Региональный общественный фонд «Таджикистан» активно помогает мигрантам в России отстаивать свои права
В свете противоречивого миграционного законодательства России, из-за отсутствия программ поддержки, защиты и адаптации мигрантов на государственном уровне, развертывания антигрузинской компании, которая сейчас превратилась в широкое «антимигрантское наступление» по всему фронту, отсутствия ясности о том, как будут развиваться миграционные процессы с начала будущего года (после принятия постановлений правительства № 681-683), высокого уровня распространения ксенофобии в российском обществе и тому подобного, - растет уверенность в том, что Россия проводит изоляционистскую политику, стремясь максимально ужесточить правила пребывания и работы иностранцев.
Летом 2006 года было ощущение, что совершен прорыв. Давно ожидаемая либерализация миграционного законодательства наступила. Были приняты федеральные законы № 109 и 110, главными новшествами которых стало изменение порядка регистрации иностранных граждан с заявительного на уведомительный, а также предоставление мигрантам возможности самостоятельно получать разрешение на работу. Правда, стоит заметить, что крайне малый срок, отведенный на регистрацию (3 дня), остался неизменным. Также вышел Указ президента РФ о программе содействия переселению соотечественников в Россию. Показалось, что власть вняла словам ученых, демографов и правозащитников о грядущем демографическом кризисе, о необходимости привлекать в страну людей из-за рубежа и создавать для них приемлемые условия.
Однако это ощущение легкой эйфории очень быстро прошло. Как хорошо известно, уже осенью случились события в Кондопоге, развернулась антигрузинская компания, были высказаны слова о «коренных народах», а затем - и об «изгнании торгующих». Поэтому, чтобы хоть немного развеять мрачное видение происходящего и перспектив развития ситуации, хочется рассказать о том, что реально делается для поддержки мигрантов. Но делается вовсе не стараниями государства и власти, а усилиями и энергией отдельных людей.
Фонд «Таджикистан»
Региональный общественный фонд «Таджикистан», которым руководит Гавхар Джураева, давно пользуется заслуженной известностью. Общественная организация поддержки беженцев и мигрантов из Таджикистана «Инсон», возглавляемый Музаффаром Зариповым, значительно моложе - она была организована в октябре 1999 года. Две эти организации проявили инициативу и с апреля 2002 года выпускают информационный бюллетень «Миграция и право» - при финансовой поддержке Таджикского филиала Института «Открытое общество» - Фонд Содействия. В издании помещаются рассказы мигрантов, информация о миграционном законодательстве Российской Федерации, о неправительственных организациях, защищающих права мигрантов, а также консультации юристов, советы приезжим. Большое место в бюллетене занимают рассказы об опасностях мигрантской жизни, даются советы, как их избежать.
В 2002 году при Фонде «Таджикистан» и РОО «Инсон» начал работу Информационно-правовой Центр «Миграция и право». Сотрудники и волонтеры Центра оказывают мигрантам помощь по следующим вопросам:
- защита прав на территории Российской Федерации (включая самые сложные случаи, например, выезд в спецприемники, отделения милиции и иные места содержания мигрантов);
- консультации по вопросам трудоустройства на территории Российской Федерации, разрешение трудовых споров;
- оказание информационной помощи по социальным вопросам;
- консультации по вопросам регистрации, получения вида на жительство, гражданство;
- адвокатская помощь;
- медицинские консультации, при необходимости - содействие в отправке в больницу;
- содействие в отправке тел погибших и умерших в Таджикистан.
Что кроется за этими сухими сведениями? Постоянно звонящий телефон в офисе и несмолкающий мобильник Гавхар Джураевой. Все входящие телефонные звонки аккуратно фиксируются сотрудниками Центра, а затем сводятся в ежемесячные отчеты. По возможности, консультацию оказывают по телефону. При необходимости звонок выделяется в персональное дело, которое может длиться не один месяц. Так, в сентябре 2005 года одновременно велось 141 (!) персональное дело. Фонд оказывает помощь в сборе документов, в выезде из спецприемников в Таджикистан, разрешении трудовых споров о невыплате зарплаты, поиске людей, разбирательстве по фактам задержания и возбуждения (а также фабрикации) уголовных дел на граждан РТ, помощь тяжелобольным (например, с костным туберкулезом), в отправке тел погибших на родину и многом другом.
Для решения возникающих вопросов фонд «Таджикистан» активно сотрудничает с посольством и консульством РТ, другими властными структурами, российскими НПО, международными организациями, общественными организациями таджиков в Москве и по всей России, таджикскими землячествами, а также другими национально-культурными объединениями. Так, в делах по невыплате зарплаты иногда применяется метод «давления на совесть» - прямых контактов с лидерами этнических сообществ, чьи представители могут являться работодателями обратившихся за помощью мигрантов. Зачастую этот метод приносит плоды. Тем более, что обращение в суд по фактам невыплаты заработной платы – мера самая длительная и малоэффективная в силу коррумпированности и неповоротливости российской судебной системы.
