Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекское телевидение: Cуд, менталитет и всеобщее процветание

Узбекское телевидение: Cуд, менталитет и всеобщее процветание

Как развивается узбекское телевидение? Какие темы его волнуют? Насколько оно интересно зрителям? В стране не ведется подсчет рейтинга телепередач и каналов. Даже на официальном сайте Гостелерадиокомпании нет информации о передачах, об их авторах и основных идеях. Поэтому наш корреспондент, вооружившись пультом, залег на несколько дней на диван выполнять редакционное задание - узнать, что представляет собой современное узбекское телевидение.

Конечно, узбекское телевидение не стоит на месте. Технически оно стало более качественным, его стало «приятнее» смотреть. Уже не скажешь, что узбекское телевидение совсем не отражает жизнь общества и его проблемы: они обсуждаются, правда, не «в лоб», а опосредованно.

Напомним, что до осени прошлого года в стране существовало государственное телевидение (Национальная телерадиокомпания Узбекистана) и несколько негосударственных каналов. Затем негосударственные каналы были закрыты, а вместо них узбекской публике предложили несколько новых, но уже под эгидой Гостелерадиокомпании.

Новый канал «Oilaviy» («Семейный») запущен, видимо, для компенсации закрытого российского канала «Домашний». Цель запуска такого канала не совсем понятна, ибо семейная тематика является краеугольным камнем всего узбекского телевидения в целом. Собственной продукции на канале мало, зато транслируется много передач российского телевидения, таких, как «Бэби Бум», например.

Каналы «Bolajon» («Детский»), «Kinoteatr» и «Navo» (музыкальный) подхватили эстафету павших Марказ-ТВ, Софтс и ТVM. Также добавили канал «Madaniyat va Marifat», аналог российского канала «Культура», и «Dunyo bo’ylab» (национальный аналог National Geographic). На сайте компании значится ещё канал UzHD.

Итого, на центральном узбекском телевидении 10 каналов. Вещание ведется в аналоговом и цифровом формате. Отметим, что с закрытием негосударственных каналов в некоторой степени сократилось вещание на русском языке. Кроме русской версии информационных передач, на русском языке изредка показывают фильмы. Авторские программы на русском языке присутствуют на каналах Toshkent, Sport. Зато увеличилось вещание на английском языке: к информационной программе First Channel News добавились фильмы на английском языке на канале Toshkent.

Что радует телезрителя, так это отсутствие агрессивной рекламы. Она просто перекочевала на российские каналы, передаваемые в Узбекистане по кабельному телевидению. Реклама ушла, видимо, вслед за основной массой телезрителей.

Фильмы и передачи на рекламу не прерываются. В перерывах между передачами даже дается анонс, как бы намекая, что «Здесь могла бы быть ваша реклама».

Узбекское телевидение

Примечательно, что визуально отличаются только эмблема канала Yoshlar (зеленой веточкой) и Bolajon - развеселыми буковками. Логотипы остальных каналов различаются только названием.

Узбекское телевидение

Скриншот сайта Гостелерадиокомпании

Много культуры и никакой эротики

Этим сходство каналов не ограничивается. По всем каналам идут научно-популярные фильмы о природе, как правило, заграничного производства, дублированные на узбекский язык. Немало и европейских, американских и южноамериканских художественных фильмов и сериалов, тоже переведенных на узбекский. В данный момент по разным каналам идут « Будденброки», «Коломбо», «Рабыня Изаура», «Чингачгук»… Мы намеренно не берем канал «Kinoteatr», предназначенный исключительно для трансляции фильмов.

Однако западные фильмы подвергаются пуританской цензуре: все сцены, мало-мальски намекающие на возможный секс, безжалостно режутся. Из-за этого получается, что «Елена бежит с Парисом после кивка головы», как остроумно заметил один известный узбекский блогер. Из научно-популярных фильмов вырезаются даже те кадры, где видны гениталии животных. Вероятно, телевизионные чиновники искренне считают, что узбекские дети никогда в жизни не видели и не увидят собак, ишаков, быков и других животных.

Очень много эфирного времени посвящается культурному наследию Узбекистана. Например, канал Madaniyat va Marifat запустил показ телесериала о Бабуре, наш своеобразный ответ «Великолепному Веку».

Узбекское телевидение

Разговор об узбекском телевидении невозможен без обзора узбекских сериалов, но это отдельная тема, об этом поговорим позже.

