«Не дождетесь!..» И.Каримов готовится к третьему сроку
Вопрос о том, кто станет следующим президентом Узбекистана, кажется, начинает проясняться. Хотя до предусмотренных Конституцией президентских выборов осталось всего три с половиной месяца, узбекистанские СМИ хранят по этому поводу мертвое молчание, боясь о них даже заикнуться. Воздерживается от высказываний на эту тему и сам Каримов. Тем не менее, некоторые признаки свидетельствуют о том, что предвыборная кампания уже началась.
Ислам Каримов. Фото ИА «Фергана.Ру»
Прежде всего, это грандиозная хвалебная песнь самому себе, исполненная президентом 30 августа во время совместного заседания парламента, кабинета министров и президентского аппарата, а также его выступление на торжественной церемонии в честь 16-летия независимости Узбекистана. Как заявил Каримов, «никто не сможет зачеркнуть осуществленную нами в стране за эти годы большую работу по построению демократического государства, повышению благосостояния народа, завоеванию достойного авторитета на международной арене».
Симптоматично, что подобную речь, формально подводящую итоги периоду независимости, а в действительности - превозносящую итоги своего собственного правления, руководитель государства произнес впервые. В ней он обстоятельно перечислил достигнутые под его руководством успехи и свершения. Как и предполагалось, они оказались «огромными».
Не будем на них задерживаться, коснемся только одного из главных завоеваний. «Наиболее показательными являются темпы роста заработной платы и доходов населения, - сообщил президент. - По сравнению с 2000 годом реальные доходы населения в 2006 году возросли в 2,5 раза, а по отношению к 1992 году - в среднем в 12 раз». И это далеко не предел. «К концу текущего года средняя заработная плата в республике должна возрасти до 200 долларов», - пообещал Ислам Абдуганиевич.
Подобное «завоевание» с легкостью мог бы опровергнуть любой экономист, просто указав на тот факт, что в этом случае на выдачу одних только зарплат пришлось бы тратить средства, превышающие совокупный объем ВВП Узбекистана (18,5 триллионов сумов или около 14,6 миллиарда долларов). Чтобы убедиться в этом, достаточно умножить обещанные 200 долларов в месяц на количество месяцев в году, а полученное число - на количество официально работающих - приблизительно двенадцать миллионов. В результате выходит что-то около 28,8 миллиарда долларов. То есть, для того, чтобы г-н Каримов смог выполнить свое обещание, на одну лишь выплату зарплат должна расходоваться сумма, равная объему двух годовых ВВП Узбекистана.
Но торжественные речи первого лица были рассчитаны не на въедливых читателей и не на экономистов, а на местные СМИ, для которых озвученные им тезисы являются очевидной командой повторять их на все лады и во всех вариациях, доводя до населения республики нехитрую мысль о том, что «с нашим атаманом не приходится тужить».
Во втором из этих программных выступлений немаловажное место было отведено многочисленным планам на будущее, говоря о которых, Каримов неизменно использовал местоимение «мы», и которые по этой причине вполне можно счесть своего рода предвыборными обещаниями.
«Критически оценивая наши успехи и достижения, не впадая в эйфорию, нам необходимо ставить перед собой более высокие рубежи и долгосрочные благородные цели. Первостепенной же задачей, находящейся в центре постоянного внимания, было и остается повышение жизненного уровня и благосостояния народа», - растолковывал своим слушателям Ислам Абдуганиевич.
Развивая эту тему, он отметил, что «нам надлежит обратить особое внимание на реализацию принятых в последние годы правовых норм по дальнейшей либерализации политической и экономической жизни, расширению полномочий политических партий, общественных и гражданских институтов и негосударственных организаций, дальнейшему обеспечению прав и свобод человека, совершенствованию судебно-правовой системы».
Не забыл президент упомянуть и о непростой международной обстановке: «Нынешнее сложное и тревожное время требует от нас, не забывая о существовании различных угроз человечеству, работать над укреплением мира, спокойствия и стабильности в стране, не ослабляя внимания, чуткости и бдительности, как зеницу ока оберегать наши рубежи, достойно противостоять любым опасностям, повышая нашу мощь и силу».
