Таджикистан: Заповедник «Тигровая балка» переживает нашествие птиц и ждет возвращения туранского тигра
Последние два года государственный природный заповедник «Тигровая балка», крупнейший в Таджикистане, переживает нашествие птиц и животных, избравших его постоянным местом обитания.
– Наступила осень, и к нам прилетело более 240 видов птиц! В прошлом году из Зерафшанской долины даже прилетали на зимовку 18 черных аистов, 9 пеликанов и 16 больших выпей, – не скрывает радости директор заповедника Нуриддин Сайфуллаев. – Мы хотим увеличить их число и создать все необходимые условия, чтобы они остались здесь жить. Надеемся, что вернутся домой и «давшие» название нашему заповеднику туранские тигры, которые покинули наши места более полувека назад и обитают на территории Афганистана.
За помощью в воплощении своих планов руководство «Тигровой балки» намерено обратиться к международным общественным, гуманитарным, благотворительным фондам и организациям, а также ко всем любителям живой природы.
Заповедник расположен в юго-западной части Таджикистана, простирается на сорок километров вдоль реки Вахш и в районе слияния этой реки с Пянджем вплотную прилегает к Афганистану. Там установлены пограничные заборы из проволоки и сетки, территорию охраняют пограничники.
– В связи с тем, что в нашем заповеднике созданы благоприятные условия для жизни и обитания животных и птиц, внесенных в Красную книгу, в последнее время наблюдается резкий рост количества отдельных видов диких животных, которые, что скрывать, несут определенную угрозу для окружающей среды, - отмечает директор «Тигровой балки». – Бывает, что в поисках хорошей пищи они появляются и там, где живут и работают люди. Они же не знают, что разгуливать по рисовым, пшеничным, кукурузным или овощным плантациям запрещено. Поэтому мы все должны сознательно и рационально подходить к проблеме выхода животных за пределы заповедника и прилагать все усилия для их возвращения к местам постоянного обитания.
С этого места начинается собственно заповедник «Тигровая балка». Фото ИА «Фергана.Ру»
– Естественно, мы не только оберегаем население от нападения диких животных, но и предотвращаем браконьерство, – продолжает Нуриддин Сайфуллаев. – Ведь территорию заповедника от земли, принадлежащей дехканским хозяйствам, отделяет только одна линия. Это буферные зоны, которые, по существу, должны оставаться в нашем распоряжении. Дальше располагаются одиннадцать километров открытых территорий.
В проблемах Вахшской долины следует винить первопроходцев?
Как отмечают ученые, в тридцатые годы прошлого века первооткрыватели нерационально подходили к освоению Вахшской долины и сокращали площадь естественных природных комплексов. Тугайные леса напоминали собой настоящие джунгли из зарослей сизолистного тополя, лоха, тростника, лиан и трав. Резко стала снижаться численность туранского тигра, тугайного оленя, джейрана, уриала (вид овцы), таджикского подвида фазана, камышового кота и так далее.
По инициативе ученых 4 ноября 1938 года решением правительства был создан заповедник «Тигровая балка» - для сохранения тугайного растительного комплекса с характерными обитателями животного мира. Общая площадь заповедника составляла более 50 тысяч гектаров земли, расположенных, в основном, в Джиликульском, Кабодиянском и Кумсангирском районах Хатлонской области. 24,1 тысячи гектаров земли были заняты тугайными лесами. Кроме тугаев, в состав заповедника входят часть пустыни Кашка-Кум и южные отроги хребта Аруктау.
«Семена этих растений привезены из Индии», - Н.Сайфуллаев. Фото ИА «Фергана.Ру»
По данным ученых Института ботаники Академии наук Таджикистана, пустынно-тугайные сообщества насчитывают 438 видов высших растений, из них на пустынных участках встречаются около 120. В заповеднике обитают 150 видов птиц, около 20 видов рыб, 30 – пресмыкающихся, 34 – млекопитающих и два вида земноводных.
«На кобр мы не жалуемся!»
Если длина кобры обычно составляет 180 сантиметров, то кобры «Тигровой балки» вырастают до 225 сантиметров, хвастается Н.Сайфуллаев.
– Они очень ядовитые, но добрые и до сего дня никому вреда не нанесли, никого не кусали, – заверяет хозяин заповедника. – Мы на них не жалуемся.
«Бухарские олени ходят стаями по 30-40 голов. Они быстро адаптируются к человеку. Когда самцы вызывают самок, то самки, группируясь в 8-10 голов, бегут к самцам. Они прыгают в озера и плывут к ним. Олени, как люди, рожают через 9 месяцев беременности. В мае они ежегодно разламывают свои рога и вновь выращивают их. В зависимости от возраста у них в рогах будет увеличиваться количество ветвей.
