Реформа телевидения Узбекистана: Конец эры ура-патриотизма?
Тридцатого марта 2017 года во время видеоселекторного совещания президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подверг резкой критике деятельность узбекских телеканалов. Заявил, что они работают по устаревшим методам. «Времена «ура-ура» прошли. Необходимо показывать по телевизору критические и аналитические материалы. Человек должен с нетерпением ждать начала передач. Мы должны изменить передачу «Ахборот» («Новости»), - сказал президент.
Наследница советского телевидения
Национальная телерадиокомпания (НТРК) Узбекистана – наследница Гостелерадио Узбекской ССР, напрямую подотчетна правительству республики. За годы независимости узбекское телевидение по своим задачам и стилистике, по сути, не изменилось, оставшись аналогом советского ТВ. В лексиконе журналистов телерадиовещания и государственных печатных изданий понятие «критика» практически отсутствовало, освещались только положительные события и явления в общественно-политической и социально-экономической жизни узбекистанцев, а новости не очень приятные появлялись только в случае, если на то было прямое указание «сверху».
При отборе материала для эфира существовал примерно такой фильтр: с одной стороны, каждая новость или сюжет должны повествовать о благополучной жизни узбекистанцев, с другой - содержание новости или сюжета должно соответствовать или, как минимум, не противоречить ментальности и мировоззрению граждан, а также национальной идее независимости. Тема должна быть актуальной, а подача материала - красивой. Вполне закономерно, что у узбекских журналистов выработались определенные принципы отбора информации и подготовки телепрограмм, а также шаблонный стиль подачи материалов. Эти принципы, шаблоны и стили устоялись, и без следования им не видит себя в профессии целое поколение узбекских журналистов. Те же, кто не хотел или не мог приспособиться к подобным условиям работы, оказывались «слабым звеном» и, как правило, долго не задерживались на телевидении. В результате государственные телеканалы Узбекистана теряли свою аудиторию.
Изменения в структуре НТРК и кадровые перестановки
Примерно месяц спустя после критики президентом деятельности узбекского телевидения последовали изменения в организационной структуре НТРК. А 2 мая Мирзиёев подписал постановление о создании круглосуточного национального информационно-аналитического телерадиоканал «O‘zbekiston 24» («Узбекистан 24»). Среди основных задач нового телерадиоканала назывались «своевременное и достоверное освещение событий» в стране и за рубежом, «их беспристрастная и объективная оценка», направленные, прежде всего, «на удовлетворение потребностей населения в получении качественного информационного продукта и недопущение распространения недостоверной, политически ангажированной и иной деструктивной информации и идеологии извне». Новый телерадиоканал начал работу 24 июля – в день рождения президента. «O‘zbekiston 24» входит в НТРК.
В феврале главой НТРК был назначен бывший министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана Хуршид Мирзахидов. На новом посту он сменил Алишера Ходжаева, который бессменно руководил узбекским государственным телевидением с декабря 2005 года. Некоторые наблюдатели и эксперты считают началом преобразований в узбекском телевидении именно начало февраля 2017 года, когда президент сменил главу НТРК.
Генеральным директором телеканала «Ёшлар» («Молодежь») был назначен народный артист, певец Озодбек Назарбеков. Он пробыл на этом посту менее двух месяцев - ушел по собственному желанию, но продолжит работать на телерадиоканале в качестве главного продюсера. А НТРК возглавил бывший директор телеканала «Ташкент» Мадамин Сафаров. По неподтверждённым данным, изменения произошли и в руководстве информационной программы «Ахборот».
Что об узбекском телевидении думает социум
Президентом Узбекистана была создана специальная Комиссия по изучению деятельности НТРК, которая пригласила всех желающих высказать свои идеи по реформированию Национальной телерадиокомпании. Вскоре сайт «Подробно.Uz» опубликовал подборку откликов. Вот несколько из них:
«Передачи областного телевидения страдают поверхностным освещением событий с политической точки зрения, готовятся в спешке. В региональных электронных СМИ почти нет передач критических и проблемных, которые действительно вызывали бы интерес у людей, передач, которые обратили бы на себя внимание. В упомянутой Концепции нужны отдельные, посвященные региональным подразделениям НТРК, главы».
Скриншот страницы сайта телеканала «Узбекистан 24»
«Общение с людьми по телевидению для чиновника - самый плодотворный метод использования времени. С белой завистью журналиста смотришь, как некоторые, совсем небольшие новостные сайты берут совсем неплохие по контенту интервью у хокимов (глав администраций) всех уровней – они на видеохостингах, с текстовыми стенограммами. То есть государственным СМИ есть у кого брать пример».
«Отсутствие глубоких аналитических материалов, серьезных политических, экономических и международных обзоров, дискуссий, полемики стало притчей во языцех... Все еще ощущается дефицит профессиональных журналистов, политологов, обозревателей. А знают ли все, что вот уже несколько лет университеты не готовят кадры по политологии – то есть то, без чего современная тележурналистика существовать просто не может?».
