Правозащитник Умед Тохиров: «Акциями Рогуна в Таджикистане выдают зарплаты и пенсии»
На фото: Акции Рогунской ГЭС. Изображение большего размера – в Галерее «Ферганы.Ру»
После того, как президент Таджикистана Эмомали Рахмон призвал свой народ на собственные деньги построить Рогунскую ГЭС, в стране начался акционерный бум. Руководители предприятий, директора школ говорили о том, с каким воодушевлением народ откликнулся на просьбу президента. По данным министерства финансов республики, было выпущено 5 млн. акций и сертификатов ОАО «Рогунская ГЭС» на сумму 6 млрд сомони (около $1,3 млрд).
Акции будущего гидроузла выпущены номиналом 100 сомони, сертификаты акций - номиналом 500, 1000 и 5000 сомони. Таджикские СМИ время от времени пишут, как народ, больше половины которого живет за чертой бедности, добровольно приобретает акции Рогуна.
О том, что эта добровольность иногда носит строго-принудительный характер, свидетельствует таджикский правозащитник Умед Тохиров, который написал открытое письмо президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. Вот текст этого письма.
Уважаемый президент!
Из достоверных источников поступает информация о массовых нарушениях прав человека в Бободжонгафуровском районе Согдийской области. После принятия правительством Таджикистана решения о реализации акций Рогунской ГЭС, граждане стали активно принимать участие в этом благородном деле. Строительство Рогунской ГЭС позволит таджикистанцам стать энергонезависимыми. Наступит, наконец-то, светлое будущее. В прямом смысле этого слова. Люди перестанут ощущать дефицит электроэнергии в зимнее время. Более того, данный проект будет способствовать росту экономики страны, позволит наладить нормальную деятельность многих предприятий, вынужденных остановить свою работу по причине отсутствия электричества. Появятся новые рабочие места.
Однако экономическое развитие страны ни коим образом не должно сопровождаться нарушениями прав и свобод человека и гражданина. Реализация акций Рогунской ГЭС должна иметь добровольный характер. Нельзя принуждать человека покупать акции. Об этом Вы говорили в одном из недавних обращений. Но на деле происходит обратное. Получается, что местные органы власти игнорируют требования главы государства.
Исполнительные органы государственной власти на местах проявляют, на мой взгляд, лжепатриотизм. Озабоченность вызывает тот факт, что этот патриотизм приобретает состязательный характер. У какого председателя (района, города, области), у какого руководителя (ведомства, ГУП, школы, войсковой части) больше всего приобретут акций, в каком регионе больше всего любят и поддерживают власть.
Из независимых источников, заслуживающих доверия, стало известно, что работники бюджетных организаций Бободжонгафуровского района не могут получить свою зарплату в полном объеме, так как часть денег направлены на покупку акций Рогунской ГЭС. Человек приходит за зарплатой, а ему вручают акции. При этом никто не спрашивает его согласия. Все за него уже решили. А чем ему кормить своих детей? Акциями?
Представители хукумата (руководства района) обходят все домовладения и требуют у граждан показать свои акции, проверяют их наличие. При отсутствии акций, их заставляют приобрести.
Пенсионеры также лишились около 50 процентов своих пенсионных сбережений. Доходит даже до того, что у школьников, несовершеннолетних детей, требуют денег на покупку акций. Винить в этом преподавателей не стоит потому, что их самих заставляют. Заставляют местные органы государственной власти. Все это сопровождается угрозами увольнения. Статья 35 Конституции Республики Таджикистан запрещает всякие ограничения в трудовых отношениях и гарантирует равную оплату за равный труд.
Если еще на начальном этапе этой кампании власти не соблюдают прав человека, то где гарантия, что акционеры Рогунской ГЭС смогут получать свои дивиденды. Где гарантия, что собранные средства будут использованы по назначению? Ведь наша страна одна из самых коррумпированных стран мира.
Я выражаю свой решительный протест по поводу применения принудительных мер по реализации акций Рогунской ГЭС. Если гражданин имеет желание и средства для покупки акций, он приобретет их добровольно, по собственному желанию. Нельзя принуждать к этому всех граждан. В Таджикистане еще немало семей, живущих за чертой бедности. Большинство взрослого населения страны вынуждены искать работу в России, чтобы прокормить свои семьи.
Я обращаюсь к Вам как к гаранту соблюдения прав человека с требованием принять соответствующие меры по отношению к руководству администрации Бободжонгафуровского района Согдийской области, остановить массовые нарушения прав и свобод человека. Пора отказаться от практики принуждения, от устаревших советских методов управления!
Вместе с тем я требую создать Независимую Общественную Комиссию по контролю над использованием средств из фонда строительства Рогунской ГЭС и включить в ее состав представителей гражданского общества, НПО и СМИ. Граждане ИМЕЮТ ПРАВО знать, куда и как расходуются их средства, направленные на поддержку строительства Рогунской ГЭС.
