Узбекистан: В Ташкенте представлен уникальный мультимедийный проект «Переход»
17 марта в ташкентской галерее Art&Fact прошла презентация второго в этом году мультимедийного проекта из цикла «Перекрестки». На сей раз он получил название «Переход».
В основу проекта легли выставка ташкентского фотохудожника Виктора Ана, инсталляция в виде двух маятников Сергея Седухина, видеоарт Сухроба Назимова и, традиционно, оригинальная музыка ансамбля современной музыки Omnibus – инициатора цикла «Перекрестки».
Цикл родился в прошлом году. Изначально предполагалось, что он будет включать в себя четыре проекта, демонстрируемые по одному в месяц. С сентября по декабрь ташкентские любители современного или актуального искусства имели возможность четырежды окунуться в уникальную атмосферу мультимедийности – редкого сочетания фотографий, музыки, инсталляций и видеоарта.
Фото ИА «Фергана»
Так, в сентябре был представлен проект AlterEgo, в основу которого легли фотографии румынского фотохудожника Теодора Раду Пантеа. В октябре открылся проект московского фотохудожника Егора Абатурова. В ноябре – проект Montparnasse с работами художников, поэтов и музыкантов эпохи модернизма, а в декабре – «Фактор времени», созданный на основе фотоколлажей с изображениями современных и отснятых в начале-середине прошлого века одних и тех же видов Ташкента.
Мультимедийный цикл «Перекрестки» зарекомендовал себя как лучшая форма для представления актуального искусства, поэтому в начале 2012 года ансамбль Omnibus объявил о его продолжении.
В феврале ташкентцам был представлен проект «Цыганские мадонны», в основу которого легли фотоработы известного в Ташкенте художника Александра Барковского, а в минувшую субботу стартовал проект «Переход» Виктора Ана - по оценке известного фотографа и кинодокументалиста Умиды Ахмедовой, одного из лучших фотохудожников узбекской столицы.
Фото ИА «Фергана»
Виктор Ан родился в 1947 году в Ташкенте, окончил гидромелиоративный техникум, однако по своей специальности работал мало, в основном перебиваясь случайными заработками. Но в 1979 году судьба связала его с фотографией: устроился фотокорреспондентом в корейскую газету «Ленин кичи» (в переводе с корейского - «Ленинское знамя»), где проработал двадцать лет.
Сейчас Ан – пенсионер, член секции фотохудожников при Академии художеств Узбекистана. Автор двух фотоальбомов, за его спиной не менее десяти персональных выставок, прошедших в Узбекистане, Корее, Японии, Германии, России и Казахстане.
Виктор Ан. Фото ИА «Фергана»
По словам Виктора Ана, фотографии, представленные в проекте «Переход», были сделаны им в 2010 году, но соседствующим с основными фотоработами так называемым «контактам» (это маленькие кадры-эскизы будущих фотографий) - не менее 30 лет. Все эти годы они пролежали в архиве художника и пригодились только сейчас.
«Главный принцип концептуального искусства – ничего лобового, в противном случае это будет уже хроникальное искусство, - рассказывает Ан. – Так и здесь: говоря о переходах, я показываю людей, различные объекты, вроде бы не имеющие никакого отношения к переходам, – в это понятие я вкладываю метафорический смысл».
Фото ИА «Фергана»
«Однажды я проснулся и понял, что вся моя жизнь – сплошные переходы, начиная от моего зачатия и до самой смерти, - продолжает фотохудожник. - Из секунды в секунду, из минуты в минуту, изо дня в день – все мы находимся в состоянии переходов. Для созидания природа нам отпустила только такой вариант, других нет, и в этом весь смысл нашей жизни».
Фото ИА «Фергана»
В апреле в рамках цикла «Перекрестки» будет представлен проект «Популярная механика», который вряд ли будет иметь какое-либо отношение к известному питерскому композитору Сергею Курехину, руководившему ансамблем с таким же названием. Но по словам искусствоведа Дилоры Нигмановой, этот проект позволит зрителям-слушателям стать еще и создателями.
«Создателями чего? Придется задуматься над вопросами: где сцена и где выставочная площадка, кто есть музыкант и кто – зритель, - поясняет Нигманова. – Визуальной составляющей этого проекта станут конструктивистские фоторепортажи со строительства Каттакурганской ГЭС».
Фото ИА «Фергана»
А в мае в рамках «Перекрестков» будет представлена новая экспозиция работ Дины Пенсон – первой в Узбекистане профессиональной женщины-фоторепортера, дочери легендарного Макса Пенсона.
Антон Аскаров
Международное информационное агентство «Фергана»