закрытость судебных процессов, отсутствие сколько-нибудь объективной информации относительно указанных фактов, молчание обеих сторон конфликта не позволяют сделать однозначных выводов. Непонятно не только то, насколько законными или незаконными были действия обвиняемых, но и то, насколько правомерными или неправомерными были обвинительные приговоры в отношении лиц, обвиненных, ни много, ни мало, в «попытке госпереворота» и «незаконном захвате власти»! Очевидно другое: рано или поздно озвученные А.Мусаевым факты станут достоянием общественности и могут дать повод для проведения громких судебных и парламентских расследований. Кто знает, быть может, по прошествии некоторого времени мы станем свидетелями очередного «генеральского звездопада».

Подковерное правосудие

В тот же день стало известно о новых подробностях вокруг скандального ареста органами финансовой полиции экс-главы национальной компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Жаксыбека Кулекеева. В казахстанских СМИ уже много написано относительно данного эпизода «бескомпромиссной борьбы с коррупцией». Примечательно, что большинство политиков и экспертов склонно верить в невиновность Ж.Кулекеева, имеющего репутацию относительно честного и профессионального государственного менеджера. По их мнению, арест экс-руководителя казахстанской «железки» инициирован рядом коррумпированных чиновников, недовольных попытками навести порядок. Такое положение дел ставит под вопрос будущность казахстанской финансовой полиции и ее первого руководителя Сарыбая Калмурзаева, который не придумал ничего лучше, чем обвинить казахстанских журналистов в «выполнении заказа» коррумпированных кругов и лиц.

Как сообщили информационные агентства, адвокаты экс-главы АО НК «Казахстан темир жолы» Жаксыбека Кулекеева обратились с ходатайством о передаче расследования уголовного дела в Комитет национальной безопасности. Защита экс-чиновника не надеется «на объективное расследование этого уголовного дела со стороны финансовой полиции, потому что безапелляционно было заявлено, что он виновен, задержан с поличным и уголовное дело будет направлено в суд с обвинительным заключением». По словам адвокатов, правоохранительными органами были допущены многочисленные процессуальные нарушения, которые позволяют «признать все следственные действия по данному уголовному делу несостоятельными».

Органы финансовой полиции, в свою очередь, вынуждены реагировать и приводить доказательства собственной правоты. Например, руководитель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарыбай Калмурзаев и его заместитель Кайрат Кожамжаров подтвердили свои обвинения в адрес Ж.Кулекеева и заявили о том, что материалы уголовного дела в отношении него будут переданы до конца текущего месяца. «Нарушения при проведении госзакупок - это только одна из схем незаконного получения доходов. В зависимости от суммы проводимых тендеров с участника энная сумма денег запрашивается в качестве незаконного вознаграждения. Процент зависит от суммы тендера и вида работ. В конкретном случае к нам с заявлением обратились сами работники нацкомпании. В интересах следствия их должности и фамилии я назвать не могу. Потерпевшие также обратились к нам с заявлениями. Мы были вынуждены взять их под защиту. В последние сутки на них оказывалось такое массированное воздействие, что они изменили свои показания», - сказал на пресс-конференции К.Кожамжаров.

По словам силовиков, у них «накопилось достаточно информации о том, что в национальных компаниях, в частности в КТЖ, используются преступные схемы для обогащения должностных лиц». Остается только гадать, почему аналогичные меры не принимаются в отношении других национальных компаний и их менеджеров? Но этот вопрос, скорее, риторический.

Время серых акимов

На минувшей неделе сменились акимы (губернаторы) сразу двух областей. 7 мая премьер-министр Казахстана Карим Масимов представил активу Восточно-Казахстанской области нового акима - Адылгазы Бергенева, ранее занимавшего должность первого заместителя акима той же области. Прежний губернатор, экс-посол Казахстана в Китае Жанибек Карибжанов, просидевший на этом посту год и четыре месяца, по мнению наблюдателей, «не оправдал оказанного ему высокого доверия». Можно предположить, что он стал жертвой противостояния между финансово-промышленными группами и новым руководством администрации президента. В тот же день Ж.Карибжанов, согласно постановлению Центральной избирательной комиссии, занял вакантное кресло депутата мажилиса (нижней палаты) парламента по партийному списку партии «Нур Отан».