УзТВ не ограничивается только узбекской культурой. В этом плане особо радует канал Madaniyat va Marifat («Культура и Просветительство»), название которого поначалу пугало сходством с названием идеологического Фонда «Манавият ва Марифат» («Духовность и Просветительство»). Однако здесь, а также на канале Navo, кроме узбекской музыки, транслируются также концерты западной и восточной классической музыки, а также современные оперные постановки.

На УзТВ также присутствуют интеллектуальные игры. В основном, это «каверы» игр, известных нам по российскому ТВ, которые, в свою очередь, тоже являются приобретенными форматами.

Узбекское телевидение

Можно смело утверждать, что просветительскую функцию УзТВ выполняет.

Новости

Что же касается функции информирования населения о событиях в стране и в мире, то с этим УзТВ не справляется.

Информационные программы разных каналов похожи между собой по подаче материала, по текстам. Почему-то все они идут на синем фоне: «Ахборот» (O’zbekiston), «Давр» (Yoshlar), « Пойтахт » (Toshkent) и новости спорта на канале Sport.

Узбекское телевидение

Информационные программы УзТВ выделяются необыкновенной статичностью. В основном, все сидят. Изображения сидящих людей даются в разных ракурсах: спереди, сзади, сбоку, иногда камера наезжает на предмет, который лежит на столе перед сидящим.

Вот, например, выпуск программы «Давр» за 14 февраля. В этот рядовой день партия УзЛиДеп провела конференцию фермеров, сенаторы обсудили вопросы инновации производства, Экологическое Движение еще раз обдумало вопросы охраны окружающей среды, а в каком-то колледже прошли слушания против вредоносных идей, таких как наркомания, социальные сети и выезд заграницу за легким заработком.

Это все называется кратким и емким словом «тадбир» (мероприятие), диктор так и объявляет: «Сенатда ….. тадбир булиб утди»

Другие каналы тоже, в основном, «сидячие».

Узбекское телевидение

На фото : « Тезкор хабар » и «Ахборот» (O’zbekiston), «Пойтахт» (Toshkent)

Эти кадры даются под бесстрастное и неэмоциональное бормотание диктора, текст, похоже, одинаковый на всех каналах: «За годы независимости в нашей стране уделяется большое внимание развитию (вставить нужное слово), направленное на всемерный рост (любое слово) и благосостояние народа . Однако, все еще встречаются случаи… Поэтому…»

Правильность слов диктора горячо подтверждают интервью, взятые у участников мероприятий, причем интервьюируемые обязательно стоят.

Вот милиционер предупреждает молодежь от необдуманного желания уехать за длинным российским рублем. Вот прославленный певец Озодбек Назарбеков прямо в камеру призывает ребят не курить анашу. Студентка Аграрного университета рассказывает о своих успехах на ниве фермерского хозяйства. Депутат объясняет проект закона.

Узбекское телевидение

Впрочем, иной раз под случайный набор слов о неуёмном повышении всего вокруг нам дают нарезку кадров крутящихся вальков, катушек, автоматов с бутилированной водой, работников в спецодеждах и т.п. - все это призвано подтвердить достоверность слов диктора. Эта нарезка настолько удачно демонстрирует мощную поступь независимого Узбекистана, что ее употребляют, как картинку в караоке, как иллюстрацию любого мало-мальски подходящего мероприятия.

Если же на экране замечается какое-то движение, на лицах паника, а в глазах тревога, в камеру говорят люди, которые не успели прихорошиться, – то смело можно утверждать, что начался блок международных новостей.

Узбекское телевидение

На снимке: Информационная программа «Пойтахт» озабочена бастующими горняками в Южной Африке

В февральские холодные дни нам сообщили о снегопаде в США, унесшего жизни 17 человек, и из-за которого – о ужас! как такое возможно! – даже был отключен свет в каком-то городке. При этом информационные программы не сообщают о том, что в феврале в Узбекистане погибло несколько семей от взрыва газа или от пожаров, что причина этих пожаров - самодельные приборы, вынужденно установленные из-за перебоев подачи газа. Они также молчат о том, что веерные отключения электричества становятся все длиннее и регулярнее - даже в столице.

«Странный этот «Ахборот», - говорит Юлдаш-ака, семидесятилетний пастух из Паркента. – В Америке перевернется автобус, об этом будут говорить три дня. У нас сгорела военная комендатура, весь город видел – кроме «Ахборота».