«Хочется затронуть такую вроде бы далекую от телевидения проблему, как темп. Да, да, темп (тот самый, который определяет рыночную экономику). На нашем телевидении много замедленных кадров, профессиональные праздники освещаются как медленное шествие дяденек и тетенек к своим гвоздикам, передачи исторического характера – это, как правило, пустыня, медленно шествующий верблюд, долго думающий на троне хан, вялотекущее семейное застолье с бананами на столе... Помнится, еще в конце 80х - начале 90-х нашим историкам удалось восстановить «династийную» историю узбекского народа, давайте подумаем, насколько целесообразно ее присутствие на ТВ. Циклы передач по истории в новом, интересном для молодежи прочтении должны занять свое надлежащее место».
«Чиновники, наконец, должны научиться работать с прессой, телевидением, радио, Интернетом. Понятно, что их не учили этому. Но, между прочим, многих известных государственных и общественных деятелей этому тоже никто не учил. Есть ли в программах повышения квалификации руководителей органов государственного и хозяйственного управления такой предмет – «Работа чиновника со СМИ»?».
«За 25 лет тележурналистика так и не смогла отделаться от высокопарного стиля. Этот вездесущий пафос, продавливание столичного диалекта, тыканье указательным пальцем в камеру, скачущий прононс, ленивый и неряшливый дизайн... Очевидно, сегодня для качественного ТВ нужны жесткий общественный контроль, сотрудничество политологов, социологов, филологов, психологов, художников, уважение, защита узбекского литературного языка, адресная и эффективная коммерческая реклама».
Трудности перехода на новый формат
Процесс реформирования телевидения запущен, изменение контента телепередач, хоть и не быстро, но все же происходит. Основную трудность сотрудники телевидения испытывают при переходе со старого формата работы на новый. Учитывая, что школа критики и анализа на узбекском телевидении практически отсутствует, не обходится без эксцессов. Примером тому стал недавний случай, связанный с одним из выпусков передачи «Тахлилнома» («Анализ»).
В передаче, показанной 30 июля, резкой критике была подвергнута политика первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Хотя его имя не упоминалось, в передаче говорилось, что «все укоры в адрес Узбекистана со стороны ведущих экономических организаций, все обвинения в непрофессионализме наших специалистов прозвучали только из-за этой валютной политики. Сегодня мы должны говорить об этом открыто. Еще нужно смело сказать о том, что наличие четырех курсов иностранной валюты и такого позора, как «черный рынок», препятствовали развитию экономики. Но все эти проблемы потихоньку решаются благодаря реформам, начатым президентом».
Передача велась на узбекском языке, зачастую с использованием сложных речевых оборотов в тексте диктора за кадром, присущим тележурналистам НТРК, поэтому переводим не дословно.
Далее прозвучала критика действий предыдущего президента во внешней политике, а именно в – отношениях со странами Центральной Азии. Говорилось, что постоянное соревнование с соседними странами за статус лидера привело лишь к усугублению проблем, которые решаются усилиями нынешнего президента Узбекистана. «Объявление [Мирзиёева] с первых часов своего правления о том, что отношения с близкими соседями – это не борьба за превосходство, а напротив, искренность и доверие друг к другу, смогло улучшить и укрепить доверительные отношения Узбекистана с соседними республиками. Честно говоря, проблемы, особенно копившиеся годами вопросы границ, были решены не предъявлением претензий друг другу и подчеркиванием своего превосходства, а одним хорошим словом и непрерывной работой», - говорилось в передаче.
Скриншот страницы сайта НТРК
А спустя несколько дней после выхода этого выпуска «Тахлилнома» в эфир председатель НТРК Хуршид Мирзохидов был освобожден от должности – как объявили, по собственному желанию. Временно исполняющим обязанности главы НТРК Узбекистана назначен Бабур Алиханов, который был заместителем Мирзохидова, а до этого долгое время работал директором программы «Ахборот» - той самой, реформирования которой потребовал новый президент.
Стоит отметить, что критика внешней и внутренней политики Ислама Каримова прозвучала в официальных узбекских СМИ впервые. Но из-за специфических речевых оборотов было трудно разобрать, было ли это открытой критикой деятельности покойного президента или же повествованием об успехах в реформировании экономики и внешней политики при Мирзиёеве. Этот факт интересен еще тем, что подобная критика была выстроена и озвучена по тому же шаблону и в стиле, которые привычны для работников НТРК.
Впрочем, никто не обещал, что реформы будут гладкими, и новые механизмы и методы внедрятся быстро и эффективно. Вероятно, для НТРК Узбекистана потребуется немало времени и усилий, чтобы выполнить поставленные перед ней задачи.
Навруз Мелибаев
Международное информационное агентство «Фергана»