Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Crude Accountability: В туркменском секторе Каспия разливы нефти продолжаются 12 лет

Crude Accountability: В туркменском секторе Каспия разливы нефти продолжаются 12 лет

Международная экологическая организация Crude Accountability выпустила доклад «Скрытые от прямого взгляда: Загрязнение окружающей среды и нарушения прав человека в туркменском секторе Каспийского моря». В докладе - две сенсации. Первая касается утечки нефтепродуктов в акваторию Каспийского моря, которая длится уже 12 лет, а вторая - доказательства принудительного расселения двух поселков на берегу Каспия, на месте которых была построена роскошная курортная зона «Аваза». Мы предлагаем краткий пересказ основных тезисов доклада.

Нефтяное пятно

«Международные и государственные нефтяные компании и авторитарные правительства полагают, что могут успешно скрывать социально значимую и экологическую информацию от общественности, - и у них большой опыт подобного утаивания. Они не делятся информацией о выбросах и токсичных утечках, они сосредоточены на получении сегодняшней прибыли - а не на возможных долгосрочных последствиях», - говорится в докладе Crude Accountability.

Однако при современных технологиях все труднее хранить секреты, особенно те, что касаются состояния окружающей среды. В большинстве стран законодательство гарантирует гражданам, по крайней мере, доступ к подобной информации, и Туркменистан входит в число стран, присоединившихся к Орхусской конвенции ООН - «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Однако присоединение к этой конвенции ничего не значит: получить информацию от правительства Туркменистана или от нефтегазовых компаний, работающих в республике, в том числе и в оффшорных зонах Туркмении, практически невозможно, все непрозрачно и неподотчетно. Но активисты гражданского общества, экологи и ученые, объединив усилия, все же сумели найти доступ к данным, которые правительство и нефтегазовые корпорации пытаются скрыть.

В 2012-2013 годах Crude Accountability, Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) и Программа геопространственных технологий и прав человека Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) начали совместный проект по выявлению признаков возможных разливов нефти в Каспийском море у берегов Туркменистана. Информация о том, где нефтяные компании ведут разведку и добычу нефти у побережья, была соединена с анализом спутниковых снимков этой территории, сделанных AAAS.

Согласно выводам ученых AAAS (доклад «Анализ спутниковых снимков для экологической документации загрязнения: Туркменбаши, Туркменистан»), в туркменском секторе Каспийского моря обнаруживаются многочисленные признаки возможных разливов нефти. Следы утечек видны на изображениях, начиная с 2000 года: это районы вокруг бухты Соймонова, районы возле Восточного и Западного порта в заливе Туркменбаши - видимо, туда нефть попадает во время загрузки танкеров и, возможно, из трубопровода. Следы утечек нефти обнаружены в море и к югу от Туркменбаши, возле полуострова Челекен.

Разливы нефти обнаружены в той части акватории Каспийского моря, где работают нефтяные компании Petronas и Dragon Oil. Факты разливов были зафиксированы, согласно докладу АААS, более 400 раз в период между 2000 и 2012 годами. По данным АААS, источник утечки находится недалеко от нефтяных вышек, как от действующих, так и от заброшенных. Нефтяное пятно, которое меняет направление движения и размер в зависимости от различных факторов, находится в непосредственной близости от магистральных линий транспортировки нефти на полуостров Челекен, а оттуда - в порт Туркменбаши.

Компания Dragon Oil в 2000 году подписала с правительством Туркменистана 25-летнее соглашение о разделе продукции; компания Petronas ведет свою деятельность в Туркменистане с 1996 года, когда ею также было подписано 25-летнее соглашение с правительством Туркменистана о разделе продукции. Dragon Oil инвестировала более $1,5 млрд в расширение добычи нефти на Челекене и является одним из крупнейших иностранных инвесторов в Туркменистане; у компании - более 60 скважин. В 1999 году Dragon Oil получила кредит в $75 млн от ЕБРР для нефтедобывающих работ в Туркменистане. По состоянию на 20 февраля 2012 года, компания пробурила 65 новых скважин, изготовлены и установлены три новые платформы, и планируется установить по крайней мере еще четыре дополнительные платформы.

Crude Accountability и ее партнеры задали компаниям Petronas, Dragon Oil и правительству Туркменистана следующие вопросы:

1. Есть ли у вас информация о почти непрерывной утечке нефти?

2. Что является ее источником?

3. Кто несет ответственность за очистку?

4. Имеются ли какие-либо экологические исследования по изучению последствий утечки нефти на окружающую среду?

5. Когда общественность может ожидать, что разлив нефти будет замечен, и море очистят?

Однако, как отметила исполнительный директор Crude Accountability Кейт Уоттерс в интервью «Хронике Туркменистана», «мы направляли запросы крупным нефтяным компаниям, работающим на побережье Каспия, таким как «Драгон Ойл» и «Петронас», для того чтобы узнать, в местах чьей разработки находится та скважина, которая дает утечку нефти. Но мы не получили от них никакого ответа».

Бухта Соймонова (Саймонова) использовалась еще с начала сороковых годов как место слива промышленных отходов НПЗ и сточных вод. В бухте содержится более 16 млн кубов загрязнений, включая самые опасные ядовитые соединения. Эксперты отмечают, что в настоящее время на восточном побережье бухты видны следы просачивания загрязнений в почву уже в двух километрах от береговой линии. Доказанная утечка загрязненных вод из бухты Соймонова в залив Туркменбаши представляет серьезную опасность.


