Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Таджикистан: Завод-сирота из Канибадама борется за выживание

09.08.2010 14:15 msk, Тилав Расул-заде

Экономика Таджикистан

В конце июля в акционерном обществе «Бодом» города Канибадам по заказу Таджикского алюминиевого завода (ТАЛКО) была выпущена первая партия спецтехники. Одна машина предназначена для пробивки корки, вторая – для раздачи глинозема. Обе экспериментальные машины отправили в город Турсун-заде. В день отправки все ликовали: наконец лед тронулся, и завод постепенно может вернуть себе былую славу. Однако радость рабочих и инженерно-конструкторского состава длилась недолго. Уже на следующий день коллектив из 250-ти человек был отправлен во временный отпуск без содержания.


Эта техника выпущена в Канибадаме. Фото ИА «Фергана.Ру»

Теперь ностальгия уже не поможет

– От того, какое заключение даст заказчик, зависит дальнейшая судьба нашего завода, – рассказывает генеральный директор «Бодома» Равшанбек Турумов. – В случае положительной оценки продукции у нас появится возможность изготовить еще несколько партий специальных машин. Пока мы ждем одобрения из ТАЛКО и намереваемся усилить второе направление нашей специализации. Это выпуск запчастей, рассчитанных на цементные заводы страны. В частности, мы намерены выпускать мелющие тела, которые являются одним из важных элементов цементной индустрии, наладить выпуск шаров разного размера, бронеплит и других механизмов.

– В семидесятых годах, когда завод вошел в состав Горьковского автомобильного завода, мы освоили выпуск тормозных цилиндров почти двадцати наименований. Например, для автомобилей семейства ГАЗ, – вступает в беседу главный инженер Абдуманнон Джураев. – Наладили мощность по выпуску цилиндров до миллиона штук. Ведь когда-то Россия ежегодно выпускала по 450 тысяч автомобилей. Основным их поставщиком по тормозному цилиндру был Канибадамский завод тормозной аппаратуры.

Завод «Бодом» был образован в 1939-м году. Первоначально он был предназначен для ремонта автомобилей. В 1942-м авторемзавод передали на баланс наркомата Электропрома СССР для размещения эвакуированного из Томска закрытого завода №662. Спустя два года «Бодом» преобразован в механический завод по ремонту оборудования и изготовлению запасных частей для предприятий текстильной промышленности. В 1957-м завод переименован в «Канибадамавтозапчасть» и подчинен министерству автомобильной промышленности СССР. С июля 1976-го года завод находился в составе производственного объединения нынешнего открытого акционерного общества «Горьковский автомобильный завод». С 1988-го года предприятие переименовано в «Канибадамский завод тормозной аппаратуры» производственного объединения «ГАЗ». С 25-го декабря 1992-го года оно преобразовано в акционерное общество «Бодом».
– Раньше на Горьковском автомобильном заводе действительно выпускалась огромное количество грузовых и легковых автомобилей, – подтверждает слова своего инженера Равшанбек Турумов. – Потом рыночная экономика диктовала свои условия везде. Скажем, жесткие рыночные отношения наложили свой негативный отпечаток на работу нашего партнера – «ГАЗа». На мировом рынке появилось много конкурентов, которые стали предлагать более модернизированные, экономически выгодные товары. Следовательно, падал спрос на товары российского производства. Мы до сих пор выпускаем те же запчасти, но в меньшем количестве и отправляем их в направлении Нижегородского автомобильного завода. Наш товар получают фирмы, которые реализуют эти запчасти на рынках России.

Сырье завод получал из России, Украины, Белоруссии, в основном - металл; использовались ресурсы, которые имеются в Таджикистане, - чугун, лом, сталелом. Раньше на заводе работало порядка полутора тысяч человек. Теперь их осталось 250. Основная масса заводчан стали гастарбайтерами.

После распада СССР собственник завода-партнера «ГАЗ» поменялся. Изменилась и его политика. Всё оборудование предприятия «Бодом» было направлено на выпуск цилиндров. Переоборудование и перепрофилирование производства на выпуск других товаров, безусловно, требует немалых дополнительных средств. Поэтому коллектив стремится освоить местный рынок.


На заводе «Бодом». Фото ИА «Фергана.Ру»

– Мы упустили много времени и сожалеем, что не опирались на внутренний рынок. Ведь мы до последнего рассчитывали в основном на помощь и поддержку российских партнеров. Однако зря, – сетует Равшанбек Турумов.

Опора только на себя и своих

За короткий срок завод «Бодом» освоил выпуск 22 наименований сельхоззапчастей для удовлетворения внутреннего рынка. Наладил выпуск пяти видов велосипедов и двух – инвалидных колясок: комнатных и уличных. Но сейчас завод больше не производит велосипеды и инвалидные коляски – освободил рынок для иностранных производителей.

– Наши велосипеды прочные и изготовляются из дорогих металлов, – объясняет Равшанбек Турумов. – Поэтому они стоит в несколько раз дороже, чем китайские. Что поделать? Наш народ, к сожалению, уже привык покупать дешевые товары. Ежегодно мы поставляли по заказу от ста до двухсот штук инвалидных колясок Душанбинскому протезному заводу. Они нам тоже отказали. Хотя мы готовы выпускать их по 10 тысяч штук в год. Мы осознаем, что сейчас выпускаются более модернизированные модели инвалидных колясок, и наша модель намного отстает от тех, которые производятся за рубежом. Но для того, чтобы улучшать качество, нужны средства, а их нет. Сначала необходимо переоборудовать предприятие, внести современные технологии...

