Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сергей Ежков: «Говорить то, что думаю, и при этом быть реально услышанным - предел моих личных амбиций»

07.08.2007 11:47 msk, Записал Андрей Кудряшов

Интервью Узбекистан

Сергей Ежков - независимый ташкентский журналист, долгое время проработавший заведующим отдела права республиканской газеты «Правда Востока». В начале 2006 года он создал и возглавил Интернет-издание «Узметроном». Сайт на русском языке, посвященный реалиям узбекистанской жизни, стремительно завоевал популярность благодаря оперативности, осведомленности и едко-ироническому стилю изложения. В Узбекистане «Узметроном» считается одним из самых «тлетворных» сайтов, поэтому доступ к нему жестко блокируется провайдерами. Между тем, редакция сайта располагается в Ташкенте, что порождает немало вопросов к его автору и учредителю Сергею Ежкову, интервью с которым «Фергана.Ру» предлагает вниманию своих читателей.

Сергей Ежков
Сергей Ежков. Фото ИА «Фергана.Ру»

Фергана.Ру: - Сергей Александрович, за последние полтора года ситуация со свободой слова в Узбекистане если и изменилась, то далеко не в лучшую сторону. После трагических событий 2005 года в Андижане, когда независимая и зарубежная пресса выступила с резкой критикой действий силовых структур, а Евросоюз наложил санкции на узбекское правительство, местные власти всерьез разгневались на журналистов, в результате чего многие зарубежные СМИ закрыли свои представительства в Узбекистане из соображений безопасности своих сотрудников. Многие независимые журналисты подверглись жесткому давлению и преследованиям, после чего одни из них замолчали, а другие предпочли и вовсе покинуть страну. В 2006 году Кабинет Министров издал специальное постановление, под угрозой уголовной ответственности запрещающее гражданам Узбекистана сотрудничать со средствами массовой информации, не получившими официальной аккредитации в МИДе. В этой пугающей ситуации Вы остаетесь одним из немногих журналистов, кто не просто продолжает профессиональную деятельность за рамками подцензурных правительственных изданий. Вы даже возглавляете и редактируете независимый сайт, на страницах которого регулярно публикуются материалы по самым актуальным вопросам повседневности, часто содержащие весьма нелицеприятную критику власти. При этом редакция «Узметронома» действует внутри страны, в центре Ташкента, почти под носом у аппарата президента и силовых ведомств. Как вам это удается?

Сергей Ежков: - Честно говоря, мне очень часто задают этот вопрос мои коллеги, друзья и просто знакомые. Но у меня нет вразумительного ответа, поскольку я слишком далек от прямого контакта с людьми, которые сегодня осуществляют контроль над деятельностью журналистов в Узбекистане. Это просто факт, что я работаю, и у меня нет оснований говорить, что мне кто-то серьезно мешает или ставит какие-то препоны в плане угроз или личного воздействия. Да, многие меня не любят. Это я знаю. Но знаю также, что меня читают. Мне точно известно, что в ряде силовых ведомств и других государственных учреждениях многие ответственные лица каждый свой рабочий день начинают с того, что открывают сайт «Узметроном», чтобы ознакомиться с теми, может быть, весьма неприятными для них новостями или мнениями, которые я туда помещаю. В каждой стране, наверное, должен быть хотя бы один такой «городской сумасшедший», который будет говорить то, что думает. В том числе и властям. Допускаю, что меня терпят в качестве такого «городского сумасшедшего» или даже шута. Но меня это устраивает. Лишь бы не мешали работать.

Фергана.Ру: - Вас никто не «крышует» во властных структурах?

Сергей Ежков: - Нет.

Фергана.Ру: - Говорят, что Вы пишете или писали тексты для публичных выступлений президента Ислама Каримова?

