Выборы президента Узбекистана: Взгляд экспертов из-за рубежа
Как известно, все пять официально зарегистрированных партий Узбекистана уже определились со своими кандидатами на пост президента страны. В настоящее время на выборы выдвинуты кандидатуры Дилором Ташмухамедовой (партия «Адолат»), Ахтама Турсунова («Фидокорлар»), Хуршида Досмухамедова («Миллий тикланиш»), Аслиддина Рустамова (НДПУ). Получил свою поддержку и действующий лидер страны Ислам Каримов, выдвинутый либеральными демократами (УзЛиДеП).
Превратятся ли всенародные выборы в фарс и имитацию народного волеизъявления? Будут ли они признаны международным сообществом? Останется ли действующий глава Узбекистана у руля государства на очередной срок? Если да, то что это значит для узбекского народа?
Мы намерены посвятить начавшейся в Узбекистане избирательной кампании целую серию материалов. Сегодня приближающиеся выборы комментируют эксперты ИА «Фергана.Ру» и независимые аналитики, не понаслышке знающие о ситуации в Узбекистане, но живущие за пределами республики.
* * *
«Комментировать выборы Ислама Каримова, - а именно так необходимо называть то, что состоится в Узбекистан 23 декабря под названием «президентские выборы», - неинтересно», - считает обозреватель газеты «Время новостей», известный эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. – «Потому что, на внешний взгляд, никакой интриги в этих выборах нет, все вполне ожидаемо. Никакой серьезной и увлекательной предвыборной гонки не наблюдается, да и не может быть в нынешнем Узбекистане. То, что происходит в этой стране, к сожалению, еще раз показывает, что огромная евразийская часть Советского Союза остается жить по вождистским законам, внедренным в сознание людей, проживающих на этой части суши, еще во времена Ленина-Сталина-Брежнева. Такие лидеры, как Эмомали Рахмон, Нурсултан Назарбаев, Ислам Каримов, власть свою добровольно никогда не отдадут. А каким будет вариант смены власти в этих странах, показывает пример Туркмении. К сожалению, история показывает, что Россия в этом отношении не многим отличается от своих центральноазиатских соседей. То, как Владимир Путин и его окружение добровольно-принудительно сумели убедить и самого Путина, и весь так называемый российский электорат, что без Путина Россия не выживет и никакого равного ему лидера быть в нашей стране не может, дает шанс таким лидерам, как Каримов, Рахмон и Назарбаев, быть уверенными в своем политическом будущем на долгие-долгие годы вперед».
По мнению Аркадия Дубнова, различные выборы, которые объявляются и благополучно проходят на евразийском пространстве, - не более чем имитация демократических процедур, дающих постсоветским странам возможность чувствовать себя в русле современных тенденций развития мирового сообщества. «Не случайно ближайшие парламентские выборы в России уже чуть ли не официально называют “референдумом о доверии Путина”. Поэтому, повторяю, президентские выборы в Узбекистане мы можем так же официально назвать выборами Ислама Каримова».
Член экспертного совета РИА Новости и эксперт ИА «Фергана.Ру» Санобар Шерматова также считает, что никакой интриги на будущих выборах ждать не приходится. «Но нынешняя избирательная кампания по деталям будет отличаться от предыдущих выборов. В 1991 и 2000 годах президент сам отбирал себе соперника: вначале это был оппозиционный деятель, известный поэт и лидер партии «Эрк» («Воля») Мухаммад Салих, на следующих выборах – лидер НДПУ, директор института философии и права Абдулхафиз Джалолов. И в том, и в другом случае полученные альтернативными кандидатами проценты голосов были несоизмеримо низки по сравнению с результатами основного кандидата (так, Джалолов получил чуть больше четырех процентов), и должны были демонстрировать недосягаемый для соперников уровень всенародной поддержки действующего президента».
«В нынешний сценарий внесены некоторые изменения: мы увидим не одного [кандидата], призванного оттенять главного героя, а нескольких альтернативных кандидатов, среди которых, впервые в Центральной Азии, появляется женщина. Политсовет партии «Адолат» («Справедливость») выдвинул лидера этой организации Дилором Ташмухамедову. Среди кандидатов, кроме представителей трех других партий, имеющих фракции в парламенте, значится председатель Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан парламента Акмаль Саидов, которого выдвигает инициативная группа избирателей».
«Так что нынешний сценарий отличается большим разнообразием, и, совершенно очевидно, призван продемонстрировать Западу, основному критику узбекских властей, высокий уровень политической культуры Узбекистана», - считает С.Шерматова. – «Официальный Ташкент решает свои задачи, его действия направлены на то, чтобы Европейский союз снял введенные после андижанских событий санкции. Выборы должны пройти таким образом, чтобы вызвать как можно меньше критики в европейских столицах. В связи с этим возникает вопрос: как далеко Ислам Каримов готов пойти навстречу своим западным оппонентам? Помнится, его коллегам Нурсултану Назарбаеву (избран в 2005 году) и Эмомали Рахмону (выборы прошли в 2006 году) пришлось пойти на определенные уступки с тем, чтобы их избрание признали легитимными. Правда, уступки касались не демократизации режимов, а сближения с Западом в сфере энергетики (Казахстан) и сотрудничества с США и ЕС в области охраны границ (Таджикистан). Каких-то особых проблем, связанных с тем, что эти лидеры бессменно стоят у руля власти, как-то не возникало».
