16 Июль 2019



Новости Центральной Азии

"Мертвое" узбекское телевидение - взгляд изнутри

27.04.2004 22:27 msk, Эльмира Хасанова

Свобода слова

"Узбекское телевидение - "мертвое телевидение", - так о нем отзываются сотрудники и тележурналисты. Спросите почему? Потому что они сами его не не смотрят. Трудно назвать точную цифру постоянных зрителей узбекских государственных телеканалов, так как Узтелерадиокомпания никогда не обращалась в Центр изучения общественного мнения с заказом о целевом исследовании общественного мнения о своей работе. И вряд ли обратится, так как руководство УзТВ прекрасно осознает, что рейтинг нашего телевидения катастрофически низок, и не сопоставим с теми колоссальными затратами бюджетных средств, направляемых на его финансирование.

В Ташкенте и Ташобласти, например, местные телепрограммы вынуждены смотреть только самые бедные слои населения, кому не по карману платить даже 1,5 доллара в месяц за кабельное телевидение.

Несколько лет назад Узбекская телерадиокомпания исключила из своего названия слово "государственная". Но смена "вывески" ничуть не изменила ее сути. Она полностью подконтрольна президентскому аппарату и Кабинету министров. В систему вещания Узтелерадиокомпании входит 4 телеканала. Три из них "Первый", "Ешлар" и "Спорт" (бывший Международный) имеют почти полный охват всех областей республики, ТТВ - вещает на Ташкент и Ташобласть. На канале "Спорт" осталось несколько часов ретрансляции "Первого канала" российского телевидения.

На сегодняшний день Узтелерадиокомпания представляет собой громоздкий аппарат чиновничьего управления. Каждые полгода в ее структуре что-то меняется, создаются новые подразделения. Так, например, с нового года появился отдел социологических исследований. Задача отдела - проводить анкетирование зрителей и выяснять рейтинг всех передач УзТВ. Правда, в этот отдел подобрали непонятный контингент из своих же сотрудников, имеющих образование очень далекое от социологии, не знающих методологии соц. исследований.

Возможно, делают они полезную работу, благодаря которой улучшается уровень продукции телеканалов? Смысл и необходимость отдела социологии отражает один примечательный факт: по словам сотрудников соц. отдела, худшей передачей на узбекском телевидении зрители назвали проект "Нежданный гость" на канале "Ешлар". Но предать огласке этот факт даже в информационном листе для внутреннего пользования сотрудникам-социологам строго-настрого запретили. Почему? Потому что автором и ведущей передачи "Нежданный гость" является Юлдуз Арипова - дочь глубокоуважаемого поэта Абдуллы Арипова, автора узбекского Гимна, заместителя Премьер-министра Узбекистана.

Самый низкий рейтинг, по данным этого же отдела, имеет канал "Спорт". Но не нужно проводить никаких исследований по этому поводу. Достаточно посидеть один день у редакционного телефона, и послушать многочисленные звонки возмущенных телезрителей, проклинающих тех, кому в голову пришла идея ликвидировать полноценный Международный телеканал. Сотрудники телеканала "Спорт" рассказали мне : "Задыхаемся от нехватки сюжетов, практически всех спортсменов уже показали, "крутим" повторы. А готовить со спортсменами серьезные передачи нет возможности, т.к. большинство из них с трудом выражает свои мысли. Если раньше мы стеснялись признаваться, что работаем на узбекском телевидении, то теперь просто-напросто боимся об этом распространяться, так как слышим в транспорте и на рынке с какой ненавистью люди говорят о нашем телеканале. Боимся, что на нас накинутся с кулаками те бедные пенсионеры, которые вынуждены смотреть наше ТВ ".

Символом Узбекского телевидения стал многометровый, высокий забор по периметру, на строительство которого потрачено более 20 млн.сум (более 20 тыс. долларов США). Большое количество контрольно-пропускных пунктов с милиционерами и автоматчиками удивляет всех иностранных гостей. Такого количества милиционеров на единицу охраняемой площади нет даже в Останкино.

Национальная телекомпания давно приобрела статус самого закрытого госучреждения. Невозможно получить информацию о денежных средствах, которые расходуются на ее содержание. Главный бухгалтер и начальник планово-финансового управления отказываются называть цифры, обозначив эту информацию только для служебного пользования.