Сергей Ежков: - Это неправда. Обо мне вообще ходит много странных, иногда смешных, а иногда и недобрых мифов. Например, я знаю, что некоторые журналисты, ныне уехавшие за рубеж, распространяли слухи, что я, мол, агент службы национальной безопасности. Была такая легенда, что, дескать, мне дают свободно работать и позволяют почти все потому, что я пользуюсь личным расположением президента Узбекистана. Но это, по-моему, далеко от действительности. Я никогда ничего не писал для Ислама Каримова. Правда, наряду с другими журналистами, я встречался с Исламом Абдуганиевичем. Правда и то, что я являюсь автором «Политического портрета» главы государства в предисловии к книге «Ислам Каримов», изданной к 65-летию президента в 2003 году. Остальное - домыслы. Самый нелепый слух, который я о себе слышал, что у меня, якобы, в Москве два дома и две квартиры, а сын занят в крупном бизнесе. Более нелепой информации о себе я не слышал. На самом деле я живу по средствам, и у меня нет никаких личных отношений с политической элитой Узбекистана.

Фергана.Ру: - А на какие средства существует сайт «Узметроном»?

Сергей Ежков: - Мы работаем на голом энтузиазме, это альтруизм, если хотите. Не было никакого гранта, и нет никаких финансовых вливаний. Плата за хостинг частично покрывается гугловской рекламой. Но этого не хватает. Действительно денег нет, и никто не дает. Ни те, кто «борется за демократию», ни те, кто борется с «демократами». Но я это делаю, и буду делать, потому, что мне это нравится. По натуре я всегда был волк-одиночка…

Фергана.Ру: - Значит ли это, что «Узметроном» - это своего рода «театр одного актера», по сути, - Ваш личный блог или «живой журнал»?

Сергей Ежков: - Нет, конечно. В редакции есть системный администратор и внештатные сотрудники, которые поставляют актуальную информацию. Просто деньги, которые я зарабатываю в других местах, я вынужден вкладывать в обеспечение информационной поддержки сайта. Что я и делаю.

Фергана.Ру: - Зачем Вам это нужно?

Сергей Ежков: - По-моему, любым человеком движут амбиции. Но редко и мало кому выпадает возможность делать то, что хочется. Сайт «Узметроном» для меня – это реальная возможность самовыражения. Говорить то, что думаю, и при этом быть реально услышанным - это предел моих личных амбиций.

Фергана.Ру: - Может быть, Вашему изданию никто не оказывает материальной поддержки потому, что Вы сами никого особенно не любите и не поддерживаете? В Ваших публикациях крепко достается всем - как представителям власти, так и ее оппонентам. Вы действуете по принципу «бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют», или у Вас все же есть некая собственная политическая платформа?

Сергей Ежков: - Мне часто говорят, что я выступаю против всех. Против власти, против «демократов», против оппозиции, против правозащитников. На самом деле я вовсе не против кого-либо. Но специфика моего мышления такова, что в действиях власти и ее оппонентов я всегда ищу обратную сторону, которую и те, и другие предпочитают не афишировать. Я обращаю внимание на глупости и ошибки, которые должны быть очевидны. По моему убеждению, люди, которые управляют страной, равно как и те, которые претендуют быть их оппонентами, должны относиться ко всем своим действиям с максимальной ответственностью. А не «пиарить» самих себя. Не секрет, что большинство материалов правозащитного блока в Узбекистане направлены, прежде всего, на демонстрацию политической активности отдельных лиц и организаций, хотя на деле эта деятельность весьма специфическая и оценивается неоднозначно. То же можно сказать о так называемых оппозиционерах, будь то канувшая в лету «Солнечная коалиция», или партия «Эрк», которая пытается из-за границы рассказывать о том, какая она хорошая, или новое движение «Бирдамлик», которое непонятно откуда взялось и непонятно кого представляет. Для меня это очевидно.

