Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Таджикская диаспора в Иркутской области активно набирает политический и экономический вес, все больше привлекая к себе внимание

09.01.2007 17:22 msk, Галина Калугина (Гедвило), Иркутск.

Миграция  Россия
Таджикская диаспора в Иркутской области активно набирает политический и экономический вес, все больше привлекая к себе внимание

Таджик. Фото с сайта Российского Этнографического музея

Таджики являются одной из составляющих пестрого многоэтничного иркутского сообщества. Данную этническую группу определяют как одну из «новых диаспор», формирующуюся буквально на глазах принимающего общества в течение последнего десятилетия. За период формирования диаспоры ее численный состав и социально-экономические характеристики неоднократно изменялись. Так, статистические данные советского периода (перепись 1989 года) показывают, что численность таджиков в Иркутской области тогда была весьма незначительной – 852 человека. На начало активной миграции (первая половина 1990-х годов) таджикские лидеры оценивали численность своих соотечественников в две-три тысячи человек, в 2000 году называлась цифра в сорок тысяч. Сегодня они оперируют цифрами от пятнадцати до двадцати тысяч человек.

Первые относительно массовые миграции таджиков начались в период гражданской войны. Это были многочисленные беженцы, которые кроме Иркутской области, попадали и в другие регионы России. Образ беженца-таджика прочно осел в подсознании иркутян. С течением времени этот образ претерпел изменения. Так как большинство таджиков приезжают в регион на заработки, сегодня в иркутском обществе устойчив стереотип таджика-строителя. Именно в этой сфере в большинстве своем заняты таджики. Среди них есть как сезонные (маятниковые) мигранты, так и живущие здесь постоянно. В основном это мужчины молодого и среднего возраста.

Поначалу многие из приезжающих в Иркутск имели высшее образование и профессии, требующие квалификации, оказавшиеся в послевоенном Таджикистане невостребованными. Сегодняшний таджикский мигрант – чаще всего сельский житель, плохо говорящий по-русски. Хотя среди них есть и студенты – молодежь, приехавшая в Иркутск учиться.

В течение долгих лет таджикская диаспора была рассеяна. Иркутский регион осваивался таджиками по частям. Представители северного и южного Таджикистана работали в определенных городах и населенных пунктах, то есть имело место разделение региона на «сферы влияния».

В 1999 году с началом деятельности таджикского торгового представительства в Иркутской области, было создано национально-культурное общество «Самониды». Идея создания юридической организации принадлежит торговому представителю республики Таджикистан в Иркутской области Муривату Маликшоеву. Толчком для создания объединения послужила необходимость решения многих юридических вопросов, возникающих у граждан Таджикистана по приезду в Россию.

М.Маликшоев отмечает: «Таджики, приезжающие в Иркутск, сталкиваются со многими проблемами. В первую очередь, это связано с тем, что они привыкли к тому, что в Таджикистане никто никого не спрашивает, откуда он и зачем приехал, сколько планирует здесь пробыть. Многим непонятна необходимость регистрации и прописки; в связи с этим возникает немало трудностей». Общество, по мнению Маликшоева, должно решить многие проблемы мигрантов. Оно будет полезным не только таджикам, но и принимающему обществу. Одной из основных задач общества является помощь приезжим в легализации на территории Российской Федерации посредством регистрации мигрантов в самом обществе. Таким образом будет происходить учет всех приезжающих таджиков в Иркутск и Иркутскую область.

Таджикская диаспора здесь разрастается. Все больше таджиков остаются в Иркутской области, получают российское гражданство. Стоит отметить весомую роль в миграционных процессах самой Республики Таджикистан, ее заинтересованность в становлении крепких, устойчивых сообществ. Одним из примеров этого может стать активное использование такого института, как национально-культурные общества таджиков в Российской Федерации. Через эти организации возможно не только получение какой-либо информации, обратной связи от мигрантов, но и получение поддержки - как финансовой, так и общественно-политической.