А сами телевизионщики только строят догадки о том, зачем руководству понадобилось строить ненужную дорогую ограду еще и во внутреннем дворе? Бесконечный ремонт в зданиях телекомпании, мраморная кладка на дальних лестничных проходах, которыми никто не пользуется, дорогая облицовка туалетов порождают слухи среди сотрудников Узтелерадиокомпании о возросших запросах у руководства ТВ при ремонте или строительстве собственных домов.

Творческий коллектив должен бы только радоваться новому облику сортиров, как символу богатства родной телекомпании. Окрыленные ее платежеспособностью, они обращаются к руководству с просьбой о выделении средств на подготовку интересных телепроектов, на строительство современных декораций. Но тут оказывается, что лимит средств на эти нужды крайне скуп. Авторам рекомендуют искать спонсоров на стороне, самим покупать краски и платить плотникам и оформителям из собственного кармана.

В особенностях внутренней структуры телевидения отсутствует логика. Телеканалы финансируются из бюджета, они должны платить деньги хозрасчетному телецентру за аренду студий, камер, монтажных. Телецентр, долгие годы оснащался за счет бюджетных средств, но в одночасье стал монополистом на все средства производства. Во всем мире телеканалы сами зарабатывают деньги на прокате рекламы. Редакции узбекских телеканалов также получают деньги от проката рекламы в своей "сетке" телепередач, от этого зависит размер коммерческой премии для сотрудников. Но самостоятельно вести свою рекламную политику, заключать договора с рекламодателями они не могут. Для этого создан централизованный рекламно-коммерческий департамент. Работники этого департамента устанавливают жесткие цены на рекламу, заключают договора, размещают рекламу, и строго следят, чтобы телеканалы сами не могли заработать на других коммерческих проектах. Канал "прокатывает" рекламные ролики, и получает проценты. Но, зачастую, редакции телеканалов сталкиваются с загадочной "бухгалтерией", когда количество показанных рекламных роликов, мягко говоря, не соответствует сумме полученных средств от Департамента.

В 2003 году главный редактор и ответсекретарь Международного канала неоднократно пытались найти концы "растворившихся" денег", но в Рекламно-коммерческом департаменте им намекнули, что не стоит их искать. "Холостой", то есть бесплатный прокат рекламы нужен для отработки льгот и скидок крупным рекламодателям… На фоне этих огромных денег меркнут размеры той мелкой мзды, которой не брезгуют телечиновники, чтобы "по блату" "прокрутить" клип той или иной "звезды" эстрады, или "закрыть" глаза на наличие пресловутой "скрытой рекламы". Также показался незначительным эпизод, когда закупили для канала "Спорт" партию новеньких компьютеров в нераспечатанной упаковке. И долго смеялись работники канала, когда обнаружили, что во все компьютеры "закачаны" клипы, песни, игры, со всей очевидностью выдавая пристрастия прежних владельцев…

Технической оснащенности узбекского телевидения позавидовали бы в любой стране. Тратятся миллионы долларов на покупку дорогостоящей техники. Но почему же зрители присвоили родному телевидению эпитеты - "серое" и "архаичное"?

Поверьте, творческий коллектив авторов, режиссеров, видеоинженеров способен создавать интересные, высокопрофессиональные телепередачи. Но несколько причин мешают этому. Первое, - выстроена совершенно бездарная модель взаимоотношений между редакциями телеканалов и телецентром, который и владеет всеми студиями, монтажными, телекамерами и т.д. Телеканалы, бюджетные подразделения, которым не дают самостоятельно зарабатывать на рекламе и прочих услугах, должны платить телецентру за каждый час использования студии, телекамеры, монтажной. Авторы и режиссеры вынуждены работать в ритме отчаянного галопа в целях экономии денег своего телеканала, жертвуя многими творческими задумками. Закупив дорогостоящую технику, руководство не позаботилось о том, чтобы отправить на обучение или стажировку технический персонал.