Волки тоже ходят стаями. Если они одиноки, то не решаются нападать на людей. Если ходят группами, особенно когда самцы перемешаны с самками, тогда они становятся смелыми и нападают. Волчицы тоже, как и бухарские олени, рожают летом. По сравнению с волками они более агрессивны к людям. Например, если встретить их днем, то волк-самец постарается поскорее уйти, а волчица будет недовольно смотреть на людей.
Есть еще так называемые водные собаки. Они ничего не боятся. Даже волков. По ночам они бегают перед фарами вашей машины и не уступают места для проезда».
По мнению экспертов и специалистов в отрасли экологии, основную угрозу для существования заповедника представляют массовое освоение прилегающих к его границе земель, браконьерство, незаконная вырубка леса, систематические лесные пожары, нелегальный выпас скота, снижение уровня воды в Вахше.
Но едва ли не главная задача - сохранение естественных объемов сточных вод самого заповедника. Если уровень воды в озерах начнет снижаться, повысится засоленность почв, а это чревато высыханием растений. Нерегулируемый сброс сточных вод с сельхозугодий и поступление в водоемы заповедника пестицидов являются чрезвычайно серьезной проблемой.
– У нас налажен контакт со многими научно-исследовательскими институтами, зоологическими парками как внутри страны, так за рубежом, – говорит Нуриддин Сайфуллаев. – Они иногда предлагают на договорной основе предоставлять им либо поставлять нам определенные виды животных. Но мы с осторожностью принимаем подобные предложения – по миру «разгуливает» немало ветеринарных болезней.
– Мы слышали о том, какое количество сайгаков погибло на территории Казахстана и Узбекистана и боремся за то, чтобы наши животные были здоровы и не подвергались инфекциям, – сообщил работник заповедника Мухточ Бафоев.
«Приглашаем всех в наш музей под открытым небом!»
В планах Нуриддина Сайфуллаева – превратить заповедник в живой музей природы. Для этого, по его словам, созданы все необходимые условия.
- Мы приглашаем к нам экотуристов, фотографов, документалистов, всех любителей природы. В прошлом году я побывал в Приокско-Террасном заповеднике в Подмосковье. Было много встреч с сотрудниками. Я им рассказал, что в «Тигровой балке» 11 тысяч гектаров занимают горы, 25 тысяч – растения, 13 тысяч гектаров земли – песчаные перевалы, четыре тысячи – озера. Такого нигде в мире нет! Я пригласил приехать к нам и воочию удостовериться в уникальности нашего заповедника. Сюда приезжала координатор Всемирного фонда дикой природы в Центральной Азии Ольга Переладова, она убедилась в правоте моих слов.
– Когда Нуриддина Сайфуллаева назначили директором заповедника, стояла суровая зима 2007 года, – вспоминает сотрудник Файзулло Джумаев. – Она стала для нас настоящим испытанием. Многие животные голодали. Но с тех пор, по распоряжению руководителя заповедника, ежегодно в летнее время готовится запас корма для зимовки наших подопечных. Зимой здесь господствует закон джунглей, борьба за выживание. У нас есть свои «санитары» – шакалы и волки, которые очищают заповедник от больных животных.
В заповеднике намереваются создать питомники для отдельных видов животных. Прямо у входа построен оленарий, в нем пока живет один бухарский олень – редкий подвид благородных оленей.
Бухарский олень. Фото ИА «Фергана.Ру»
– Мы нашли его в феврале на берегу озера Дарья-Кул и приютили здесь, – рассказывает Мухточ Бафоев. – Видимо, волки охотились за его матерью. Выкормили олененка коровьим молоком. А теперь намерены умножать поголовье молодых оленей, а когда они подрастут, отпустим на волю.
Есть в заповеднике и фазанарий, в планах построить питомник для сайгаков. Еще в советское время под них были выделены десять гектаров земли, которые обнесли сеточной оградой.
В заповеднике подрастают несколько тысяч саксаулов, планируется посадка саженцев джиды (вид лоха) – хорошей подкормки для фазанов.