Таджикская диаспора Иркутской области активно набирает политический и экономический вес, все больше привлекая к себе внимание. В свете этого чрезвычайно интересен опыт проведения в Иркутской области досрочного голосования на выборах президента Таджикистана, состоявшихся шестого ноября прошлого года. Предвыборная кампания, как и собственно выборы, проходили в области весьма активно.

О реализации конституционного права граждан Таджикистана на участие в президентских выборах, о заинтересованности в них представителей многочисленной таджикской диаспоры, о проведенной работе, настроении, с которым люди пришли на избирательные участки и их ожиданиях корреспондент ИА «Фергана.Ру» побеседовал с председателем Таджикского национально-культурного общества «Пайванд», представителем Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан в Иркутской области Муриватом Маликшоевым.

Фергана.Ру: - Муриват Рахматович, расскажите, пожалуйста, почему для организации досрочного голосования на выборах президента Таджикистана среди остальных российских регионов была выбрана и Иркутская область?

М.Маликшоев: - Я думаю, что объяснять, почему было проявлено такое внимание к самой Российской Федерации, не имеет смысла – с этой страной мы тесно связаны и именно здесь работает большинство наших граждан. А Иркутская область попала в список потому, что таджикская диаспора здесь весьма многочисленна, здесь живут и трудятся более десяти тысяч граждан Таджикистана. А так как регион этот весьма обширный, нами было предложено организовать кроме Иркутска еще один избирательный участок на севере области – в г.Братске.

Фергана.Ру: - А как проходила подготовка этого события? Что было сделано, какие возникали проблемы?

М.Маликшоев: - Была проведена огромная работа. Очень активное участие в подготовке и проведении досрочного голосования приняло Посольство РТ в России. Нас непосредственно курировал пресс-секретарь Посольства Мухаммад Эгамзод. Мы с лидером таджикской общины г.Братска Рахимом Наботовым были назначены представителями участковой избирательной комиссии при Посольстве РТ в России по организации и проведению выборов президента Республики Таджикистан. Нам были выданы удостоверения и направлены необходимые ходатайства во все инстанции: МИД, администрацию Иркутской области, Избирательную комиссию области, правоохранительные органы.

Нужно сказать, что всюду мы нашли понимание. Руководители всех структур и ведомств Иркутской области с полной ответственностью отнеслись к столь важному для нашей страны политическому событию. Однако поначалу среди чиновников, которые нами занимались, было сомнение в том, что голосование вообще состоится. Ведь не так давно в области пробовали организовать досрочное голосование по выборам президента Украины, но мероприятие не состоялось…

Мы провели среди своих ребят широкую информационную работу, настраивали их на то, что в области обязательно будут организованы избирательные участки. Мы подготовили и распространили массу листовок, письма-обращения. Провели несколько встреч, собраний, где разъясняли процедуру голосования – ведь многие из наших ребят на выборы никогда не ходили и не знают, что там и как… Информация распространялась по разным каналам – расскажем одним, а они уже со своими знакомыми на стройках делятся. Нам очень помогли таджикские студенты. Они отнеслись к происходящему с большим патриотизмом, и провели много информационных мероприятий.

Естественно, что мы привлекали и средства массовой информации – провели пресс-конференцию. Очень много работали с правоохранительными органами, обсуждали, как будем действовать в день голосования.

Фергана.Ру: - Интересно, как решался такой щепетильный вопрос, как проверка документов. Не стал ли этот момент преградой для желающих исполнить свой гражданский долг?

М.Маликшоев: - Конечно, многих настораживал этот момент. Но мы написали в правоохранительные органы несколько обращений с просьбой лояльно отнестись к данному вопросу именно в этот день (ведь даже на войне враги делают друг другу уступки). Естественно, мы не снимаем ответственности с тех, кто имеет какие-то нарушения, и очень много с ними работаем. Думаю, что возможность свободно пользоваться своими правами (в данном случае участие в выборах президента) подстегнет многих серьезно задуматься над решением своих проблем с легализацией.

Фергана.Ру: - А была ли в Иркутской области какая-то предвыборная кампания? Может, PR-команды сюда приезжали? И как были настроены люди, обсуждали ли они тему выборов до того, как пришли на избирательные участки?

