Несмотря на засоленную землю и тяжелый труд, таджикские фермеры семьями работают в Волгоградской области
В Волгоградской области братья купили два дома, и спустя два года к ним переехали жены с детьми. Стоит отметить, что в каждой семье - пятеро детей.
- До сих пор плачу, как вспоминаю расставание с родителями: они очень не хотели отпускать. Но что поделаешь, мы мужей слушаемся, - вспоминает жена одного из братьев.
В течение трех лет семьи жили в большом селе, в собственных хороших домах. К сожалению, два года назад из-за конфликта с другим крупным арендатором им пришлось переехать в другой район. Сейчас три брата с семьями живут в небольшом селе, четвертый брат живет отдельно. Две квартиры в пятиэтажках им сдали в полуразрушенном состоянии, пришлось самостоятельно их отремонтировать.
Братья арендуют 70 гектаров земли, выращивают помидоры, капусту, в этом году сажали арбузы. У них есть трактор, на полях работают все члены семьи: они стараются нанимать минимальное количество работников. Однако земля им досталась плохая, засоленная, из-за чего часть урожая гниет на корню. В хозяйстве раньше держали овец, сейчас - корову. Основную часть урожая продают оптом. Кроме того, хозяйки делают соленья, их продают самостоятельно на рынке в городе Волжском. Для гостей в доме пекут лепешки и самсу. Вообще, надо отметить, дом очень гостеприимный - гостей здесь принимают с радостью, да и с русскими соседями отношения очень хорошие.
Уклад жизни - традиционный
Вся семья родом из Душанбе и его пригородов. У одной снохи есть квартира в городе, у второй – частный дом на окраине. На родине осталось много родственников – родители, замужние сестры и братья. Последний раз их удалось навестить два года назад. Этим летом семья планировала съездить в Душанбе для женитьбы старшего сына одного из братьев, но дела шли не очень хорошо, урожай был небольшим. В результате поездку отложили до следующего лета.
Младшая сноха после школы закончила в Душанбе курсы машинописи и работала библиотекарем, она очень хорошо говорит по-русски. Старшую сноху рано выдали замуж, поэтому образование ей получить не удалось, она работала только в своем хозяйстве.
Семья довольно строго придерживается таджикских обычаев и традиций в повседневном быту. Моим спутником был мужчина, и нас принимали отдельно на разных половинах дома - «мужской» и «женской». Было приятно очутиться в знакомой обстановке – курпачи на полу, дастархан накрыт на низеньком столике-сандали... Забавным диссонансом в такой комнате смотрелся только компьютер в углу, на котором дети играют, слушают музыку и смотрят фильмы.
Образование детей и планы
После переезда в Россию младшие дети поступили в школу, а вот старшие дочери учиться не пошли. Одна из матерей рассказывает: «Когда мы приехали, наши девочки должны были учиться уже в седьмом классе. Однако языка не знали, друзей здесь не было, они стеснялись. Да им учиться и не нужно, они замуж будут выходить». В школе, где учатся младшие, отношение к ним очень хорошее, а вот в селе, где они жили раньше, все было иначе: «Смотрели немного свысока. Может, потому, что село большое было».
Перестав, наконец, стесняться моего присутствия, одна из девочек (ей около 14 лет) в разговоре сообщила, что учиться дальше хочет и пойдет. Скорее всего, на врача или медсестру. Пока не ясно, отпустят ли ее родители, но вот старший сын уже поступил в Волгограде на экономическое отделение. В понимании семьи он - завидный жених, поэтому к выбору невесты родители подходят с пристрастием: «Нужно, чтобы образованная была, русский язык знала».
На мой вопрос, как сейчас устраивают свадьбы, только ли по воле родителей, мне объясняют: «Сейчас уже не совсем так. Все же молодые должны друг друга увидеть до свадьбы, понравиться. Это раньше невеста жениха видела только в день свадьбы, уже под покрывалом. Вот со мной так и было...» Тем не менее, дочек держат в строгости. Они никуда не ходят, даже в магазин, проводят время либо дома, либо на поле (летом). Девушкам не разрешается общаться не только с русскими ребятами, но даже и с молодыми работниками-таджиками.
Дальнейшие планы этой семьи связаны с Россией: все уже получили разрешение на временное проживание, следующий этап – получение вида на жительство, а затем гражданства. Их фермерская работа, особенно на таких тяжелых землях, очень важна для отрасли. Как прокомментировал представитель Министерства труда Таджикстана: «Кто же будет развивать сельское хозяйство в России? Местное население ТАК работать и вкалывать не хочет. Вот таких, как эта семья, и нужно поддерживать в первую очередь».
Об авторе: Зотова Наталья Александровна – шеф-редактор ИА «Фергана.Ру», кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Живет в Москве.