Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Туркменистан: Неизвестная борьба с наркотиками

21.01.2009 14:48 msk, Мердан Мередов (Ашхабад)

Туркмения Общество
Туркменистан: Неизвестная борьба с наркотиками

18 января 2009 президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов поздравил работников Государственной службы по борьбе с наркотиками с первой годовщиной создания ведомства.

«За прошедший год, - сказано в президентском обращении, - вы проделали немалую работу, которая обеспечивала мир внутри страны и покой наших граждан, еще больше укрепляла их единство и сплоченность, основы здорового общества».

Надо заметить, что в Туркменистане действует рассчитанная на 2006-2010 годы Национальная программа борьбы с незаконным оборотом наркотиков, оказания помощи наркозависимым людям, в рамках которой и осуществляется борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, выявляются наркоманы и принимаются меры к их лечению. Республика тесно сотрудничает с другими странами и крупными международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и другими. И тем не менее наркотиков и людей, употребляющих дурь, меньше не становится.

Нейтральный Туркменистан

Наркотики настолько захлестнули страну, что во многих городах и селах их стали продавать открыто, как семечки. Распространение наркотиков создало реальную угрозу генофонду туркменской нации. Именно поэтому год назад в целях объединения усилий систем здравоохранения и образования, общественных организаций, местных органов власти, правоохранительных органов и военных структур для истребления этого зла власти создали Государственную службу по борьбе с наркотиками.

На создание новой государственной структуры по борьбе с наркотиками власти Туркменистана пошли, что называется, не от хорошей жизни. До создания вышеназванной Государственной службы борьба с незаконным оборотом наркотиков велась как по линии Министерства внутренних дел (МВД), так и Министерства национальной безопасности. Помимо них свою лепту в общее дело старались внести таможенники, пограничники, другие правоохранительные и силовые структуры. Однако несмотря на это, в конечном счете все выходило по пословице «у семи нянек дитя без глазу»: наркотики распространялись как раковые метастазы, поражая все слои общества, включая даже тех, кто вел борьбу с этим злом.

Жители страны до сих пор помнят, какой показательный разнос сотрудникам Комитета национальной безопасности (КНБ) устроил в 2002 году первый президент республики Сапармурат Ниязов (Туркменбаши). Глава государства тогда прямо заявил, что «многие сотрудники КНБ сами употребляют наркотики». Примерно эти же слова президент повторил немного позже, когда проводилась чистка уже в рядах МВД Туркменистана. Наркобизнесом занимался и впоследствии был в этом уличен приемный сын тогдашнего генерального прокурора Туркменистана Гурбанбиби Атаджановой, ныне отбывающей длительный срок в Дашогузской женской колонии.

Карта Туркменистана
Карта Туркменистана

Но вот создана совершенно новая структура, и «новая метла начала мести по-новому». Сотрудники Госслужбы по контролю за наркотиками, как и ожидалось, за работу взялись рьяно, что называется, невзирая на лица. По всей стране прокатилась волна арестов наркоманов и тех, кто открыто и без боязни занимался реализацией наркотиков.

Среди задержанных и арестованных оказались даже «неприкасаемые» - крупные наркодельцы, чей бизнес был надежно прикрыт высокопоставленными чинами из Генеральной прокуратуры, МВД и МНБ. И тем не менее проблема настолько закоренела, что сегодня даже специальная государственная служба, созданная всего год назад, либо сама становится «крышей», либо расписывается в собственной беспомощности перед злом.

Все дело в том, что борьба с незаконным оборотом наркотиков в Туркменистане ведется в условиях полного отсутствия гласности. Все сведения, факты и цифры, касающиеся этой темы, являются государственной тайной и так строго оберегаются, что даже по президентскому обращению трудно судить об эффекте борьбы с наркотиками. Информации нет, произносятся лишь общие слова: «вы проделали немалую работу», «надо усилить борьбу», «нужно привлечь общественность». Из этих пустых слов невозможно узнать ни количество выявленных за год наркоманов, ни число задержанных на границе с Афганистаном контрабандистов, ни сколько наркокурьеров и барыг-реализаторов арестовали, ни сколько наркопритонов ликвидировали.