Анекдотическая ситуация сложилась при запуске новой студии АСБ-3, упакованной самой дорогим оборудованием. Осветители осваивали "компьютерный свет" методом тыка, а художники-постановщики хватались за голову от ужаса, наблюдая, как осветители, не разбираясь в компьютерной программе, меняли направление света, стуча деревянной "шваброй" по приборам стоимостью в десятки тысяч долларов.

Но все эти казусы не являются главной причиной низкого рейтинга узбекского телевидения. Главная причина - укрепление авторитарных методов руководства творческим коллективом, превращение телевидения указаниями "сверху" в инструмент тотального контроля над обществом.

Управление многотысячным коллективом Узтелерадиокомпании - это гимн узбекскому чиновничьему варварству. Здесь узбекская поговорка - "Попроси его принести тюбетейку - он принесет ее вместе с головой" находит свое гипертрофированное применение.

Каждый понедельник руководители всех подразделений собираются на главную "летучку". Здоровому на голову человеку высидеть здесь даже 15 минут очень трудно. Главный идеолог телекомпании - заместитель председателя Низометдин Махмудов - зачитывает все последние циркуляры и указания из президентского аппарата и Кабмина, строго спрашивает об их исполнении. Однажды здесь "влепили" выговор редактору одной из передач, где показали ветерана с орденскими планками советского времени. С тех пор главный редактор при приеме телепередач прокручивает кассеты на замедленной скорости, напряженно вглядываясь, чтобы ни у кого из персонажей не было на груди орденов и медалей советской эпохи… В прошлый понедельник, выполняя указание "сверху", руководство на общей "летучке" дало строгое указание всем сотрудникам телевидения даже в частном порядке не посещать прием в Посольстве Великобритании в честь дня рождения королевы.

На телевидении давно исключено общественное мнение профессионалов как фактора принятия важных решений, не обсуждаются насущные творческие проблемы. Единственным на моей памяти творческим обсуждением на "большом собрании" было обсуждение детских передач на Первом, так называемом "президентском", канале. Апофеозом искусствоведческих изысканий - стал пламенный монолог господина Махмудова о том, имеют ли право сказочные герои Гномы - воспитывать узбекских детей?! Оказывается, не имеют. И на следующий же день закрыли передачу "Маленькая семейка", где постоянными героями были гномики в колпачках, а не в тюбетейках.

Узбекская информационная программа "Ахборот" - самая оперативная в мире. Ее сотрудники знают задолго, какие события они будут освещать. Исключительно те, на которые укажет руководство. Вот и видим мы ежедневно виртуальный "телерай" в выпусках главной новостной программы. Радует одно, что узбекский зритель выработал свой иммунитет и противоядие от нее. Простой дехканин на рынке даст вам дельный совет: "Если у тебя плохое настроение - посмотри "Ахборот", обхохочешься!"

Впрочем, сотрудники "Ахборота" имеют иногда неприятности. Но не за честность и гражданскую позицию. За последние пять лет было два разных случая, когда журналистов этой программы с позором уволили за шантаж и вымогательство крупных сумм денег у руководителей госучреждений, где они проводили съемки. Обнаружив там негативные явления, они грозились подготовить критические репортажи, если не получат "отступных". Но просчитались. Народ-то у нас давно смекнул, что несанкционированную критику в программе "Ахборот" никто не разрешит показать. И "настучали" на горе-ахборотчиков куда следует…

Понятно, что работать в политических редакциях узбекского телевидения - все равно, что ходить по лезвию бритвы. Здесь, как саперу, можно ошибиться только один раз (Вспомним прошлогоднее увольнение режиссера трансляции заседания ЕБРР, за то, что показал Каримова в "неприглядном" виде). В августе 1998 года был уволен директор "Ахборота" Анвар Рашидов за то, что в рубрике "Зарубежные новости" прошел репортаж из российского телевидения о годовщине путча 1991 года. Совсем недавно подвергли обструкции главного редактора информационной программы "Давр" канала "Ешлар" только за то, что в этой программе показали пресс-конференцию в МИДе после недавних терактов с "интершумом", то есть с реальными голосами Министра иностранных дел и Генпрокурора. А нужно было, как в "Ахбороте", с осторожным закадровым комментарием. Нельзя, чтобы узбекский зритель слышал слова "экстремизм" и "терроризм"…

