Узбекистан: Как десять лет копить на старость и ничего не получить
«У меня на руках билет и выписка [со счета], но я не могу получить деньги, оставшиеся на накопительном счету: в банке говорят, что нет наличных, - еще в феврале жаловалась мне молодая женщина по имени Анна, которая в начале марта должна была выехать в Россию на постоянное место жительства. - А предложение «подождать пару месяцев» (через неделю самолет!) или «закачать» половину накопленной суммы на карточку в моей ситуации нельзя воспринимать иначе, как издевательство, – что мне с ней делать-то в другой стране?!»
Из 675.000 сумов, накопленных на именном пенсионном счету Анны с 2005-го по 2015-й годы (с двух мест работы), с ежемесячными банковскими отметками в ее накопительно-пенсионной книжке, за две недели непростого «пробега» ей выдали на руки всего 300.000 сумов. После того, как она пригрозила обратиться в соответствующие органы, нашлись еще 300.000. Однако оставшиеся 75.000 сумов Анна так и не смогла вытребовать, так как работники Яккасарайского филиала Народного банка сказали, что эта часть ее накопительного капитала еще не поступила в банк – мол, ждите…
Ждать времени не оставалось, и женщина вынуждена была довольствоваться тем, что успела снять, «подарив» при этом банку почти 20 долларов. Хотя, как гласит закон, выезжающему за пределы республики гражданину, в том числе и не достигшему пенсионного возраста, на основании справки об отъезде обязаны безоговорочно выдать сразу всю сумму, независимо от того, сколько у него накопилось денег на индивидуальном пенсионном счету.
И таких клиентов у Народного банка, которому поручено заниматься выплатой начислений по накопительной пенсионной системе (НПС), не так уж мало. У кого хватает времени и настойчивости, те терпеливо ждут, когда банк выполнит свои договорные обязательства. Другие нередко вынуждены «дарить» некоторую часть своих пенсионных накоплений банку. Снять разом всю накопившуюся сумму не всегда удается еще по одной причине: сотрудники банка уговорами призывают оставлять на именных счетах граждан по 5-10 тысяч сумов на случай внезапного продолжения трудовой деятельности, хотя большинство пенсионеров не возвращается к работе. Банк не остается в накладе: с миру по нитке набирается солидная сумма.
Хотели, как лучше?
Узбекская накопительная пенсионная система, которая вводилась в январе 2005 года, была призвана дополнить уже действующую. Идея проста: вкладывайте в НПС, а когда настанет время, получите деньги из двух источников. Правда, НПС – источник разовый.
НПС обещала своим вкладчикам процентные начисления, которые в момент выхода январского постановления равнялись одному проценту, а в дальнейшем их планировалось увеличить. До достижения пенсионного возраста никто, кроме фонда НПС, не имеет права воспользоваться этими сбережениями.
В своем интервью одному из узбекских изданий в апреле 2005 года тогдашний директор департамента Народного банка Камил Мадрахимов воодушевил потенциальных членов НПС оптимистичным заявлением: «Полученные от размещения средств накопительной пенсионной системы доходы распределяются (после вычета суммы маржи – процентных начислений банка) на индивидуальные накопительные счета вкладчиков этих пенсионных выплат пропорционально размеру имеющегося на них остатка. Однозначно, Народный банк ежегодно будет начислять дополнительные проценты в зависимости от состояния бюджета. Сегодня трудно прогнозировать, сколько именно: сперва нужно накопить (работа только началась), размещать накопления в активы, только потом вести речь о процентах. Конкретно пока можно сказать об одном: начисление процентов на средства индивидуальных НПС будет производиться по ставкам, превышающим (но не ниже!) темпы инфляции».
Однако, судя по нелестным отзывам клиентов НПС, правительственный принцип «хотели как лучше», видимо, дал течь, поскольку даже создание столь могущественного фонда накопительной пенсионной системы не спасло бюджет от проседания. С годами эта тенденция только усиливается.
«В продолжение пяти лет, с 2005 по 2010-е годы, с моей зарплаты работодатель ежемесячно отчислял один процент от общего дохода на мой именной счет в районный филиал Народного банка, - рассказывает Анастасия Акрамова, проработавшая в сфере общепита. – После выхода на пенсию рассчитывала получить хотя бы 250.000 сумов, но на деле оказалось всего ничего – за 5 лет 135.000 сумов (примерно $34 – ред.). А ведь за эти годы банк неплохо попользовался моими средствами, инвестируя их по своему усмотрению!»
По мнению собеседницы «Ферганы», экономическая ситуация в стране такова, что овчинка не стоит выделки: больше тратишь времени и сил, чтобы «вытащить» из банка свой накопительный вклад. Единственное утешение – накопительный взнос в размере 1% минусуется не из «кармана» вкладчика НПС, а из его подоходного налога.
Согласно правительственному документу, частные предприниматели и дехканские (фермерские) хозяйства не относятся к категории обязательных участников НПС, они действуют по принципу добровольности и вправе вкладывать туда хоть всю зарплату (но дураков нет). Однако в силу практикуемого в Узбекистане негласного администрирования, их принуждают в обязательном порядке вносить свой вклад в формирование фонда НПС.