О Евромайдане на узбекском телевидении не было ни слова - вплоть до его победы, хотя казалось бы, власти не рисковали абсолютно ничем – сетевой обзор мнений узбекских блогеров показывает их резко негативную позицию по отношению к Майдану. Но почти четыре месяца УзТВ «не замечало» украинские события, и это притом что Украину и Узбекистан связывают экономические отношения, обе страны входят в одно политическое объединение - СНГ. Многие узбекские семьи имеют родственников на Украине, много узбеков учится в украинских вузах или работает там.

И только в выпуске русской версии «Ахборот» от 27 февраля, когда уже ситуация определилась, был дан краткий обзор «кризиса на Украине».

«Ахборот» так изложил свое видение украинских событий: «Начавшиеся как мирный протест против отказа от подписания ассоциации с Евросоюзом, выступления, получившие названия «Евромайдан» и «Народное вече», переросли в массовые беспорядки, а затем и в вооруженное столкновение радикалов с милицией, приведшее к жертвам с обеих сторон. Украинские и иностранные политики и наблюдатели говорят об угрозе территориальной целостности Украины вследствие регионального сепаратизма, о грозящем экономическом дефолте. Оценки внутри страны и за ее пределами варьируются от интерпретации как «акты прямой демократии» до определения «государственный переворот и проявления неонацизма».

Узбекское телевидение

В информационных программах узбекского телевидения напрочь отсутствуют новости (хорошие или плохие) из стран Центральной Азии. Они существуют только в криминальных хрониках, судя по которым, из этих стран к нам тащат наркотики, везут контрафактный товар, засылают шпионов.

Из соседей присутствует только Афганистан, да и то - в новостях об очередном обострении ситуации.

Если бы для узбекистанцев единственным источником информации было узбекское телевидение, то они никогда бы не узнали, с кем граничит их страна. Возможно, они думали бы, что Узбекистан окружен мировым океаном, так как его показывают гораздо чаще соседних стран.

Прямой эфир

На УзТВ появился и «прямой эфир». Например, на канале Toshkent периодически собирают круглый стол с представителями хокимиятов (администраций) разных районов для обсуждения проблем жилищно-коммунального хозяйства, дорог, налогов, условий работы предпринимателей. В студии сидят телефонистки и принимают звонки.

Например, на передачу Ochiq Muloqot 26 февраля пригласили и.о. хокима Сергелийского района Кахрамона Нигматова. Звонившие просили объяснить правила предоставления кредита, налогообложения, учета электроэнергии на предприятиях и т.д.

Узбекское телевидение

Страшный гомосексуализм и ювенальная юстиция

Какие же темы волнуют узбекское телевидение? Самая главная – это спасение национального менталитета. Судя по тому, что практически на каждом канале каждый день проводится какое-нибудь ток-шоу на эту тему, то можно сделать вывод, что менталитету сильно угрожают, он прямо-таки трещит по швам. С этим нужно что-то делать.

Самая большая угроза для менталитета - конечно, Запад, прямо противопоставленный Востоку, под которым, впрочем, подразумевается только Узбекистан, потому что никакие другие восточные страны не упоминаются. Восток (читай: Узбекистан) представляется столпом морали и нравственности, а Запад – погрязшим во всех грехах.

Основной грех Запада – это гомосексуализм. «Вы посмотрите, на Западе мужчинам разрешили жениться друг на друге, лесбиянки тоже распоясались. Это же полное разрушение семьи!» - с пеной у рта и с блеском в глазах провозглашает ведущий идеологического ток-шоу «Муносабат» («Отношение») на канале «O’zbekiston».

И это можно услышать практически в любом ток-шоу или передаче чуть ли не ежедневно. Невольно складывается впечатление, что телевизионные чиновники искренне считают, что мужчин в традиционном браке удерживает только запрет жениться на себе подобных, и что если отменят этот запрет, то мужчины перестанут смотреть на женщин.

Другой жупел, которым пугают узбекских телезрителей, - это ювенальная юстиция. «Вы посмотрите, что делается! Ребенок может нажаловаться на своего отца! У нас такое недопустимо», - возмущается ведущий ток-шоу «Академик соат» на канале «Madaniyat va Marifat». И он прав. В Узбекистане все наоборот.

«За каждым шагом ребенка нужно следить. Вы должны знать, где находится ваш ребенок, с кем общается, в какой социальной сети сидит», - внушают телезрителям.