Но необычайно трудно работать и авторам развлекательных программ. Режиссеры снимут, смонтируют какой-нибудь концерт, или шоу-программу. А назавтра их заставят вырезать все номера известного певца или певицы. Сжимая зубы от злости, режиссеры спросят - "За что?". Но вопрос прозвучит риторически, все итак знают ответ: артист отказался бесплатно петь у какого-нибудь высокопоставленного чиновника на свадьбе. Помню, впопыхах перекраивали новогодний выпуск шоу-программы "Пойте с нами!", вырезая все песни в исполнении Народного артиста Узбекистана Мансура Ташматова. Потому что он осмелился дать смелое интервью газете, в котором критиковал руководителя местного концертного управления.

Узбекское телевидение стало благодатной почвой для соревнований в чиновничьем маразме. Здесь подвергали цензуре выпуски "Евроньюс" и российских "Вестей", когда шла война в Ираке; объявили строгие выговора руководству Международного канала за то, что в одной из передач боксеры-чемпионы поблагодарили вице-президента Федерации бокса Азии - Гафура Ахмедовича Рахимова, а для автора той телепередачи навсегда закрылся вход на телевидение.

Многие помнят то время, когда "по указке сверху" заставили перекрывать все рекламные блоки в передачах ОРТ. Тогда по 5-6 минут в передачах и фильмах этого российского канала демонстрировались "картинки" с узбекскими пейзажами, только для того, чтобы "не проскочили" рекламные ролики компании "Кока-кола" (В то время в Узбекистане шла известная "война" с этим концерном).

Главный страж нравственного здоровья узбекского народа - это киноцентр УзТВ. Его руковдители решили, что нашим телезрителям можно смотреть только художественные фильмы о животных и семейные комедии. Все другие киножанры отнесены в запрещенную категорию "боевиков" и "триллеров". Под строгим запретом, например, оказались фильмы "Крепкий орешек" и "Приключения Индианы Джонса", т.к. герои в них много стреляют и периодически что-то взрывают. Сериал о Жанне Д"Арк запретили к показу, потому что героиня Франции много рассуждает о религии, а также телезрители не увидели одну из серий "Секретных материалов", из-за того, что агенты ФБР Малдер и Скалли разоблачают западную религиозную секту. Широте мысли у начальника Киноцентра Дильшода Шамса можно только позавидовать.

Самая многострадальная программа, которую "вырезают и купируют" чаще всего - не поверите какая? Детский "Ералаш". Потому что мы можем увидеть там пионеров в красных галстуках (А это тоже запретная советская тема). Близится праздник "9 Мая", который в Узбекистане теперь называется "Днем памяти и почестей". Как всегда, заставят "перекрывать" все фильмы о Великой Отечественной войне, которые будет транслировать российский "Первый канал". Снова будут звонить на телевидение ветераны, сдерживая рыдания от возмущения и обиды…

Только один случай из практики моей работы на УзТВ - так и остался для меня загадкой. Чем горе-начальникам не угодил Моцарт!? Три года мы не могли добиться от Дильшода Шамса и Низометдина Махмудова разрешения на демонстрацию по узбекскому телевидению гениального фильма Милоша Формана "Амадеус", прятали кассеты, чтобы эту картину случайно "не стерли". Хотя в прошлом году, замученный "бескартиньем", киноцентр все же показал этот фильм.

Недавно мы все стали свидетелями нападок со стороны УзТВ на российское телевидение. Но без программ российских телеканалов наше ТВ не просуществует и одного дня. На основе откровенного "телепиратства" формируется кинофонд, без зазрения совести узбекскую рекламу размещают внутри ретранслируемых передач "Первого канала" российского телевидения.

Практически все шоу-программы узбекского телевидения являются "калькой" и плагиатом российских программ, таких как "Слабое звено", "Что, где, когда" и многих других.

Можно до бесконечности продолжать все абсурдные факты из деятельности Узтелерадиокомпании. Но, думаю, картина и без того ясна. Творческие работники от бессилья "кусают локти", а главный редактор "успокаивает" сакраментальной фразой - "Сопротивляться бесполезно. Рыба гниет с головы".