«Узбекистан является стратегически важным, самым политически и экономически влиятельным государством Центральной Азии, - говорит известный политический деятель Кыргызстана Ишенбай Абдуразаков. - И именно поэтому политики из других стран региона всегда выражали надежду, что политические и экономические реформы в этой стране ускорятся. Потому что отсутствие реформ и угроза нестабильности в Узбекистане очень сильно влияет на безопасность, экономику и политику других стран Центральной Азии».
По мнению И.Абдуразакова, первым и самым важным фактором ускорения реформ, а также достижения политической безопасности является проведение прозрачных выборов.
«Но, к сожалению, за годы независимости ни в одной стране Центральной Азии не были проведены демократические, открытые выборы. Даже, в Кыргызстане, который на Западе называют «островком демократии», создается лишь видимость демократических выборов, но по-настоящему свободными эти выборы назвать нельзя. Это очень опасная тенденция, которая усилит авторитарные правления», - считает Ишенбай Абдуразаков.
По мнению киргизского политического обозревателя Ганижана Халматова, президентские выборы в Узбекистане можно сравнить с «политическим театром».
«Я знаю, что узбекская оппозиция в изгнании, а также все прогрессивные силы внутри Узбекистана надеялись, что президент Каримов передаст правление своему преемнику и таким образом даст возможность поэтапного реформирования страны, а также участия в политической жизни страны оппозиции. Однако эти ожидания оказались ложными. Президентские выборы в Узбекистане, как и другие выборы [в регионе], можно сравнить с театром, где каждый актер исполняет определенную роль. Это - политический театр. Карманные партии власти выдвинут своих кандидатов на пост президента, и эти кандидаты, в свою очередь, будут призывать население голосовать за Ислама Каримова. Так было и на прошлых выборах. Это театр политического абсурда», - считает Ганижан Халматов.
По мнению узбекского правозащитника Эгамназара Шайманова, ныне политического беженца, живущего в одной из западных стран, появление различных слухов о выборах президента является результатом ограничений прав граждан на получение всесторонней объективной информации.
«Для основной массы граждан Узбекистана Ислам Каримов является идолом, который должен править страной бессменно, и от которого зависит безопасность и стабильность родины. Такие результаты дало превращение средств массовой информации в пропагандистскую машину, и это - самая большая победа режима. Многие жители Узбекистана поддерживают даже политику Каримова по отношению к «андижанским событиям» 13 мая 2005 года. Они твердят, что Каримов, «расстреляв террористов в Андижане, сохранил стабильность и безопасность республики». В этой ситуации я не думаю, что в очередных выборах президента будет присутствовать что-то демократическое», - говорит Эгамназар Шайманов.
По мнению политолога из Кыргызстана Жаркынбека Касимбекова, президентские выборы в Узбекистане могут послужить одним из факторов дестабилизации ситуации в стране.
«На примере Аскара Акаева мы поняли, что власть должна временами сменяться. К власти должны приходить новые люди с новыми идеями, с новыми политическими взглядами. И именно это дает толчок для развития страны. Авторитарный режим президента Каримова доказал свою неспособность и неготовность к реформам. Очередной срок правления Каримова может вызвать у граждан страны всплеск недовольства, так как экономическое положения граждан ухудшается, и это, в конце концов, может дестабилизировать ситуацию».
«Усиление репрессий не может продолжаться вечно и, воспользовавшись этим, провести захват власти в Узбекистане могут так называемые «третьи силы». Воспользовавшись недовольством народа, активизируют свои действия религиозно-экстремистские организации, такие как «Хизб-ут Тахрир» и «Исламское Движение Узбекистана». При таком варианте развития событий безопасность Узбекистана останется под вопросом», - говорит Жаркынбек Касимбеков.
По мнению политолога, для недопущения такого развития событий президент Каримов должен сохранить преемственность власти и сделать решающий политический шаг: «Если Ислам Каримов безболезненно передаст власть к своему преемнику, он откроет дорогу реформам, и даст оппозиции шанс для участия в политической жизни страны. Это было бы самым приемлемым вариантом для безопасности и единства Узбекистана», - считает киргизский политолог.
Однако узбекский правозащитник и политэмигрант Ядгар Турлибеков считает, что на данный момент узбекская оппозиция не имеет никаких шансов на власть.
«Непримиримые оппозиционеры были вынуждены покинуть страну. Особенно перед выборами усилились тотальные чистки. В стране остались только те оппозиционеры, которые до поры могут держать обет молчания. Но даже они находятся под пристальной слежкой и наблюдением спецслужб Узбекистана. Многих напугали. Кто не успел выехать за пределы страны, арестован. Я считаю, что сегодня оппозиция не имеет шансов участвовать на выборах. Даже если будет выдвинут какой-то оппозиционный кандидат, власть сделает все, чтобы раздавить его. А конкурентами Ислама Каримова на этих выборах будут служить назначенные им же люди», - считает правозащитник Ядгар Турлибеков.