Таджикистан: Мнимая оппозиция и новый срок Рахмона
Впервые за всю историю независимости Таджикистана предстоящие 6 ноября президентские выборы в стране обещали быть самыми интригующими. Поводов делать такие выводы за последний год было более чем достаточно. Новые оппозиционные лица, громкие заявления, аресты, покушения, но в итоге все осталось на своих местах, а Эмомали Рахмон обеспечил себе еще один президентский срок, но обо всем по порядку…
Три «врага» из-за границы
Еще летом прошлого года на политическом олимпе Таджикистана появилась новая фигура – Умарали Кувватов. Вынужденно покинув страну, он создал оппозиционное движение «Группа 24». Его резкие заявления в адрес Эмомали Рахмона сразу же нашли поддержку в таджикском обществе, СМИ активно начали освещать его деятельность.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что население Таджикистана доведено до такого состояния, что готово поддержать любого, кто выступает против нынешних властей страны. Естественно, таджикским властям нужно было в срочном порядке изолировать негодующего оппонента, который слишком много знал о бизнесе семьи президента. В итоге, Кувватов по запросу правоохранительных органов Таджикистана был задержан в декабре 2012 года в Дубае и выпущен на свободу всего несколько дней назад. Понятно, что теперь уже Кувватов не представляет никакой опасности, так как регистрация кандидатов в президенты завершена, и ничто не помешает Рахмону остаться на своем посту. Кстати, за все время, пока Кувватов сидел в СИЗО, никто из других лидеров так называемой «Группы 24» не продолжил его дело. Отсюда можно сделать вывод, что Кувватов был первым и единственным членом этой группы, которую создал из-за личной мести к семье Рахмона.
Таким образом, все три одиозные фигуры для властей Таджикистана находящиеся за пределами страны были устранены с политического поля. Однако нешуточные страсти начали разгораться уже в самом Таджикистане.
Внутренняя оппозиция
Реакция властей на это заявление была молниеносной. Тем более СМИ и гражданское общество начали представлять будущую партию как новую политическую силу. Через месяц Зайд Саидов уже сидел в следственном изоляторе. Главной проблемой Зайда Саидова было то, что как бизнесмен он «поднялся» в России, где по сегодняшний день у него много связей и партнеров. Видимо, власти Таджикистана решили, что Саидов и является тем самым кандидатом от внешней оппозиции, причем одобренным Кремлем. А на фоне недовольства Москвы действиями Рахмона на протяжении последних лет эта версия казалась наиболее правдоподобной.
Власти провели показательную порку, наложив арест на многочисленные предприятия Зайда Саидова и обвинив во всевозможных преступлениях.
Все это происходило на глазах лидера главной оппозиционной силы – Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддина Кабири, который тоже является весьма состоятельным человеком, имеющим в Таджикистане высокодоходный бизнес. Таким образом, власти намекнули, что Кабири тоже может ждать участь Саидова, если его партия предпримет серьезные попытки сместить Эмомали Рахмона с трона. Хотя сам Кабири неоднократно заявлял, что не намеревается выставлять свою кандидатуру, однако он заверял, что ПИВТ обязательно примет участие в выборах и выдвинет своего кандидата - или поддержит кандидата от другой политической партии или вообще беспартийного человека. Надо отметить, что ПИВТ только формально является оппозиционной силой. В реальности эта партия весьма лояльна нынешним властям.
Конечно, главным союзником социал-демократов в этом союзе должна была стать и стала ПИВТ, но с какой целью? Исламисты долгое время тянули в выборе единого кандидата, а в конце практически в ультимативном порядке выдвинули Ойнихол Бобоназарову. Столкнувшись с резкой критикой со стороны гражданского общества за такое решение, ПИВТ начала активно искать оправдания своим действиям. Сначала было заявлено, что кандидатуру Бобоназаровой предложил профессор Ходжимахмад Умаров, который также вошел в Союз реформаторских сил, а потом вовсе заявили, что Бобоназарову как кандидата предлагал бывший лидер ПИВТ Саид Абдулло Нури. Конечно, свалить все на умершего человека легче всего – с него никто не спросит. Кандидатура Зойирова со стороны ПИВТ фактически была просто проигнорирована, о чем социал-демократы официально заявили позже. Чтобы не допустить раскол Союза реформаторских сил, о чем сразу заговорили по всей стране, социал-демократы вынужденно согласились с выбором кандидата от ПИВТ. Кстати, «Группа 24» Умарали Кувватова и движение «Ватандор» тоже поддержали кандидатуру Бобоназаровой, хотя в первые дни Дододжон Атовуллоев во всеуслышание заявлял, что лидер ПИВТ Кабири - предатель, который отобрал у таджикистанцев последнюю надежду на изменения.