Граждане Узбекистана, по его словам, скоро заживут в полном довольствии и достатке: «Поставлена стратегически важная задача - каждые три года повышать заработную плату в 2-2,5 раза, с тем, чтобы уже в ближайшие годы с учетом покупательной способности населения мы вышли на уровень тех стран, которые обеспечивают высокие стандарты доходов и благосостояния своего населения».
Короче говоря, судя по этим прекрасным намерениям, воплощением их в жизнь Ислам Каримов собирается заниматься и впредь, будучи просто не в состоянии доверить столь важное дело кому-то другому.
Между тем, о предстоящих выборах до сих пор ничего неизвестно, хотя в соответствии со 117-й статьей Конституции Узбекистана президентские выборы должны состояться 23 декабря, то есть через три с половиной месяца. Молчит местная пресса, молчит Центризбирком, молчат официальные лица. Несмотря на это, отдельные факты указывают на то, что президентские выборы все-таки состоятся. К примеру, в августе несколько узбекских правозащитников обратились в Центризбирком с просьбой прокомментировать затянувшееся молчание и неожиданно для себя получили ответ, что официально о выборах будет объявлено в предусмотренный законодательством срок, то есть 23 сентября.
В свою очередь, 30 августа торговый атташе посольства Узбекистана в Турции Надир Хашимов, принимая участие в программе турецкого телевидения, заявил, что в декабре в Узбекистане состоятся президентские выборы, которые станут очередным этапом в дальнейшей демократизации общества. То есть, информация о том, что эти выборы все-таки состоятся, впервые была публично озвучена официальным лицом.
Все эти разнородные эпизоды, постепенно складываясь в общую мозаику, свидетельствуют о том, что президентские выборы, пусть и предельно формальные, все же предусматриваются. То есть, легитимация дальнейшего пребывания Каримова в должности президента будет осуществлена посредством именно этой процедуры, а не какой-либо другой. Вероятно, в скором времени Ислам Абдуганиевич объявит о том, что в столь трудное время не может бросить свой народ на произвол судьбы, что он долго думал и, наконец, принял трудное решение вновь принять участие в президентских выборах. После чего он выразит надежду, что народ снова окажет ему свое высокое доверие и поддержит его кандидатуру.
Как все это будет согласовываться с действующим законодательством, ограничивающим пребывание одного лица на посту президента двумя сроками - вопрос любопытный, но не более. Возможностей для продления президентских полномочий у Каримова предостаточно. Во-первых, Конституционный суд может признать один из его предыдущих сроков «не считающимся». Во-вторых, парламент может отменить все ограничения на количество сроков, внеся соответствующие поправки в Основной закон (для чего необходимо заручиться поддержкой двух третей депутатов в верхней и нижней палатах парламента). К тому же - соответствующий пример уже подал парламент соседнего Казахстана, разрешивший президенту Назарбаеву избираться на пост президента столько раз, сколько тот пожелает.
Каримов останется президентом еще и потому, что иного выбора у него нет. Вернее, есть, но крайне ограничен: либо в тюрьму, либо в Россию, либо по-прежнему быть первым лицом государства. Конечно, ни о каком преемнике не может идти и речи: печальная участь Акмурада Реджепова в соседнем Туркменистане или менее печальная, но подтверждающая ту же закономерность участь Березовского в России наглядно показывают, что как только преемник окрепнет и встанет на ноги, то будет вершить свою собственную политику, не считаясь с прежними договоренностями. И если понадобится, то немедленно сдаст бывшего диктатора с потрохами, - хотя бы для того, чтобы отмежеваться от него самому.
Остается одно: во имя собственного спасения изо всех сил цепляться за власть. Тем более что это несложно, ведь любые его решения в обязательном порядке будут признаны соответствующими всем нормам международного права Россией, Китаем, Казахстаном и другими соседями. Каримов идеально устраивает своих зарубежных партнеров в главном для каждого из них: членов ШОС - тем, что активно противостоит «цветным революциям» и Западу, Запад - тем, что противостоит исламистам и террористам, Иран, Пакистан, Сирию, Египет и прочие азиатские державы - тем, что выступает против вмешательства Запада в их внутренние дела. Так что на небольшие махинации с его собственным законодательством все эти государства с легкостью закроют глаза. Кого можно пожалеть в этой ситуации, - так это самих узбекистанцев.