Я не сторонник того, чтобы люди, заявившие о себе в США или где-нибудь еще, могли претендовать на роль «третейских судей» здесь, в Узбекистане. Они не знают реальной ситуации, пользуются информацией из третьих или пятых рук. Фактически у нас до сих пор нет оппозиции, которой можно было бы в чем-то сочувствовать. У меня не вызывают симпатий ни Мухаммад Солих, ни «Солнечная коалиция», ни «Озод дехконлар», ни другие. Среди наших оппозиционеров я просто не вижу людей, по своему интеллектуальному и профессиональному уровню достойных претендовать на власть. И для меня факт, что те, кто управляют страной сейчас, всегда будут делать это лучше подобных оппозиционеров. При всем негативном отношении к сегодняшним министрам и парламентариям, они все же профессионалы, в отличие от тех, кто заявляет о своих претензиях придти к ним на смену.

Фергана.Ру: - Но откуда в оппозиции возьмутся профессиональные политики, когда в стране уже больше десятилетия сохраняется фактически однополярная политическая система?

Сергей Ежков: - Я думаю, в Узбекистане вообще невозможно открытое оппонирование действующей власти. Это даже не наследие советского прошлого - это прошлое, настоящее и будущее, к сожалению. Есть жесткая система управления государством, исторически сложившаяся в Средней Азии. Не надо думать, что в сопредельных странах она принципиально отличается. Ну, разве что, в Казахстане есть некоторые отличия. Для Узбекистана реально необходимы две вещи - соблюдение законов не на словах, а на деле, и ограничение вмешательства государства в частную инициативу граждан. Если какой-то прогресс в этом направлении будет достигнут, страна уверенно пойдет вперед, независимо от того, кто будет находиться во власти и на ее вершине.

Фергана.Ру: - Как Вы лично относитесь к президенту Исламу Каримову?

Сергей Ежков: - Я никогда не скрывал, что, по моему твердому убеждению, Ислам Каримов, и, наверное, еще Нурсултан Назарбаев были, пожалуй, единственными на всем постсоветском пространстве политиками, которые искренне стремились сделать свои страны счастливыми и богатыми. Каримов вообще искренний человек. Он, как мне кажется, действительно верил в то, что делал, и, возможно, верит до сих пор. Как к личности, я всегда относился к Исламу Абдуганиевичу с глубоким уважением. Другое дело, что намерения не всегда совпадают с результатами. Искренне уверовав, что действует правильно и для всеобщего блага, Каримов, наверное, отбрасывал в сторону ошибки и просчеты. Не допуская, что они вообще возможны. К сожалению, вокруг него нет людей, которые имели бы смелость ему хоть в чем-то возразить. А опереться, как известно, можно лишь на то, что оказывает сопротивление. С начала 90-х годов [он жил] в яростном отрицании всего, что было связано с Россией, а после 2005 года - всего, что связано с США. Узбекистан такая страна, которая всегда будет вынуждена контактировать, строить отношения и с Россией, и с мусульманскими странами, и с Западом. Никогда не надо сжигать мостов. Не надо быть излишне категоричным во внешней и внутренней политике. На мой взгляд, основная проблема Каримова как политика в том, что он, как человек искрений и убежденный, бывает слишком эмоционален. Очень важные решения иногда принимаются им на волне эмоций. И нет никого в окружении, кто сказал бы ему: «Ислам Абдуганиевич, а может, подождем...»

Фергана.Ру: - В других странах, бывает, что от роковых ошибок власть удерживают не мудрые советники, а само общественное мнение, в том числе выраженное через прессу. В Узбекистане свобода слова и выражения мнений не существует, поскольку не поощряется властью?

Сергей Ежков: - Не только поэтому. Когда ко мне приходят журналисты из узбекских газет и говорят, напишите, пожалуйста, о том-то и о том-то, это очень важные проблемы, о которых нужно обязательно заявить, я всегда задаю им традиционный вопрос: «Вы же сами журналисты, почему не напишете?» Они отвечают, что им нельзя. То есть, люди изначально предполагают, что им ничего нельзя, не позволено, и даже не пробуют, не пытаются.

Фергана.Ру: - Но ведь были такие попытки. Даже когда отдельным газетам «сверху» разрешали, то есть фактически давали распоряжения быть посмелее, потом эти же издания закрывали?