Новый аким Восточно-Казахстанской области А.Бергенев является, скорее, фигурой компромиссной, временной. Ни в чем особенном замечен не был, громких заявлений не делал. Характерно, что он являет собой новый «идеал» акима, который совпадает по своим параметрам с советско-партийным «идеалом». Это абсолютно аполитичные, стопроцентно лояльные, лишенные каких-либо амбиций чиновники, которые последовательно проходят все иерархические ступени, в том числе освещенные работой в администрации президента.

Другой неожиданностью стала смена акима социально и экологически неблагополучной Кызылординской области. Примечательно, что президент Назарбаев вылетел для смены акима в воскресный день, а назначение произвел уже в понедельник. Кызылординскую область указом главы государства возглавил Болатбек Куандыков, а его предшественник Мухтар Кул-Мухаммед переместился в Астану.

Выступая перед активом области, президент сказал: «Я доволен работой Мухтара Абрарулы на посту акима Кызылординской области. Я хотел бы отметить его высокий профессионализм, организаторские качества и умение работать с населением». Вообще надо отметить, что президент Назарбаев уже давно использует советско-сталинские навыки управления персоналом, которые сводятся к удалению и маринованию представителей своего близкого окружения на второстепенных должностях, а потом, в случае их соответствия к предъявляемым требованиям суперлояльности и исполнительности, возвращение их на прежние позиции и посты. Карьера М.Кул-Мухаммеда, входящего в число наиболее приближенных к Назарбаеву чиновников, яркое тому подтверждение. Непонятно, какие его успехи имел в виду президент, но, по мнению экспертов, одним из главных достижений этого соратника Назарбаева в должности акима стал беспрецедентный пиар в республиканских СМИ и активное участие в избирательной кампании партии «Нур Отан», которая во вверенной ему области достигла поистине северокорейских, кимченировских результатов.

Работавший до этого инспектором отдела госконтроля и организационно-кадрового отдела администрации президента Б.Куандыков также являет собой образ акима «серого типа». Он последовательно занимал должности ответработника Нацбанка, заместителя, первого заместителя акима Кызылординской области, директора департамента Министерства экономики и бюджетного планирования, вице-министра по чрезвычайным ситуациям.

Следует ожидать, что на этом смена и ротация акимов и министров будет временно приостановлена. Новый раунд кадровых перестановок во властном Олимпе, скорее всего, начнется уже после празднования 68-го дня рождения Н.Назарбаева и 10-летнего юбилея новой столицы Казахстана – Астаны. После этого, как считают некоторые эксперты, следует ожидать отставки кабинета Карима Масимова, который должен стать «премьером отпущения» за разрастающийся финансовый и жилищно-строительный кризис, галопирующую инфляцию и рост цен.

Победа равная поражению

Еще в прошлый понедельник, 5 мая, представители журналистских организаций провели пресс-конференцию, на которой подвергли резкой и нелицеприятной критике деятельность министерства культуры и информации Казахстана, возглавляемого самым скандальным министром казахстанского правительства Ермухаметом Ертысбаевым. Тогда председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев говорил: «Министерство культуры и информации опять хочет внести поправки в законодательство о СМИ. Они создали рабочую группу, включили в нее людей. Тот либеральный закон, который был подготовлен рядом общественных объединений и был инициирован депутатами, министерство не приняло».

Следует отметить, что пресловутый закон о СМИ, принятия которого журналистские организации и международное сообщество требуют от руководства Казахстана вот уже несколько лет, не являлся единственным камнем преткновения между Е.Ертысбаевым и прессой. Получивший в свое время прозвище «соловей» министр информации стал своего рода чиновничьим феноменом, побившим все рекорды конфликтности и непоследовательности. Самовлюбленный, любящий паблисити и эпатаж министр печати за время своего правления многократно конфликтовал как с прессой в целом, так и с отдельными средствами массовой информации. Ни один министр до него не мог себе позволить себе публично оскорблять и называть журналистов «мерзавцами», «аферистами», «проходимцами», добиваясь судебного решения о том, что данные эпитеты являются «личным мнением». Журналистские организации, как правило, не оставались в долгу и многократно требовали его отставки.

