Дежавю с привкусом цинизма. В Туркменистане «отликовали» День Независимости
Отшумели-отгремели юбилейные торжества по случаю двадцатилетия независимости Туркменистана. И осталось изумленное недоумение: «А что это было?» Не просто дежавю. А дежавю со стойким ощущением особой непристойности и цинизма. Хотя все ЭТО не стало уж очень большой неожиданностью. В списке завершающих праздничных мероприятий под пунктом «29 октября» стояло: «Садака (пожертвование) во здравие Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, а также в честь ХХ-й годовщины государственной независимости Туркменистана». Вот именно - «а также».
Юбилей стал лишь поводом для еще более стремительного формирования культа личности главы государства и демонстрации «всенародной любви народа» к нему накануне выборов с главной доминантой «Нам другого не надо!».
Меня никак нельзя упрекнуть в любви к Туркменбаши, но из двадцати лет независимости пятнадцать царил он. И заменив доведенный до смехотворного маразма, особенно в последние годы, культ личности Ниязова своим, Бердымухамедов, многократно повествуя о достижениях Туркменистана за 20 лет, умудрился ни разу не упомянуть своего предшественника. Как и в сентябре, празднуя десятилетие «духовной книги туркмен Рухнамы», президент и все подконтрольные СМИ обошлись без упоминания автора. Но смехотворное утверждение Туркменбаши о том, что библейский пророк Нух (Ной) - это прародитель и пророк именно туркмен, отразило зрелище в постановке итальянцев и французов (с техническими спецэффектами), показанное 28 октября на открытии нового стадиона на 20 тысяч мест. Там продемонстрировали эффектный «Ноев ковчег», вернее, «Нухов ковчег» - как эпизод туркменской истории. И даже девочка-голубка парила в небе.
«20 лет славной независимости - прекрасная возможность оглянуться назад и дать объективную оценку пройденному пути», - сказал президент.
Фото «Туркменистан-Золотой век»
И лишь в написанном для старейшин «Обращении к туркменскому народу» был дважды упомянут (и то, вероятно, по недопониманию) «Президент Туркменистана Великий Сапармурад Туркменбаши».
Жители Туркменистана во время праздничных мероприятий испытывали противоестественное раздвоение: «счастливый народ» ликовал, восхищался, воодушевлялся, скандировал и бурно аплодировал, а замордованное многомесячными репетициями и маршировками, живыми коридорами, бесконечными насильственными концертами про «Аркадага» и спортивными мероприятиями «казенное население» тихо роптало, но надеялось на материальное вознаграждение за навязанные начальством муки. Большая часть жителей с «народом» не соприкасалась и оставалась просто населением. Это безработные, домохозяйки, пенсионеры и инвалиды. Последние две категории надеялись на двойные пенсии и пособия, первые две - нет. Они никогда ничего не получали, даже к 10-летию независимости, когда Ниязов «щедро» выдал двойные зарплаты, пенсии и пособия. Никогда не получают безработные женщины и домохозяйки и «премиальные» к Женскому дню.
Но есть у нас и чисто «народ». Это соратники и родственники президента, штатские и военные чиновники. В эту «элиту» по мере надобности время от времени допускаются «почетные старейшины» - как главный элемент карманной туркменской «демократии». Поэтому центральным мероприятием праздников 25 октября стало «Торжество эпохи героических свершений» - заседание Совета старейшин, «одной из неотъемлемых составляющих общественно-государственных устройства Туркменистана». При этом СС не нашел отражения даже в новой конституции 2008 года, то есть, является неконституционным.
Наряженные в национальные костюмы старики и старушки - «почетные старейшины» - составляли только часть присутствующих на Ликовании. Остальная масса - официальные лица и «делегаты из всех регионов Туркменистана» - была, в основном, в темных костюмах. А кто их выбирал и делегировал?
И конечно же, для наглядной демонстрации «всенародной любви» были приглашены «главы аккредитованных в нашей стране дипломатических представительств и миссий, авторитетных международных организаций, представители зарубежных и отечественных СМИ».
Фото «Туркменистан-Золотой век»
Маленький, но очень выразительный штрих «государства для человека»: накануне заседания СС почетные старейшины участвовали в открытии дворца Советов (Дворца конгрессов), которое состоялось 24 октября в 8 часов утра. Но стариков пригнали в 5 утра (!) и они, стоя, ждали приезда президента.
Тщательно отобранные старейшины были хорошо проинструктированы: они все время вскакивали с бурными рукоплесканиями, боялись уснуть и держали ладони наизготове.
Но все же этот спектакль имел много проколов. Без формального обсуждения, но «при полном одобрении и поддержке» президент подписал документы, «вынесенные на рассмотрение Совета Старейшин Туркменистана». И если Указ «О принятии гражданства» содержал конкретную цифру - 1700 человек, то Указ «О помиловании в честь славного праздника 20-летия независимости Туркменистана осужденных лиц» количество помилованных умалчивал.
После доклада президента о достижениях и свершениях за двадцать лет, причем без упоминания ранее святого имени Туркменбаши, выступили с хвалебными одами десять человек. Причем двое из них –представители молодежи: студентка журфака и военнослужащий. Сам президент вел заседание и предоставлял слово для восхвалений. Главным в выступлениях «от имени народа» было требование «присвоить Президенту Гурбангулы Бердымухамедову высокое звание Героя Туркменистана». Выступающие не говорили, а кричали (чтобы их чувства выглядели более убедительно) о заслугах президента перед страной, которая «со стремительностью скакуна движется вперед» и «уже вошла в разряд самых развитых стран мира» и «сегодня каждый туркменистанец говорит: «Да здравствует Аркадаг, туркменский народ - счастливый народ!» И всё в том же «высоком стиле».