Интересно, что руководитель Фонда Гавхар Джураева сама формирует сеть неформальных таджикских землячеств. Например, по какому-то вопросу в Фонд обращается житель определенного района Таджикистана. «Много ли знакомых и земляков работают и общаются с вами?»,- интересуется Гавхар. Затем человек, при желании, может стать неформальным лидером землячества, и в дальнейшем его знакомые могут рассчитывать на помощь Фонда и решение своих острых проблем через него.
Совместная акция с телеканалом
Работой Фонда интересуется пресса, в том числе зарубежная. Статьи и материалы о деятельности этого НПО можно найти в британских, французских, канадских, американских и других изданиях. Совместно с другими организациями Фонд «Таджикистан» проводит собственные расследования по проблеме поборов и необоснованных задержек мигрантов. Так, например, еще в ноябре-декабре 2001 года общественные организации российской таджикской диаспоры «Нур», «Ватан», «Инсон» и Фонд «Таджикистан» провели специальные рейды и установили наличие практически узаконенной системы поборов с пассажиров каждого рейса, вылетающего в Таджикистан. Гавхар Джураева посетила аэропорт вместе со съемочной группой передачи ОРТ «Человек и закон». Съемочной группе удалось зафиксировать пять уровней контроля, на которых происходит злоупотребление служебным положением и нарушение законов Российской Федерации со стороны должностных лиц: 1) у входных дверей здания аэропорта (милиция); 2) у левого угла стойки регистрации рейса Москва-Душанбе (криминальная милиция); 3) в зале ожидания (проверка московской регистрации милицией через компьютер); 4) в дежурной части ОСД аэропорта; 5) в комнате досмотра таможенного контроля.
Отснятый материал был показан по первому каналу в передаче «Человек и закон». Зрителям телеканала ОРТ было продемонстрировано, как при входе в зал регистрации сотрудники милиции останавливают пассажиров, проверяют их паспорта и, кроме московской регистрации, требуют миграционные листы и разрешение на трудовую деятельность. Запугивая пассажиров задержкой и отправкой в отделение для проверки их личности и статуса, сотрудники милиции предлагают заплатить штраф в размере до 2000 рублей. При отсутствии таких денег довольствуются и суммой в 500-600 рублей. Подобные штрафы, как правило, не оформляются соответствующими документами. «Пассажир Ф.Халоватшо в день проведения рейда был оштрафован на 500 рублей, несмотря на то, что у него имелась московская регистрация, - рассказывалось в телесюжете. - При прохождении таможенного контроля пассажир приглашается в кабинет индивидуального досмотра, где с него требуют от 500 до 6000 рублей, в зависимости от размера вывозимой суммы. Так, у пассажира А. Шукурова была изъята 1 тысяча рублей».
После выпуска данной передачи ситуация немного улучшилась, но не настолько, чтобы можно было сказать, что эта проблема решена. По сей день в аэропортах «Домодедово» и «Внуково» проблема незаконных действий представителей правоохранительных органов продолжает оставаться актуальной. Об этом может свидетельствовать факт, что в день вылета самолета в Таджикистан около аэропорта стоят несколько машин ГИБДД и проводится проверка документов всех граждан Таджикистана, которые приезжают на автомобилях. У входа в аэропорт обязательно стоят несколько милиционеров, которые также проверяют наличие документов у вылетающих в Таджикистан. Не исключено, что проверке можно подвергнуться и внутри здания аэропорта. Поборы совершаются с тех, кто едет домой, заработав свои деньги тяжелым трудом. И чтобы привезти домой заработанное, а не задержаться в России, многие таджикские мигранты готовы без лишних разговоров отдать сотрудникам милиции часть денег.
Таким образом, мигранты из Таджикистана остаются незащищенными в правовом отношении, начиная с прибытия в Россию и заканчивая последними минутами нахождения на российской земле.
Сотрудники Фонда «Таджикистан» часто посещают и спецприемники, где в ужасающих условиях содержатся люди, приговоренные к депортации из России. Раньше попасть в спецприемники было невозможно, но ситуация постепенно меняется, и сейчас сотрудники Фонда могут пройти внутрь и посетить доставленных сюда людей.
Еще можно отметить, что Фонд ведет активную общественную деятельность, участвуя в разнообразных встречах, конференциях, круглых столах по вопросам миграции. Гавхар Джураева является экспертом фонда «Евразия», консультируя представителей российских и среднеазиатских НПО по различным вопросам. Из такой повседневной работы и складывается деятельность Фонда «Таджикистан».
Что будет происходить в дальнейшем в связи с изменениями в российском законодательстве: увеличится ли миграционный поток, или же в связи с принятием постановлений о регулировании числа иностранных граждан люди будут стремиться уехать домой, на родину? «Фергана.Ру» готовит к публикации интервью с руководителем Фонда «Таджикистан» Гавхар Джураевой о ее видении перспектив развития ситуации.
Об авторе: Зотова Наталья Александровна – шеф-редактор ИА «Фергана.Ру», кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Живет в Москве.