Пора кормить оленя. Фото ИА «Фергана.Ру»
Одна из бед – капризы климата
– В последнее время наблюдается резкое изменение климата в сторону потепления, и это негативно влияет на жизнь животных, – сетует Нуриддин Сайфуллаев. – К примеру, ежегодно в мае мы ждем пополнения от джейранов и оленей. В последние три года они стали рожать на 20 дней раньше намеченного срока. Вообще в изменении климата есть нечто сверхъестественное. Когда я приехал сюда, картина была ужасной. Засыхали озера, массово гибли рыбы, птицы, растения... Я посоветовался с опытными работниками: что делать, чтобы сохранить заповедник? Мне порекомендовали в первую очередь очистить водоемы, наполнить высохшие озера естественной водой. Мы ручным способом очистили 11 километров протоков водоемов, примыкающих к озерам, которых у нас более двадцати. Около двадцати процентов водных ресурсов поступают с хлопковых плантаций, остальное - из. подземных источников.
Несколько лет назад это озеро чуть не засохло. Фото ИА «Фергана.Ру»
Руководство «Тигровой балки» мечтает превратить более шестнадцати гектаров земли в плодородный сад, доход от которого будет направлен на улучшение состояния заповедника и повышение уровня жизни работающих в нем людей. Здесь уже растут более десяти тысяч миндальных и гранатовых деревьев.
– В радиусе трех километров от заповедника не должно быть никаких населенных пунктов, – считает технический директор общественной экологической организации «Фонд Кухистон» Светлана Благовещенская. – Это буферные зоны, которые призваны служить альтернативным вариантом источника пищи животных. Не исключено, что дикие животные, оставшись голодными, иногда будут вынуждены совершать охотничьи рейды на ближайшие территории.
Есть вода — есть жизнь. Фото ИА «Фергана.Ру»
– У нас есть план выделения буферных зон, он представлен правительству страны на рассмотрение. Надеемся, его одобрят, – добавляет Нуриддин Сайфуллаев.
Горящая «балка»
Как рассказал эксперт по экологическим вопросам, редактор журнала «Табиат» Джамшед Кадыров, трудные времена для «Тигровой балки» настали в конце 1980-х годов. Распался Советский Союз. В Таджикистане началась гражданская война. Ситуация в заповеднике практически не контролировалась, и истребление редких видов животных стало обычным делом. Например, к середине 1990-х годов поголовье оленей и джейранов в заповеднике уменьшилось в семь-восемь раз.
В годы войны на территории «Тигровой балки» располагались воинские части. Хотя в 1998-м году указом президента страны было предписано вывести их из заповедника, они оставались тут еще несколько лет. У пограничных постов на берегу озера Дарья-Кул был выжжен гектар леса и камышей. Военные объяснили это тем, что им досаждают скорпионы и змеи, которые прячутся в зарослях. Вплоть до 2002-го года в заповеднике ежегодно полыхали пожары.
В заповеднике запасаются дровами на зиму. Фото ИА «Фергана.Ру»
По словам Светланы Благовещенской, в 2000 году в непосредственной близости от уникального природного заповедника «Тигровая балка» в массиве Карадум проходили совместные учения вооруженных сил СНГ, в которых приняли участие представители пяти стран. Ночью 25 марта от руководства учениями руководству республики поступил запрос о принятии мер по тушению пожара на территории заповедника. По поручению правительства для выяснения ситуации в заповедник была экстренно направлена комиссия лесохозяйственного производственного объединения «Таджиклес». 26 марта пожар был потушен. Прибывшая комиссия перебирала версии: «умышленный поджог», «поджог военными вследствие неосторожного обращения с огнем», «в результате браконьерства». Комиссией эти версии были отвергнуты, так как на месте пожара были обнаружены осколки авиабомбы и воронка.
Общая площадь пожара составила семь тысяч гектаров земельных угодий с редким тугайным комплексом растений и животных. Комиссия также установила, что огонь уничтожил около девяти тысяч деревьев и кустарников. Среди погибших животных - кабаны, зайцы, дикобразы, фазаны, вараны, большое количество черепах, змей, тушканчиков и ящериц. Пожар не был своевременно потушен, так как территория пограничной зоны вдоль реки Пяндж не контролируется сотрудниками заповедника из-за жестких требований пограничного режима.
«Судьба заповедника зависит от всех нас». Фото ИА «Фергана.Ру»
Постскриптум
Мне, пробывшему в «Тигровой балке» целый день, все-таки хотелось завершить материал на оптимистической ноте. Ситуация в заповеднике вроде улучшается. Вспомнились слова директора Клуба общественных экологических организаций Таджикистана, кандидата биологических наук Алихона Латифи: «Сейчас в заповеднике «Тигровая балка» около 150 голов бухарского оленя. Увеличилось поголовье джейранов. Если в 1991 году их было всего четырнадцать, то сейчас их число переваливает за сорок!»
Кто знает, может, и вернутся сюда пропавшие более полувека назад туранские тигры. По крайней мере, мы их ждем с нетерпением.
Тилав Расул-заде