Подвел итоги «дебатов» заместитель председателя Совета старейшин, «почетный старейшина (шутники называют его «почетный лакейшина») Мурад Гаррыев, который «вновь озвучил единодушную просьбу туркменского народа о присвоении Президенту Гурбангулы Бердымухамедову этого высокого звания». Так же эротично-возвышенно с причмокиваниями любил Гаррыев Туркменбаши. Но быстро его забыл,как и тысячи других холуев, лакеев и «аналитиков», которые с легкостью продают умерших кумиров и сейчас дудят в другую дуду.
На заседании Совета старейшин, 2010 год. Фото «Туркменэкспо»
И тут же, «не отходя от кассы», после церемонии вручения госнаград соотечественникам и иностранцам, председатель Меджлиса Нурбердыева очень громко и пафосно прокричала–продекламировала панегирик президенту (чем громче, тем «патриотичнее?»), назвала СС «образцом подлинной национальной демократии» и сообщила, что «дела, совершенные в нашей стране за пять лет, воплощают в себе настоящий героизм. Это поддерживает весь наш народ, от мала до велика. Об этом свидетельствуют предложения и просьбы, поступающие в адрес Меджлиса от жителей всех уголков Туркменистана, предприятий и организаций в течение ряда лет… В сегодняшних выступлениях это желание народа еще раз получило подтверждение. И именно поэтому наш народ обращается к лидеру нации - Мехрибан Президентимиз-Гахрыман Президентимиз (наш родной президент, наш герой-президент)».
Затем глава парламента сообщила, что Меджлис Туркменистана принял решение присвоить Президенту Гурбангулы Бердымухамедову звание Героя Туркменистана. А когда было принято это решение? Постановление Меджлиса датировано 25 октября. Так что же, Меджлис тайно собрался в тот краткий период, когда президент вручал награды? А если это решение парламент принял раньше, почему оно не было оглашено, было скрыто от «народа» и понадобилось собирать СС? Или в Туркменистане парламент –это лично госпожа Нурбердыева?
Козе понятно, что парламент всеми конечностями и с бурными аплодисментами проголосует за это решение. Но для «приличия» и легитимности надо было все же провести эту процедуру. Так для чего же собирали СС, если решение о «героизме» вполне мог принять Меджлис? Это стало ясно после опубликования Постановления Совета старейшин, в котором народ призывают принять активное участие в выборах Президента Туркменистана, а также - «Обращения участников Совета старейшин к туркменскому народу». Вновь перечисляя многочисленные заслуги главы государства, называя его Покровителем, призывают «следовать примеру своего национального лидера», «строго придерживаться тех же принципов» и главное - «отдать свои голоса за самого достойного кандидата на всенародных выборах Президента Туркменистана 12 февраля 2012 года».
Фото «Туркменистан-Золотой век»
Все всё поняли ПРАВИЛЬНО?! А «тупым» все хорошо объяснят многочисленные работники силовых структур, руководители которых особо постарались при подготовке юбилейных торжеств, особенно парада. Например, очищали улицы от населения задолго до появления на них президента. (Кстати, на всех видеосюжетах про новую архитектуру с фонтанами люди вообще отсутствуют как биологический вид). С каждым разом «силовики», члены Совета безопасности ведут себя все более недостойно: не офицеры, а лакеи в мундирах. Особенно нелепо, «зайчиками» и «козликами», они скакали по сцене после после прохождения с букетами мимо президента по окончании Совета старейшин. А при вручении наград от Аркадага склонялись как никогда прежде. И здесь министра национальной безопасности Бердыева затмил начальник Государственной службы Туркменистана по борьбе с наркотиками Гараев, его голова склонилась до причинного места президента – какая-то печальная «комедия строгого режима».
В ночь на 27 октября – главный день независимости - резко похолодало и пошел дождь, который не прекращался три дня. Но парад прошел блестяще: безупречный шаг военных, прекрасное выступление барабанщиков. Восхитительные ахалтекинцы. Штатский народ, хотя и мокрый, тоже не подкачал - отликовал. Громче, чем на репетициях, ликовали мужчины: в ожидании прохода перед трибуной президента они согревались апробированным способом. Некоторые даже немного похулиганили: чеканя шаг, старались наступить на воздушные шарики, которые громко лопались и заставляли охрану метаться. Женщины и дети расплатились за вынужденный «патриотизм» массовыми простудными заболеваниями. Особенно меня поразил случай, когда дрожащую от холода в ожидании прохода юную гимнасточку в трико прикрыли куртками, но прибежал тепло одетый молодой «распорядитель» и заставил раздеть ребенка: «Не положено!»
И в остальные дни на открытии праздничных объектов право находиться под зонтиком, который держали охранники, имел только Герой Туркменистана.
Несмотря на дождливую туманную погоду, фейерверки все-таки состоялись, но без обычного эффекта разлетающихся огней. Петарды взрывались и «застревали» в тучах, распространяя едкий запах гари. В буквальном смысле деньги были брошены на ветер. В советском фильме «Каин ХVIII» жители радовались: «Сегодня мы быстро отликовали!». У нас же ликование затянулось.
Все праздники по ТВ показывали интервью с представителями счастливого народа, которые разговаривали стихами. Я тоже хочу завершить «стихами»: «У нас кумир всегда один, наш вечный праздник -Холуй-ин!»
По логике правления по сценарию Туркменбаши следующим эпизодом будет расправа над «шпионами» и «клеветниками». И народ-население будет организованно и дружно, как в 2002 году, кричать: «Смерть врагам народа!»
Наталия Шабунц
Международное информационное агентство «Фергана»