М.Маликшоев: - Нет, никаких команд здесь не было. Думаю, что в этот раз на диаспору не делали высоких ставок. Многие, наверное, вообще сомневались в успехе данного мероприятия. Что касается меня и Рахима Наботова, то мы, как ответственные лица, вообще не имели права агитировать за кого-то из кандидатов. Но мы предоставляли и распространяли информацию - всю, какая была в газетах и на листовках.

Что касается самих людей, то желание проголосовать у них было огромное. Особых политических дебатов я не заметил. Но нужно сказать, что наши ребята имеют самые разные политические убеждения, и мнения о возможных (или желаемых) результатах голосования были самые разные.

Однако в основном поддерживали действующего президента. Понимаете, этот человек принес мир на нашу землю, покончив со страшной гражданской войной, которая раздирала нашу страну. Кроме того, он выстраивает такую внешнюю политику, которую мы поддерживаем. Я имею в виду отношения с Россией. Многие из нас уже навсегда связаны с этой страной, она теперь для нас тоже родина. Поэтому мы за то, чтобы отношения между Республикой Таджикистан и Россией были хорошими и развивались.

Фергана.Ру: - Итак, четвертое ноября – день досрочного голосования для граждан Таджикистана, живущих в России. Как проходило голосование, сколько людей приняли в нем участие?

М.Маликшоев: - К девяти часам утра мы были полностью готовы. Бюллетени привезли дипломатической почтой. Избирательный участок был организован в Доме Дружбы народов Иркутска. Этот день всем запомнился как праздник. Мы организовали концерт, а по телевизору, установленному в холле, в течение всего дня шла видеозапись о Таджикистане.

Всего в Дом Дружбы в Иркутске пришло около тысячи человек. Приезжали из близлежащих городов: Усолье-Сибирского, Ангарска, Шелехова, из многочисленных деревень. Однако основную массу избирателей мы привлекли посредством передвижной урны, проехав по всем стройкам, по всем окрестностям Иркутска, по Байкальскому тракту. Люди благодарили нас за эту инициативу, давшую им возможность проголосовать.

Избирательный участок был организован и в Братске, туда приезжали из северных городов Иркутской области. Всего по северу области проголосовало 2000 человек. По общему итогу голосования – шесть тысяч человек – Иркутская область заняла по России первое место.

Фергана.Ру: - Можете сказать, как разделились голоса по кандидатам в президенты Таджикистана по Иркутской области?

М.Маликшоев: - Точно не помню, но почти девяносто процентов поддержали действующего президента.

Фергана.Ру: - А каковы ожидания иркутских таджиков от вновь избранного президента?

М.Маликшоев: - Как я уже говорил, это поддержание мира на таджикской земле, развитие отношений с Россией. Такое сотрудничество для нас очень важно, особенно с экономической точки зрения. Именно с Россией, так как, например, у нашего соседа, Республики Узбекистан, совсем другая политика.

Фергана.Ру: - Муриват Рахматович, а как Вы считаете, «цветные революции» вашей стране не грозят?

М.Маликшоев: - Однозначно нет! Народ устал от той войны и, скорее всего, таджики не поддадутся на провокации. Именно поэтому Таджикистану нужен такой президент, как Эмомали Рахмонов.

Фергана.Ру: - В день голосования – 4 ноября - в Иркутске по соседству с Домом Дружбы народов проходило мероприятие, названное в листовках «Русский марш». Среди лозунгов были и весьма специфические. И, кстати, в связи с маршем среди иркутской общественности был немалый ажиотаж. Вы и ваши товарищи как-то ощутили на себе неприязнь, или то, что мероприятие было направлено непосредственно против вас?

М.Маликшоев: - Честно говоря, если бы вокруг этого марша не было столько шумихи, то мы бы и не поняли, что там происходит. Мне кажется, что эту тему просто слишком раздули. Хотя ведь люди имеют право на выражение своего мнения. Я спрашивал у своих земляков – ни с кем никаких проблем у них не возникло.