Художник В.Усеинов: Нужно всегда идти против течения
17 апреля в Галерее изобразительного искусства Национального Банка Узбекистана состоится открытие персональной выставки Вячеслава (Юрия) Усеинова «Фрактальный реализм». Осуществление нового проекта известного узбекистанского художника стало возможным благодаря поддержке Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству, Французского культурного центра имени Виктора Гюго, провайдера услуг Internet «Sarkor Telecom» и Галереи НБУ. Накануне открытия выставки Вячеслав Усеинов ответил на вопросы корреспондента ИА «Фергана.ру».
Фрагмент оформления веб-сайта В.Усеинова «Фрактальный реализм»
Фергана.Ру: - Это ведь не первая Ваша персональная выставка? В чём её отличие от всех предыдущих?
В.Усеинов: - В каком-то смысле она - первая, потому что предполагает иной показ - ретроспекцию работ, начиная с 1973 года. И это очень важно, потому что мало кто из художников сохраняет работы в течение тридцати пяти лет.
Фергана.Ру:- Это практически весь Ваш творческий путь?
В.Усеинов: - Да. Ещё одной особенностью этой выставки будет то, что в экспозиции наряду с картинами будут выставлены тексты – семь машинописных листов. Это поэтический «Манифест фрактального реализма» - на русском, узбекском, английском и французском языках. Была задумка представить текст на немецком и китайском, но Институт Гёте и посольство Китая, к сожалению, не смогли найти денег на перевод.
Фергана.Ру:- Что в Манифесте, и почему Вы хотели представить его на разных языках??
В.Усеинов: - Хотел огласить его на европейских и восточных языках. В этом Манифесте я говорю об открытии нового направления в искусстве – фрактального реализма, ни больше и ни меньше. А также показываю – что это, как это делается и почему.
Фрагмент картины В.Усеинова «Тень несуществующего дома»
Фергана.Ру:- Манифест будет впервые представлен публике?
В.Усеинов: - Да. Была попытка опубликовать его в российских художественных журналах, но её проигнорировали, ссылаясь на то, что художник - не гражданин Российской Федерации.
Фергана.Ру:- Каковы истоки нового направления? Оно же не возникло просто так – из ничего?
В.Усеинов: - Что касается истоков, то, во-первых, конечно же, эпоха Возрождения, затем период русского авангарда 20-х годов ХХ века. Мне очень близок Филонов – по внутреннему состоянию, по глубине ощущений.
Что касается самого слова «фрактал» - это математический термин, математическое измерение формы. Такая бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Ручное исполнение каждого фрактала и их наслоение в итоге даёт другое измерение.
Фергана.Ру:- Почему появилась необходимость в открытии фрактального реализма?
В.Усеинов: - Когда вы суммируете и обобщаете предыдущий опыт, то в какой-то момент понимаете, что все методы и способы исполнения, «накатанные» институтами, художниками, не дают нового прорыва в живописи, в инсталляциях. Необходимо искать другую точку опоры, чтобы живопись обрела новые свойства и новую веру. Сейчас искусство живописи превратилось в подобие оформительского элемента. Чтобы трепетно воспринимать живопись - нужен новый взгляд и новая механика духа.
Фергана.Ру:- Механика духа?
В.Усеинов: - Да, именно механика духа. В моём Манифесте есть фраза петербургского поэта Аркадия Драгомощенко: «уже не важно, что и как писать, важно, как долго это делать». Это отношение ко времени и меняет механику духа. Он имел в виду поэзию. Что касается живописи, я понимаю это так – когда ты обрёл определённый опыт, то уже не важно как рисовать, важна длительность процесса. И это идеально вписывается в систему фрактала. Сами фракталы – как китайская живопись, которая имеет очень древние традиции и всегда мастерски исполнена. Особо подчеркну, что только мастерское отношение к каждому фракталу, переработка определённого впечатления и длительность исполнения позволяют осуществить духовный прорыв.
Фрагмент картины В.Усеинова «Тень несуществующего дома»
Фергана.Ру:- Не важно что, не важно как, не важен смысл, не важен метод. Важна только длительность процесса. А как Вы учитываете зрительское восприятие?
В.Усеинов: - У меня двойственное отношение к зрителю. С одной стороны, мне всё равно, это его проблема…
Фергана.Ру:- Поймёт - не поймёт?
В.Усеинов: - Да. С другой стороны, всё это я делаю именно для зрителя. Такой вот парадокс. Но для того зрителя, который готов принять и понять.
Фергана.Ру:- Как в Вашу новую концепцию вписывается видеоарт?
В.Усеинов: - Видеоарт для меня – это, прежде всего, поиск формы. «Подстерегание» события, которое в итоге может оказаться таким скучным… Я показывал свою работу «Обманчивое ожидание» в Музее кино, и молодёжь пришла к выводу, что «Усеинов – мастер морочить голову». Молодые не воспринимают бессобытийные вещи, когда идёт поиск не развития во времени, а его остановки. Для меня принципиально, когда точка отсчёта в видеоарте идёт не от экшна, а от отсутствия такового.
Фергана.Ру:- Декларирование бессобытийности в нашем мире, перенасыщенном событиями – это попытка абстрагироваться?
В.Усеинов: - Не абстрагироваться, а идти против течения. Для людей, на мой взгляд, важно идти против этого массового течения. Самый показательный пример, из мира кино. Если в 70-е годы боевики смотрелись и ещё как (!), то сегодня все эти фильмы-катастрофы, «стрелялки» – всё стало профанацией в искусстве. Для меня в искусстве, в видеоарте важно прийти самому и привести моего зрителя к постижению духовных истин.
Фрагмент картины В.Усеинова «Тень несуществующего дома»
Фергана.Ру:- Что нужно сделать, чтобы молодые смогли понять Вашу позицию?
В.Усеинов: - Для меня это большая тайна. Специально учить я никого не собираюсь. Просто показываю путь – своими действиями. И если мне суждено помочь кому-то понять это – слава Богу. А если молодые не воспринимают – отношусь к этому философски. У каждого – свой путь. Да, я себя не считаю старым, я тоже – молодой!
Фергана.Ру:- И это хорошо! Но каждый год появляется новое поколение, которое просто вынуждено быть другим.
В.Усеинов: - Они другие, но: невозможно выкинуть всю историю искусств и те духовные ценности, которые мир набрал во времени. Эта историческая духовная величина настолько сильна, что чего бы они не делали, они всё равно придут в это русло – понимания времени, истинных ценностей. И здесь важна, в первую очередь, внутренняя духовная сила – если она есть, молодые преодолеют юношеский максимализм, «отрицание отрицания», если же её нет – они потонут, исчезнут. И альтернативы нет.
Фергана.Ру:- Они просто не состоятся как художники…
В.Усеинов: - Не состоятся! А то, что барахтаются и пробуют экспериментировать – это свойственно людям, которые только начинают в искусстве. Это – нормально.