Сергей Ежков: - Ну и что? Закрыли одну газету, открывайте другую. Журналисты не хотят даже пробовать, терпеть неизбежные издержки своей профессии. Их внутренне устраивает ситуация, в которой они находятся. В Узбекистане для многих очень важно быть как-то причастным к власти, приближенным к ней. Душу греет. Но журналистика это такая профессия, которая подразумевает не просто умение, но и желание намеренно, заведомо умышленно, как я люблю говорить, дистанцироваться от власти. А у нас журналисты этого совсем не хотят, наоборот - желают максимально приблизиться к власть имущим. Это и материальное благополучие, и социальный статус... Поэтому люди охотно принимают правила игры и не пытаются ничего изменить. В результате везде работают пропагандисты и агитаторы. Разница в оплате - пропагандистам «от демократии» платят гораздо лучше, чем штатным пропагандистам власти. Зато журналисты правительственных изданий довольны тем, что у них есть должности, кабинеты, служебные удостоверения, которые помогают решать какие-то свои мелкие бытовые вопросы успешней, чем это удается простым гражданам. Обожают «уважение» в махалле. Дескать, журналист живет, не кто-нибудь… И не важно, что этот журналист всегда боится публично сказать то, что думает. Или вообще ни о чем не думает...

Фергана.Ру: - Откуда Вы черпаете информацию для сайта «Узметроном», которая часто оказывается эксклюзивной, известной только Вам?

Сергей Ежков: - Обычно я отвечаю: «от верблюда». Я в журналистике тридцать с лишним лет. Большую часть этого времени работал в официальных изданиях. Естественно, у меня сложился свой круг знакомств и связей. Кроме того, сказывается личная позиция. Все знают, что я могу опубликовать то, чего никогда не рискнут другие, поэтому ко мне идут с информацией, которую хотят предать огласке.

Фергана.Ру: - Как и другие независимые Интернет-издания, сайт «Узметроном» подвергается блокировке провайдерами внутри Узбекистана. Как вы думаете, какова Ваша аудитория, кто в нее входит?

Сергей Ежков: - Блокировка не может служить окончательным препятствием. Сегодня очень многие пользователи Интернета научились работать с прокси-серверами, и при желании обходят любые блокировки. Моя аудитория - это те люди в Узбекистане, кто думает почти так же, интересуется теми же проблемами, но в силу обстоятельств не имеют возможности публично высказать свое мнение. По моим сведениям, более семидесяти процентов аудитории сайта «Узметроном» по-прежнему находится внутри Узбекистана.

Фергана.Ру: - Вы не боитесь публиковать опровержения на собственные статьи?

Сергей Ежков: - Да, я спокойно это делаю и не вижу в этом ничего зазорного. Ведь в Узбекистане любая информация закрыта. Часто чиновники скрывают даже те факты, которые непонятно зачем вообще нужно скрывать. В таких условиях, когда сведения для публикаций добываются из любых доступных источников, журналистам, желающим информировать аудиторию об актуальных событиях, надо не бояться возможных неточностей. Я не стесняюсь дать пояснение или извиниться, если в чем-то не прав. Когда опровержение уточняет информацию - это хорошо для читателя, и совсем не вредит репутации издания. Но если я уверен, что прав, но мне пытаются доказать обратное, второй текст может оказаться значительно ядовитее первой публикации. По старинному правилу профессиональной журналистики, я всегда держу самые важные сведения и аргументы про запас. Так называемый «камень за пазухой». Многие об этом осведомлены, поэтому не спешат пригвоздить меня к «позорному столбу». Что касается ординарных неточностей, то они неизбежны, пока органы власти закрыты для общества и не лояльной им прессы.

Фергана.Ру: - Но когда власть станет более открытой? Ведь в той же России власть допускает относительную свободу слова, хотя, используя свои, в том числе финансовые, возможности и преимущества, успешно конкурирует с независимыми СМИ в формировании общественного мнения. Почему же в Узбекистане власти так сильно боятся информировать общество о чем-либо?

Сергей Ежков: - Дело, во-первых, в крайне низком профессионализме тех лиц во власти, которые наделены правом открывать информацию. Плюс многоступенчатая система согласований. Часто ответственное лицо считает, что лучше не сообщать вообще ничего, чем сказать что-то «лишнее», что потом вызовет недовольство вышестоящего начальства.