Мои попытки как-то повлиять на ситуацию - потерпели ожидаемое и прогнозируемое фиаско. В Шайхантохурском гражданском суде побоялись принимать исковое заявление против руководства Узтелерадиокомпании с обвинениями в цензуре, прокуратура того же района приняла это заявление с неохотой. Но до сих пор, спустя полгода, я не получила ни одного письменного документа или уведомления о результатах рассмотрения того заявления. Что результат будет не в мою пользу, было ясно изначально. Но, наверное, существуют какие-то элементарные юридические правила или этические нормы для ответа на заявление?..

Дважды, в июле и декабре 2003 года, я и несколько сотрудников ТВ обращались с заявлением о фактах нарушений законодательства о СМИ на имя советника президента Хайритдина Султанова, курирующего телевидение, ответа так и не последовало. Ни на первое, ни на второе. Могли хотя бы "отписку" прислать, ради приличия ?!.

Многие талантливые тележурналисты уволились из Узтелерадиокомпании, понимая, что здесь нет никаких перспектив для творческого роста. Некоторые покинули страну. С неугодными работниками руководство расправляется удивительно легко, не брезгуя "грязными" средствами.

Обманным путем был уволен сотрудник Международного телеканала Ахмад Джалолов. Директор Алишер Шоимов - бывший сотрудник Аппарата президента - пообещал перевести Джалолова на место менеджера, и попросил написать два заявления - одно на увольнение с прежней должности, другое - с просьбой о приеме на должность менеджера, объяснив это тем, что переводы сотрудников внутри телекомпании временно запрещены... На следующий же день, в управлении кадров Ахмаду Джалолову торжественно вручили приказ об его увольнении по собственному желанию.

В прошлом году под сильным давлением и по принуждению заставили написать заявление об увольнении редактора - Малохат Юлдашеву, автора еженедельной аналитической программы на канале ТТВ, в которой она раскрывала серьезные проблемы и критиковала негативные явления в Ташкенте и области. Неоднократно заставляли написать заявление на увольнение и автора этих строк, но безрезультатно. Исчерпав все методы давления, по указанию заместителя председателя по режиму и по кадрам - полковника СНБ Сайдуллы Мирзаева, развесили листовки на территории телевидения, сочиненные Алишером Шоимовым, с заведомой ложью и грязной клеветой, пытаясь очернить мое имя. Видимо, не знают работники режимного отдела - сотрудники спецслужб по совместительству, что распространение клеветы является уголовно-наказуемым деянием. На счастье руководства ТВ подвернулся удобный случай для моего увольнения - очередное "сокращение штата". Чтобы не тревожить "штиль" и инертное спокойствие телевидения, избавляются от "бунтарей"- одиночек любыми методами.

Узбекское телевидение и радио давно превратились в главную вотчину местных чиновников-феодалов, в уродливый механизм государственной монополии на пропаганду деятельности нынешней власти и в инструмент манипулирования сознанием людей. А зритель давно и бесповоротно отвернулся от родного телевидения.

Однако радоваться этому никто не будет. Во-первых, колоссальные средства на изготовление идеологических "отравляющих веществ" идут из кармана налогоплательщика. Во-вторых, нацию лишили полнокровного общения, и подобное разобщение и снижение дееспособности нации - только на руку властям.

Единственный выход из этой стагнирующей ситуации - создание общественного телевидения в Узбекистане.

P.S. Пока готовился этот материал стало известно о том, что Межведомственная координационная комиссия по совершенствованию и повышению эффективности информационной деятельности и передачи данных при Кабинете Министров, под председательством Абдуллы Арипова в субботу, 24 апреля, провела свое заседание, на котором рассматривала проект "Временного положения о кабельном телевидении в Республике Узбекистан".

На заседании также были рассмотрены заявления о регистрации и перерегистрации хозяйствующих субъектов по предоставлению услуг телевидения, радио и передачи данных. Как говорится, комментарии излишни.

Когда же господа-чиновники поймут, что стремительное развитие информационных технологий, появление трансграничного телевидения и Интернета делает утопичной их идею отрезать нас от всех независимых источников информации! И на каждое их действие - найдется свое противодействие.

* * *

Эльмира Хасанова - эксперт Комитета свободы слова и выражения

Источник - http://www.freeuz.org/news/51.html