«Фергана.Ру» связалась с правозащитником Тохировым, чтобы уточнить подробности. По его данным, власти требуют, чтобы каждая семья владела акциями на сумму 5000 сомони (около 1135 долларов). Время от времени представители властей обходят дома и требуют показать, сколько у людей на руках акций. Если акций, как им кажется, мало, то требуют купить еще.
Самый простой способ заставить людей купить акции еще не построенного предприятия – это выдать акциями часть зарплаты или пенсии. По словам У.Тохирова, некоторым малоимущим пенсионерам, получающим пенсию 200 сомони, выдали на руки всего половину этой суммы, и дали придачу акцию Рогуна достоинством в 100 сомони. Похожая ситуация с бюджетниками: врачами и учителями. По информации У.Тохирова, в одной из школ Бободжонгафуровского района преподаватели получили зарплату акциями Рогуна. И это притом, что зарплата учителя примерно 300 сомони, на которые очень трудно прокормить семью, а тем более делать какие-либо сбережения «на черный день». Как объяснил У.Тохиров, максимальная зарплата учителя – 500 сомони, но ее можно получить при максимальной загрузке, работая по шесть дней в неделю и давая по двенадцать уроков в день, в две смены.
От школьников требуют принести, в среднем, по 20 сомони – чтобы школа «вскладчину» тоже купила акции.
Условия обращения акций Рогунской ГЭС. Изображение с веб-сайта Minfin.Tj
Источники «Ферганы.Ру» в Таджикистане косвенно подтверждают сказанное У.Тохировым. По нашим данным, у учащихся одной из школ на севере Таджикистана, действительно, собирали деньги на акции Рогуна (требовали принести по 3-5 сомони). По 100 сомони собирают у студентов.
Получать часть зарплаты акциями стали не только бюджетники. По словам У.Тохирова, руководители некоторых предприятий различной формы собственности приобретают акции за счет зарплат своих сотрудников, доказывая тем самым свою полную лояльность по отношению к властям. Когда люди начали требовать зарплату в полном объеме, то им было отказано: руководители предприятий невнятно ссылались на решение хукумата района и на указ президента. «Хотя ведь президент страны Эмомали Рахмон в своих выступлениях осуждает принудительные меры по реализации акций Рогуна, - говорит У.Тохиров. – Рахмон, наоборот, призывает местные органы власти отказаться от устаревших советских методов управления. Мне непонятно: либо президент страны народу говорит одно, а с подчиненных требует другое, либо местные органы власти игнорируют слова президента».
У.Тохиров объясняет старательность местных властей традицией предугадывать желания президента и верховной власти и выполнять их распоряжения «с максимальным эффектом». «Они привыкли лизоблюдством выказывать свою лояльность к руководителю страны, - говорит правозащитник. – Если требуется приобрести акции Рогунской ГЭС, скажем для примера, на один миллион сомони, то местные органы власти приобретут акций в два, а то и в три раза больше, потому что они еще и между собой соревнуются, кто больше любит власть. Это все издержки советской, коммунистической идеологии, прежних соцсоревнований. Но Таджикистан выбрал демократический путь развития, мы строим правовое государство. Если бы местные власти избирались народом, то председатель хукумата района или области думал бы о своих гражданах, о своих избирателях. А сейчас руководители районов и областей назначаются президентом, поэтому, конечно, их интересует, только как сохранить свое кресло».
По словам У.Тохирова, «в Таджикистане права человека изучают в школах не в качестве факультативного курса, а как полноценный предмет, по которому выпущен учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Но несмотря на это, менталитет не позволяет людям идти в суд защищать свои права. Если вам против вашей воли дают вместо зарплаты акции Рогунской ГЭС – вы имеете право обратиться в суд! Но эти проблемы обсуждаются только на кухне, никто не решается высказаться открыто».
Соблюдение (вернее, несоблюдение) прав человека в Таджикистане влияет и на экономическое развитие страны. Инвесторы только тогда смогут вкладывать свои капиталы в экономику, когда государство сможет гарантировать защиту инвестиций. «Если на начальном этапе кампании по поддержке строительства Рогунской ГЭС власти позволяют себе принуждать граждан к приобретению акций Рогуна, то где гарантия, что собранные средства пойдут по назначению? Где гарантия, что многочисленные владельцы акций Рогунской ГЭС смогут получать свои дивиденды? – говорит У.Тохиров. - Государство много раз обманывало своих граждан. В Таджикистане немало состоятельных людей: «подпольных миллионеров», бизнесменов. Но и они с опаской относятся к инициативе государства по реализации акций Рогуна. Не верят они в государство. Власть это знает и поэтому принуждает людей покупать акции. Я уверен, если бы таджикские бизнесмены были уверены в гарантиях со стороны государства, то они могли бы без принуждения вкладывать свои капиталы в строительство ГЭС».