Фергана.Ру: - Вы не боитесь делать весьма смелые и однозначные прогнозы, например, развития политической ситуации в Узбекистане?

Сергей Ежков: - Это не прогнозы, а, скорее, версии или сценарии возможного развития тех или иных событий. Как публицист, я имею права на собственные предположения или версии.

Фергана.Ру: - Можете высказать свои предположения о возможном сценарии и результате президентских выборов в Узбекистане, ожидающихся в декабре нынешнего года?

Сергей Ежков: - Во-первых, я не уверен, что выборы вообще будут. Пример соседнего Казахстана показывает, что это совершенно не обязательно. Но если будут, если Ислам Каримов пожелает идти на выборы, то он однозначно победит.

Фергана.Ру: - Вы говорите, что выборов вообще может не быть. Но ведь уже прошли сроки, необходимые для внесения каких-либо изменений в Конституцию.

Сергей Ежков: - Новые изменения в Конституцию вносить не обязательно. Достаточно тех, что уже были сделаны. В Узбекистане никогда не избирали президента сроком на семь лет. На последних выборах в 2000 году Ислам Каримов в третий раз был избран президентом на пять лет. После этого, в 2002 году был проведен референдум, который продлил срок президентских полномочий до семи лет. В нынешнем году можно провести первые выборы президента Узбекистана на семилетний срок. На семь лет Ислама Каримова в качестве главы государства никогда не избирали...

Фергана.Ру: - В некоторых своих статьях Вы иногда как будто говорите о некоей личной драме президента Каримова?

Сергей Ежков: - Ислам Каримов, прежде всего, пытался переломить ментальность, столетиями господствовавшую в головах людей. Все его изначальные идеи об Узбекистане как стране с великим прошлым и великим будущем были основаны на надежде, что простые люди в массе своей начнут думать, чувствовать и действовать иначе, совершенно не так, как привыкли. Перестанут стоять на коленях и бесконечно кланяться любому начальнику - милиционеру, налоговику, хокиму (главе администрации. - прим. Ред.). Проще говоря, он делал все для того, чтобы народ встал с коленей. Но народ не встал. Этого не произошло за все шестнадцать лет независимости. Наверное, Ислам Абдуганиевич это видит и, возможно, расценивает как крушение главных надежд…

Фергана.Ру: - И что из этого может последовать? Если Каримов вдруг сам не захочет дальше оставаться у власти? Есть ли смысл сегодня говорить о возможном преемнике, и том, какой может быть его политика?

Сергей Ежков: - Я не знаю. Думаю, что в Узбекистане достаточно умных и грамотных людей, в том числе среди тех, кто сегодня находится у власти, в правительстве. Другое дело, что нет политиков масштаба Каримова.

Фергана.Ру: - Говорят, когда вы приезжаете из Ташкента на свою дачу за городом, вы там поднимаете флаг СССР, и через усилители включаете на всю округу гимн Советского Союза…

Сергей Ежков: - Ну, это тоже байки. Действительно, была такая мечта, но руки не дошли сделать флагшток. Гимн Советского Союза у меня звучит на мобильнике, вместо вызова. Но на даче нет никакой аппаратуры. Была бы аппаратура или средства, я бы вообще такого наворотил… Если серьезно, мне бы хотелось видеть Узбекистан в составе большой и могучей державы, что, в общем-то, наверное, было бы небесполезно и для Узбекистана. Но как реалист я понимаю, что это пока очень дальняя перспектива. Единственное, что такую перспективу может приблизить, это интеграция на чисто человеческом уровне, которая сейчас начинается исподволь - в связи с тем, что миллионы узбеков постоянно работают в России, а россияне снова начинают активно заниматься какими-то делами в Узбекистане. Возможно, когда-нибудь, лет через двадцать, и настанет момент, когда развитие связей на чисто бытовой основе выведет на новый этап интеграцию на государственном уровне.