Независимые аналитики, детально изучающие эту проблему, уверены в том, что наркотики в этой центральноазиатской стране продолжают оставаться непобедимым злом во многом благодаря тому, что какая-то из вышеназванных государственных структур по-прежнему «крышует» провоз зелья через границу, а другая не менее влиятельная организация контролирует реализацию наркотиков внутри страны.

Наркотиков в стране меньше не стало. Это подтверждает и житель Куняургенча Ашир ага. Он рассказал нам о своем соседе, который, разбогатев на продаже наркотиков, построил шикарный двухэтажный дом, напичкал его суперсовременной бытовой техникой, приобрел «Тойоту» последней модификации. «Все в округе знают, что он торгует наркотиками, что он отравляет жизнь всему поселку, а сделать ничего не могут. Почему?».

Ашир ага рассказал, что у дома его соседа часто останавливаются автомобили с госномерами, а водители районного прокурора или «шестерки», находящиеся на услужении у местного полицейского начальства, не заглушая двигателя машины, периодически всего на несколько минут заскакивают в дом этого наркодельца.

«Нас радует ваша непримиримая борьба с таким страшным для всего мира злом, как наркомания, мы гордимся, видя, как уверенно ставите вы заслоны незаконному обороту наркотических средств», - говорится в приветственном послании президента страны в адрес работников Государственной службы. Непримиримая борьба со злом во всем цивилизованном мире подразумевает открытость, бескомпромиссность и последовательность. Однако ни того, ни другого, ни третьего в Туркменистане, к сожалению, нет.

В сентябре прошлого года в Ашхабаде произошло настоящее боестолкновение с группой вооруженных людей, которых официальная пропаганда преподнесла народу как безнадежно законченных наркоманов-бандитов. Сразу же после этого состоялось заседание Государственного совета Туркменистана, на котором глава государства потребовал от правоохранительных структур «быть беспощадными к тем, кто пытается отравить мирную жизнь туркменистанцев». После этой «взбучки» работа несколько оживилась. Сотни и тысячи наркоманов были вновь препровождены в наркодиспансеры и лечебно-трудовые профилактории, прокатилась волна арестов мелких наркодилеров и барыг. На этом кампания завершилась.

Туркмены испокон веков не подавали руки тем, кто травит зельем жизнь других, кто на горе других строит собственное благополучие. В старину туркмены предавали огласке деяния подлецов, создавали вокруг них обстановку нетерпимости. В такой обстановке все, кто вел неправедный образ жизни, чувствовали себя неуютно. Власти нынешнего Туркменистана стараются не предавать огласке даже результаты успешно проведенной операции по поимке наркокурьеров или задержанию лиц, занимавшихся контрабандой наркотиков. Тем самым, считают эксперты, власти загоняют проблему еще глубже, усугубляя её.

Известно, что в самом Туркменистане культивирование опийного мака запрещено, все попытки вырастить на делянке десяток кустов индийской конопли или опиумного мака пресекаются в ходе ежегодно проводимых спецопераций. Нет в стране и подпольных лабораторий по производству героина. Вся отрава в республику поступает из соседних государств, в частности, из Афганистана, Ирана. Нынешняя граница с этими государствами имеет немало зияющих дыр, через которые и просачиваются наркотики. Но об этом вслух тоже никто не говорит.

В советское время, когда государственная граница охранялась как положено, наркоманов в Туркмении можно было по пальцам пересчитать. Сегодня же только в Ханховузском этрапе Марыского велаята, где проживает всего-то две тысячи человек, официально взятых на учет наркоманов - больше ста. А сколько таких неучтенных наркоманов в целом по этому району, по области, по стране?

В нынешних условиях отсутствия гласности об этом один Аллах знает.

Мердан Мередов