Почему ПИВТ так поступила?
Таким образом, можно сделать вывод, что кандидатура Бобоназаровой была выгодна только ПИВТ, которая хотела сохранить статус оппозиционной партии и выполнить задачу, поставленную перед ними властями, по устранению главного конкурента Эмомали Рахмона - социал-демократа Рахматилло Зойирова. В противном случае, лидера ПИВТ Мухиддин Кабири могла постигнуть участь Зайда Саидова, о котором мы говорили выше.
Пару лет назад несколько западных экспертов спрашивали у меня о личности Кабири. Тогда вопрос был поставлен следующим образом: Кабири - политик, который одновременно занимается бизнесом, или он бизнесмен, который прикрывается политикой? Тогда я не смог точно ответить на этот вопрос. Сегодня ответ очевиден: Кабири – бизнесмен! Кстати, выдвижение Бобоназаровой в качестве кандидата привело к массовому недовольству в самой ПИВТ. Ряд активистов и лидеров этой партии в беседе со мной негодовали, когда говорили о решении своего руководства. Как выяснилось, они тоже предполагали, что кандидатом от оппозиции будет сам Кабири или Зойиров. Привело ли это к расколу внутри ПИВТ, покажет время. Однако некоторые выводы можно сделать уже по итогам сбора подписей среди населения в поддержку Бобоназаровой. Согласно требованию Центризбиркома, каждый кандидат должен был собрать 210 тысяч подписей, или 5 процентов от всего голосующего населения страны. Откровенно говоря, мало у кого были сомнения, что только сама ПИВТ может собрать эти подписи, но…
1) ПИВТ намеренно не собрала нужное количество подписей, чтобы избежать лишней траты времени и денег для мониторинга процесса самих выборов – легче бойкотировать выборы, итоги которых уже всем известны.
2) Внутри ПИВТ уже наступил раскол вследствие недовольства членов и сторонников партии действиями их лидера.
3) Поставленная властями задача по устранению кандидатуры Рахматилло Зойирова выполнена.
Надо отметить, что Социал-демократическая партия принимала участие в сборе подписей крайне пассивно, но причина тут понятна – предательство со стороны ближайших соратников по политическому цеху. Тем более еще в ходе сбора подписей лидеры социал-демократов уже заявляли о бойкотировании выборов.
О возможной победе кандидатов от других политических партий на выборах даже не стоит говорить. Все эти партии являются проправительственными, а кандидатов, так же, как и Ойнихол Бобоназарову, в стране знает меньше одного процента населения. Каким образом остальным кандидатам удалось собрать по 210 тысяч подписей, всем понятно. Таким образом, Эмомали Рахмон фактически обеспечил себе безоговорочную победу на предстоящих президентских выборах и останется у власти еще семь лет, доведя, таким образом, годы своего правления страной до 27 лет.
А что же ПИВТ? Сразу после провала со сбором подписей Мухиддин Кабири заявил, что они будут готовиться к парламентским выборам 2015 года. Интересно, сколько процентов голосов они наберут? Но главный вопрос в том, нужна в Таджикистане партия, которая изображая оппозицию, действует только в личных интересах своих лидеров? Где гарантии, что в будущем ПИВТ так же не будет «ахиллесовой пятой» во время принятия важных решений, касающихся безопасности Таджикистана? В случае победы на президентских выборах Эмомали Рахмон будет править еще семь лет, и это будет его последним президентским сроком. Дальше стране будут нужны не только сильные лидеры, но и политические партии, которые начнут проводить глобальные реформы и поднимать экономику. И в этой ситуации мнимые оппозиционные партии, которые, прикрываясь Исламом, используют доверие и жизни людей в собственных интересах, будут только мешать.
Хайрулло Мирсаидов (Душанбе), специально для «Ферганы»