Узбекистан: Кто подворовывает деньги у пенсионеров?
О том, что ташкентским пенсионерам задерживают пенсию, «Фергана» уже писала. Но сегодня появилась новая проблема: участились случаи кражи пенсий. Пожилые люди из разных районов столицы Узбекистана сообщают о нехватке пенсионной наличности в банковских упаковках. И это, словно в насмешку, - в год, названный Годом внимания и заботы о стариках.
Как утверждают пенсионеры, с которыми поговорили корреспонденты «Ферганы», в денежной пачке в сто тысяч сумов, перетянутой бумажной лентой «по талии» (раньше было «крест-накрест») с данными кассира-оператора, как правило, не хватает одной бумажки в тысячу сумов. Незаметно и просто, в случае чего всегда можно спихнуть на «ошибочку». Иногда недостача в одной пачке может составлять две, реже - три тысячи сумов. Скажем, если человек получает шестьсот тысяч «с хвостиком», то с каждого своего месячного начисления он может недосчитаться в среднем до трех-четырех тысяч сумов (а такую мелочь, как недостача 200-400 сумов, никто и в расчет не берет).
Воруют все
Бывшая учительница Халима-опа, проживающая на массиве «Панельный» (почтовое отделение №146), вспоминает, что в конце прошлого года некоторым пенсионерам с их участка недодали аж по пять-восемь тысяч сумов, и только благодаря шумному скандалу удалось это остановить. Правда, пенсионерам так и не сказали, кто конкретно совал руку в их кошелек. С тех пор Халима-опа сама ходит за своей пенсией, не доверяя почтальонам, хотя в условиях постоянных и долгих задержек выплат это непросто.
«Конечно, среди разносчиков пенсий тоже бывают нечистые на руку, - признается одна из сотрудниц отделения связи №167 Мирабадского района Ташкента. – Одно время у нас была острая нехватка почтальонов (после ухода постоянно действующего), приходилось брать первых попавшихся с улицы. В итоге выяснилось, что молодой человек, проработавший около двух месяцев, все это время только и делал, что беззастенчиво воровал чужие деньги, причем по 10-20 тысяч сумов из каждой пенсии (а пенсионеров на участках – сотни!). Естественно, фактами краж потом занималась прокуратура».
Но, как утверждает собеседник «Ферганы», такие позорные случаи с участием почтовых служащих, скорее, исключение, и быстро выявляются.
«Нас обманывают разными способами: бывает, в упаковке тысячных купюр попадаются купюры достоинством 500 и даже 200 сумов, очень часто встречаются «тысячи», подлежащие утилизации (списанные), на которых отсутствуют номерные знаки, - рассказывает Наима-опа, получающая пенсию в почтовом отделении №88 Сергелийского района. – Куда потом их? Ведь не поеду же я из-за двух-трех «рваных» купюр через весь город в специальный банк, где их могут принять на обмен. На это, видимо, и расчет тех, кто ворует – целые-то они кладут к себе в карман. Не всегда есть возможность пересчитать деньги дома, в присутствии почтальона: он всегда спешит, не обязан сидеть у каждого пенсионера, пока тот будет считать деньги. А получать пенсию на почте, простаивая в очередях, мне лично очень накладно, хотя там, на месте, удобнее считать, ведь почтальоны вскрывают банковские упаковки лично при нас и иногда сами помогают пересчитывать. Если денег не хватает - докладывают».
Концов не найти
Наима-опа и другие пенсионеры, жалующиеся на регулярную нехватку наличности в их и без того мизерных начислениях, грешат на нечистоплотных сотрудников банковских учреждений. За пенсии на их участке отвечают четыре банка: «Асакабанк», НБУ, «Ипотекабанк» и «Народный банк». При ответственном подходе к расследованию недостачи денег в пенсиях выявить виновных не кажется таким уж бесперспективным делом.
Убеждены в этом и сами работники отделений связи. Только если пенсию приносят домой, доказать факт недостачи денег в банковских пачках в отсутствии свидетелей (родные пенсионера не в счет) не представляется возможным.
«Когда люди приходят с жалобой непосредственно к нам, мы при них вскрываем запечатанные целлофановые упаковки с содержимым (в одном таком «кирпиче» – 10 пачек по 100.000 сумов, итого миллион), отсчитываем нужную сумму и, если обнаруживается нехватка или бракованная купюра, тут же ее компенсируем, хотя это и не наша вина вовсе», - комментирует ситуацию один из сотрудников 88-го почтового отделения.
По его словам, не так давно одна пожилая клиентка напрямую пожаловалась… в милицию по поводу недостающих 43.000 (?!) сумов из ее пенсии. Сумма, прямо скажем, баснословная, чтобы не быть замеченной в общей стопке (это вам не три-четыре тысячи, здесь явно что-то не так). Пенсионерка сразу же оговорилась, что претензий к разносчикам пенсии не имеет, и попросила дотошно проверить все структуры, имеющие отношение к «расфасовке» пенсионных выплат. Однако банки никто трясти не стал, а по инстанциям затаскали руководство отделения связи, заставили писать унизительные объяснительные.
«Почта Узбекистана» в курсе, но сделать ничего не может
Неприятные вести о пропаже части пенсий уже доходили до руководства почтовой связи. Еще летом минувшего года, на собрании с участием руководства акционерной компании «Почта Узбекистана» с представителями ее региональных подразделений, был критически рассмотрен вопрос пресечения фактов хищений пенсионных денег, совершаемых сотрудниками данного учреждения на местах.
Однако речь тогда шла о незаконных действиях работников филиалов в некоторых областях, в частности, в Каракалпакстане и Кашкадарьинской области, - оттуда поступало неимоверное количество жалоб. О безобразных и позорных фактах воровства пенсий и пособий у столичных граждан не было сказано ни слова.
Как отмечает «Фаришта.уз», в ходе встречи генеральный директор АО «Почта Узбекистана» Рустам Касымов «довольно в жесткой форме раскритиковал деятельность недобросовестных сотрудников, которые воруют деньги пенсионеров и средства, выделяемые государством на различные пособия».
Глава ведомства пообещал «жестко бороться» с подобными негативными явлениями, «которые могут привести к недоверию клиентов», и впредь не допускать их повторения.
Но раз уж в Ташкенте пенсионеры начали жаловаться на недостачу, то что говорить о ситуации в областях? Там-то контроль за добросовестным исполнением законодательства о пенсионном обеспечении просто отсутствует…
Еще в апреле 2012 года ташкентский правозащитник С.Рахимов обратился с открытым письмом к ведущим надзорным органам и силовым структурам страны, где рассказал о вскрывшихся фактах воровства пенсий в структуре МВД. Несмотря на исчерпывающую доказательственную базу, милицейское начальство предпочло спихнуть позорные факты кражи пенсионных денег на «технические ошибки компьютера».
Любопытно, что ответили Рахимову те, на кого он и жаловался, - т.е. они проверяли сами себя. Разумеется, «в результате полной и всесторонней проверки… фактов хищения пенсионных денежных средств не выявлено».
Соб.инф.