Социальные сети – тоже зло, которое беспокоит телевизионных идеологов. Но так как конкретных примеров вреда они привести не могут, то просто предупреждают: «Не ходите, дети, по сетям гулять»…

Телевизионное начальство не волнует, что у зрителя, особенно юного, может возникнуть когнитивный диссонанс. С одной стороны, Запад представляется как абсолютное зло, а с другой стороны, все научно-популярные фильмы о природе, об открытиях и новых технологиях, транслируемые на УзТВ, – исключительно западного производства. Не породит ли такое интенсивное муссирование запретных тем в голове у юноши мысль, что развитие технологий и свобода между собой каким-то образом связаны?

Суд идет, идет…

На экране весьма ощутимо присутствие правохранительных органов, совсем как в жизни.

Вот передача Odil Sud («Справедливый суд», O’zbekiston), автором которой является Светлана Ортыкова, бывший пресс-секретарь Генеральной Прокуратуры, а ныне сенатор.

Узбекское телевидение

Odil Sud построен по типу судебных передач на российском ТВ. Правда, в отличие от российских аналогов, здесь не ставится задача правового просвещения граждан, а просто показывается «правда жизни как она есть».

Судите сами.

В передаче от 18 февраля показывают судебное разбирательство по обвинению в отцеубийстве. Как утверждают авторы, сюжет построен на реальных событиях.

Вначале прокурор зачитывает суть обвинения: молодой парень убивает своего отца за то, что тот оскорблял и бил его с самого рождения. Парню помог друг, у которого были свои мотивы: он работал у убитого, тот не выдавал ему зарплату.

Судья спрашивает подсудимых, признают ли они свою вину. «Признаем», - отвечают подсудимые и слово в слово повторяют рассказ прокурора.

Здесь можно было бы и завершить судебное заседание, раз все ясно. Но нет. Есть еще адвокаты, и это самый цимес узбекского суда!

Адвокат даже не пытается выяснить, какие причины довели парней до такого тяжкого преступления. Она не вызывает родственников или друзей подсудимых, чтобы выяснить, как ребята жили до совершения преступления. Она не ищет фактов и трактовок, которые хоть как-то могли бы смягчить неминуемое наказание.

Наоборот, подсудимым и свидетелям адвокат задает вопросы похлеще прокурорских : «Почему ты не выдержал оскорблений? Почему не сообщил о них милиции? Как не стыдно? Почему не сообщили о готовящемся убийстве? Почему не попытались отговорить? Вы раскаиваетесь?»

«Как вы считаете, отец правильно бил сына или необоснованно?» - спрашивает адвокат. «Конечно, правильно, мы же пили», - отвечают подсудимые.

После сакраментальной фразы адвоката о несоответствии отцеубийства национальному менталитету (как будто это свойственно другим народам!), судье ничего не остается, как увеличить срок, запрошенный прокурором.

Перед нами - реальные методы ведения судебного разбирательства в Узбекистане. Телезритель понимает, что узбекское правосудие никаких шансов на защиту и самозашиту не предоставляет. Как прокурор скажет, так и будет. Или еще хуже.

Канал Yoshlar транслирует другую передачу на тему права, но уже о реальном процессе, состоявшемся в Военном суде Бухары. Суть дела такова.

Четверо мужчин обвиняются в шпионаже в пользу Туркменистана, куда обвиняемые возили контрабандные сигареты. Некоторые обвиняемые устроились работать на предприятие, обслуживающее Каршинский канал. Сведения об этом канале каким-то образом пробудили высочайший интерес у спецслужб соседнего и дружественного нам Туркменистана.

Кадры реального судебного заседания перемежаются явно постановочными съемками якобы вербовки : потемки, размытые лица, совершенно пустое помещение, трое мужчин рисуют какую-то схему… За кадром голосом Ефима Копеляна из «Семнадцати мгновений весны» зачитывается биография каждого подсудимого. Потом их показывают крупным планом. Они раскаиваются, просят прощения. У них дети. У одного из них жена – инвалид. Пятидесятилетние мужчины простоватой наружности чуть не плачут. Но судья непреклонен, за предательство Родины – от 15 до 18 лет.

От этой передачи телезрителя пробирает мороз по коже. Страх охватывает от того, что телезритель не понимает, что же такого натворили эти люди. Зато он кожей улавливает посыл таких передач: никто в Узбекистане не застрахован от такого удара судьбы. Любой может попасть в жернова государства.

Узбекское телевидение

И о веселом

Юмора на УзТВ совсем немного. Есть небольшие передачки, напоминающие российские «Шесть кадров», веселые, но беззубые. Телевизионное начальство понимает, что простая шутка может свести на нет все идеологические усилия.

Альфред Дрейфус

Международное информационное агентство «Фергана»