«Будучи частным предпринимателем, я бы пожелал воспользоваться заработанным капиталом по своему личному усмотрению. Но нет же – опять «прессуют», обещая в случае отказа «устроить проблемы», - эмоционально рассуждает 40-летний столичный житель Азиз Исомов. – Я не знаю, что может случиться за те 20 лет, что предусмотрены законом до моей пенсии: как говорится, пока я «доберусь» до 60 лет, либо шах, либо ишак… А что уж тогда говорить про 20-летних молодых специалистов, которым предстоит пополнять казну НПС в течение почти полувека! Учитывая множество форс-мажоров в истории банковской системы («замороженные» безвозвратные долги, крах и ликвидация банков, инфляция и проч.), риск, конечно же, существенный. Так к чему мне играть с государством в азартные игры, помогая исключительно банкам?!»
«Государству невыгодно увеличивать процент начислений…»
Собеседники искренне недоумевают: вопреки обещанному правительством «нарастанию» начислений, они и по сей день остаются на уровне жалкого одного процента годовых (как в 2005 году). И это несмотря на безудержную инфляцию, которая на деле составляет уже все 30%, а не 7-8, как нас пытаются убедить. А как быть с правительственным обещанием, что «начисление процентов на индивидуальные счета НПС будет производиться по ставкам, превышающим темпы инфляции»? Не косвенное ли это подтверждение плачевного состояния экономики и бюджета…
По всему, несостоятельностью бюджета и объясняются скудные суммы на счетах опрошенных (97.000 сумов, 130.000, 173.000, редко – 500-600 тысяч и выше, в зависимости от давности участия в НПС). Само собой, чем выше зарплата, стаж работы и коэффициенты «минималок», по которым ведутся расчеты, тем приличнее накопительная пенсия, но даже и в этом случае среди наших респондентов не нашлось «миллионеров».
Если гипотетически предположить, что за 10 лет функционирования НПС на индивидуальных счетах вкладчиков может накопиться порядка 700.000-1.000.000 сумов, то ко времени вступления в пенсионный возраст нынешних 25-летних работников их накопительные вклады, в лучшем случае, составят примерно 3.5-4 миллиона сумов. Если, разумеется, инфляция «не сожрет».
«Даже если накопительная сумма за предстоящие 35-40 лет составит всего пару миллионов сумов, - это уже большой плюс потенциальным пенсионерам, - смотрит с оптимизмом в будущее не пожелавший представиться сотрудник Народного банка. – Ведь из года в год происходит капитализация вкладов, то есть должны расти годовые проценты. Этот процесс можно контролировать, периодически обращаясь в филиалы Народного банка по месту работы или жительства».
Что же касается вопроса о начислении дополнительных процентов, тут, по мнению представителя банка, все осталось по-прежнему – на уровне одного процента годовых. «Поймите, государству невыгодно увеличивать процент начислений…» - почти шепчет он.
Еще один способ отъема денег
Документ, удостоверяющий законное право человека после выхода на пенсию стать обладателем тех сбережений, которые до этого времени скапливались на его именном счету, был введен в республике как обязательный для выполнения с 1 января 2005 года. В соответствии с принятым в начале декабря 2004 года постановлением кабинета министров «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан».
В статье 10 Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» от 02.12.2004 г №702-II, в частности, говорится: «Народный банк, в установленном законодательством порядке, производит начисление процентов на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов по ставкам, превышающим темпы инфляции. Процентная ставка определяется Народным банком по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан с учетом доходов, полученных от размещения средств накопительной пенсионной системы».
Как ни крути, пакет обязательных налоговых платежей (отчисления в Пенсионный фонд, страховые взносы и пр.) граждан, работающих по трудовому договору, из года в год растет, но вопрос увеличения процентных ставок на вклад, несмотря на прошедшие 10 долгих лет, топчется на месте.
Размер же обязательных накопительных взносов устанавливается ежегодно кабинетом министров при формировании государственного бюджета на очередной год. К слову, как он был определен еще в 2005 году в размере одного процента, так и остался.
Документ гласит, что «в целях защиты от инфляции средства накопительной пенсионной системы могут быть использованы в качестве кредитных и долгосрочных инвестиционных ресурсов. Обязательные накопительные пенсионные взносы, процентные и другие доходы, полученные гражданами от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, не подлежат обложению налогами и другими обязательными платежами».
Исходя из сказанного, участники накопительной системы гораздо лучше защищены и от политических рисков, тесно связанных с любой распределительной системой. И при функционировании механизма накопительной пенсионной системы среди населения, если верить правительственному документу, «снижаются стимулы к сокрытию доходов». Как говорится, свежо предание…
Небезынтересная статистика: к концу апреля 2005 года из шестимиллионного заказа было выпущено порядка четырех миллионов книжек «участника НПС», значит, и открыто столько же индивидуальных счетов. По данным статистики, в республике на тот период числилось 4.122.000 госслужащих.
Соб.инф.
Международное информационное агентство «Фергана»