И вот спустя неделю это случилось. Указом президента министром культуры и информации был назначен экс-глава Кызылординской области Мухтар Кул-Мухаммед, который ранее уже занимал этот пост. А «соловей» вернулся на свою прежнюю должность советника президента по политическим вопросам. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но есть много «но», которые способны лишить журналистов заслуженной «виктории».

Почему президент снял Ертысбаева? Следует предположить, что его скандальная репутация и конфликты с журналистским сообществом сыграли в этом далеко не последнюю роль, но отнюдь не определяющую. Обольщаться на этот счет не стоит. Его отставка связана, скорее, с недовольством близкого окружения и руководства администрации президента, которые уже давно точили на него зубы в связи с его довольно одиозными высказываниями и действиями. Но еще более очевидно, что Ертысбаева «погубил», прежде всего, «казахский вопрос». Слабо владеющий государственным языком, «асфальтный казах» Ертысбаев не смог наладить на должном уровне сотрудничество с представителями казахской творческой элиты, которые в последнее время начали активно выступать против государственной политики в сфере культуры и языков, а также, что еще более печально для главы соответствующего министерства, – против Назарбаева лично. Казахскому бомонду памятны, например, недавние высказывания и выступления таких видных корифеев, как Салык Зиманов и Еркегали Рахмадиев.

Президент Назарбаев, как опытный политик, интуитивно чувствующий любую потенциальную опасность еще на дальних подступах, понимает, что разрастание подобных конфликтов, укоренение раскола внутри некогда монолитной национальной интеллигенции ему ни к чему. Особенно если принять во внимание новый подъем казахского национального самосознания и довольно очевидный тренд, связанный со сближением демократических и национал-патриотических сил. На фоне приближающегося экономического кризиса и предстоящих досрочных выборов в Мажилис он просто не может себе позволить утратить один из главных своих ресурсов – поддержку казахских элит, пусть даже в лице теряющей остатки своего авторитета творческой и научной интеллигенции. Поэтому, по всей видимости, он решил пожертвовать своим «соловьем», заменив его на исключительно преданного, знающего творческую среду традиционалиста Мухтара Кул-Мухаммеда.

Что следует ожидать от Кул-Мухаммеда? Полагаю, что ничего хорошего. Он никогда не был демократом и, скорее всего, им уже никогда не станет. С большей долей вероятности надо ожидать, что он обеспечит принятие не очень-то существенных поправок в закон о СМИ, которые хоть как-то удовлетворят ОБСЕ и международные круги, но не более. Он не сможет сильно продвинуться в вопросах культурной и языковой политики, хотя и будет делать ее, насколько получится, национальной ориентированной, что будет безусловным благом. По крайней мере, при нем мы не будем свидетелями тех нелепых ситуаций, когда министр официально ратует за триединство языков – казахского, английского и русского, а его непосредственные подчиненные публично заявляют, что «триединство языков в корне неправильно».

Государственная пропаганда станет более явственной и дубовой, поскольку новый-старый министр информации в отличие от «циника» Ертысбаева является человеком «истово верующим», в том смысле, что верит в то, что говорит. Не исключено, что этот ретивый чиновник будет проводить более жесткую, «ястребиную» политику в отношении независимой и оппозиционной прессы, что приведет к очередной «зачистке» медиа-пространства и крупным имиджевым потерям на фоне председательства в ОБСЕ. С учетом предстоящих электоральных кампаний такой сценарий вовсе не исключается.

Следует ли ожидать с приходом Кул-Мухаммеда «нового Средневековья», как уже шепчутся некоторые наши коллеги, покажет время. Пока лишь остается постучать по дереву и трижды плюнуть через левое плечо, надеясь, что сзади в этот момент не окажется какого-нибудь обидчивого чиновника или депутата.

Айдос Саримов - руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева, специально для ИА «Фергана.Ру».