Бухта Соймонова, места загрязнения отмечены стрелкой.

Это загрязнение вызывает серьезную обеспокоенность как жителей города Туркменбаши, так и работающих там рыбаков, нефтяников, работников порта. В докладе ссылаются на источники в Туркменистане: по их данным, в настоящее время нет планов по очистке бухты Соймонова, а значит, влияние этого загрязненного водоема на окружающую среду и здоровье людей будет увеличиваться. Однако на сайте компании «Нафтарос», работающей в Туркмении, говорится в самых общих словах, что с привлечением компании Foster Wheeler (Италия) ведется разработка проекта восстановления природных ресурсов бухты Саймонова: «С завершением расчетов объемов и стоимости работ будет выполнена уточненная экологическая и, возможно, экономическая эффективность проекта».

Нефтяные пятна, говорят эксперты Crude Accountability, обнаружены и примерно в 50 км от Хазарского государственного заповедника (270 тысяч гектаров, из которых больше половины занимает море). По информации министерства охраны природы Туркменистана, в заповедник ежегодно прилетают на зимовку около 300 тысяч птиц. В нем встречаются около 280 видов птиц, 35 видов рыб (в том числе пять осетровых), 30 видов пресмыкающихся, 20 видов млекопитающих. Невнимание к нефтяным разливам может привести к гибели рыб, растений и животных.

Принудительное переселение

В докладе Crude Accountability расследуется и история принудительного переселения поселков Аваза и Тарта, расположенных в зоне строительства курортной зоны «Аваза», которое обошлось в $2 млрд. Курорт расположен недалеко от города Туркменбаши. Авторы доклада говорят, что морские нефтяные платформы видны с курортного пляжа.

Многие туркменские семьи владели небольшими коттеджами в поселке Аваза и сдавали их туристам на лето. Однако в 2006 году, когда началось строительство курорта, все эти коттеджные поселки были разрушены, а местные жители не получили никакой компенсации.


Поселок Аваза, вид из космоса. 2002 год


Курортная зона Аваза, вид из космоса. 2010 год. Дома местных жителей снесены

В 2010 году поселок Тарта, примерно в четырех километрах от Авазы, тоже приговорили к сносу: жителям объяснили, что их постройки портят вид из окон многоэтажных отелей Авазы. Жители разобрали свои дома на стройматериалы и продали их на импровизированном базаре, который прозвали «рынком слез». По имеющимся данным, никто из жителей деревни не получил компенсацию за потерю дома.

Рекомендации

В докладе коротко описывается тяжелейшая ситуация, сложившаяся в Туркменистане с НКО и гражданским обществом. В январе 2013 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал указ, ограничивающий доступ гражданским активистам к зарубежным грантам: теперь для этого требуется разрешение правительственной комиссии. В стране преследуются НКО, все организации гражданского общества находятся под серьезным прессингом правительства. Таким образом, получить информацию от независимых источников, работающих внутри страны, сегодня невероятно трудно.

Уровень коррупции в Туркменистане довольно высок. Кроме того, в стране, которая является одной из богатейших в мире по запасам углеводородов, действует закон, который дает право Агентству по углеводородным ресурсам распоряжаться почти 80% доходов от нефтегазовой отрасли, причем подчиняется Агентство непосредственно президенту. Понятно, что никакой информации, куда уходят эти деньги, нет. Как отмечают международные правозащитники, в стране, где 30 процентов населения живет за чертой бедности, подобное отсутствие прозрачности серьезно отражается на жизни людей.

Выводы, которые содержатся в докладе Crude Accountability, требуют ответов от туркменского правительства, нефтегазовых компаний и международных финансовых институтов: необходим срочный и открытый мониторинг состояния окружающей среды в районе города и порта Туркменбаши.

Авторы доклада напоминают о Конституции Туркменистана, которая гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду и обязывает государство нести ответственность за сохранность природной среды. Однако похоже, что государство не в состоянии выполнять свои обязанности, скрывая от граждан продолжающееся разрушение окружающей среды в туркменском секторе Каспийского моря.

Crude Accountability и партнеры рекомендуют правительству Туркменистана

1. Определить источник продолжающейся утечки в туркменском секторе Каспийского моря и, сотрудничая с нефтяными компаниями, ликвидировать ее.

2. Очистить бухту Соймонова так, чтобы утечка токсичных веществ больше не угрожала заливу Туркменбаши.

3. Предоставить общественности доступ к экологической информации, согласно Орхусской конвенции.

4. Потребовать от международных нефтяных и газовых компаний и финансовых институтов соблюдать природоохранное законодательство Туркменистана.

5. Компенсировать жителям Авазы и Тарты потерю домов.

6. Обеспечить повышение прозрачности в отношении нефтегазовых доходов и увеличение доли доходов, которые входят в государственный бюджет.

7. Усилить готовность к возможным разливам нефти в Каспийском море.

Международным финансовым институтам рекомендовано воздерживаться от финансирования нефтегазовых, транспортных и прочих проектов на территории Туркменистана, если они негативно отражаются на экологическом состоянии Каспия и прилегающих территорий.

Нефтяным компаниям, работающим в Туркменистане, рекомендовано определить, кто несет ответственность за нефтяное пятно на воде, и решить эту проблему как можно скорее. Кроме того, желательно приложить усилия для увеличения прозрачности денежных потоков, которые уходят в правительство Туркменистана.

С полным текстом доклада на английском языке можно ознакомиться здесь (.pdf)

Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»