– У нас есть проекты и по улучшению качества тормозных цилиндров, и по выпуску марганцевых сталей, – с горечью рассказывает глава предприятия «Бодом». – Мы их разослали по соответствующим инстанциям. Однако пока потенциальных инвесторов не нашлось. Причины отказов мне неизвестны. У завода нет проблем с электроэнергией. Средняя заработная плата рабочих – 270 сомони ($60).

Как признался Равшанбек Турумов, на заводе до последнего времени отсутствовал маркетинг, спрос на рынке товаров не был изучен. Есть заказы на отдельные товары. Однако налаживать их выпуск в малых количествах невыгодно, а для больших объемов недостает потенциальных покупателей. В 1999 году германская фирма «Ман-Ферросталь» изъявила желание быть инвестором предприятия. Но у него не оказалось правительственной гарантии, и от дальнейшего сотрудничества пришлось отказаться.

«Бодом» (с таджикского «Миндаль») когда-то цвел

В конце 1990-х годов «Бодом» начал совместную работу с одним из предприятий машиностроительной отрасли региона – фирмой «УзДеуАвто» по подготовке и выпуску запасных частей к автомобилям целого ряда модификаций. Однако, наладив производственную линию, узбекская сторона отказалась от дальнейшего сотрудничества.

В 1999 году при поддержке АО «Бодом» в Таджикистане впервые был создан коммерческий колледж изящных искусств. 25 января 1999 года официально вышла в эфир дочерняя телекомпания предприятия «Гули Бодом».

По словам главного инженера завода Абдуманнона Джураева, сейчас АО «Бодом» располагает самым передовым оборудованием по чугунному и цветному литью, современными сталеплавильными печами с электронной системой управления, станками по механической обработке металлических деталей, уникальными термопечами и гальваническим оборудованием. Предприятие выпускает сложные и особо сложные автомобильные запасные части, такие как задние мосты, коробки перемены передач, цилиндры главного тормоза, переднего и заднего тормозов, рулевое управление, дифференциалы, тормозные барабаны и другие детали для автомобилей марки «ГАЗ».

– Необходимо отметить, что завод «Бодом», помимо запчастей, таких как блок шестерен, сошка рулевого управления, коробка передач, дифференциал в сборе, помимо детских, дошкольных, дорожных велосипедов, в течение ряда лет производил более 20 наименований товаров широкого спроса, – рассказывает Абдуманнон Джураев. – В частности, здесь производились водопроводные вентили (двух размеров), хозяйственные и грузовые тележки, хозяйственная посуда, полиэтиленовые трубы (четыре размера), петли оконные и дверные, ведра, весы, комплекты ученических столов и стульев.

– Ваши товары и в настоящее время востребованы? – задаю я еще один вопрос главе «Бодома» Равшанбеку Турумову. – У нас в Согдийской области ежегодно открываются десятки новых школ. Почему вы, например, не производите для этих школ парты, столы, стулья? Да и наверняка им нужны ведра, тележки…

– Для этого необходима правительственная поддержка отечественных производителей, – говорит Турумов. – Ведь эти школы и больницы строятся за счет государственных средств. Если бы эти средства поступили к нам, мы могли бы таким способом расширить производство. Десятки, а может быть, сотни граждан нашей страны были бы обеспечены работой на Родине. Однако все отечественные учреждения – как государственные, так и общественные, – привыкли приобретать товары китайского производства. Они по качеству намного уступают нашим товарам. При этом цена их чуть ниже. Все хотят приобретать дешевый товар.

Чиновники красноречиво комментируют

– Нам бы очень хотелось, чтобы завод работал бесперебойно, – говорит первый заместитель председателя города Канибадам Рустамджон Кадыров. – Но многие вещи не от нас зависят. В начале 1990-х годов, когда распался СССР, никто из тогдашних руководителей не попытался сберечь закрепившие в течение десятков лет торговые связи между заводом и его основным партнером «ГАЗом». В начале нового тысячелетия администрация завода, скорее всего, забыла позаботиться о своем предприятии. В итоге мощность «Бодома» почти не использовалась.


На заводе «Бодом». Фото ИА «Фергана.Ру»

– В настоящее время весь наш тракторный парк нуждается в обновлении, – продолжает Рустамджон Кадыров. – Нам нужно как минимум более ста новых тракторов. На днях мы поговорили с представителями Минского тракторного завода в Таджикистане и поставили перед ними свои условия по покупке их товара. Одним из наших условий является вовлечение Канибадамского завода «Бодом» в изготовление некоторых запчастей для тракторов марки «МТЗ». С этим предложением мы обратились к руководству совместного таджикско-иранского предприятия «Точ-Ирон», которое занимается выпуском тракторов для аграрного сектора. Пока наши инициативы находятся на стадии рассмотрения.

В Таджикистане функционирует более ста совместных или российских компаний. Большинство из них сосредоточено на бизнес-индустрии горюче-смазочных материалов, поставляемых из России. Российских бизнесменов не интересует вопрос трудоустройства граждан Таджикистана в их родных местах, местные заводы и фабрики, некогда работавшие во благо теперь уже абстрактного государства СССР (правопреемником которого является Россия), не рассматриваются ими в качестве важного звена в производственном процессе Российской Федерации. А интересует их легкая, следовательно, нерискованная прибыль. О Канибадамском заводе наверняка, за исключением старшего поколения нижегородцев, все забыли. Забыли, что в 1970-1980 годах он являлся полноправным членом ПО «Горьковский автомобильный завод».

История доказала правоту слов наших прадедов: «На Бога уповай, а без дела не бывай».

Пока завод и его коллектив будут отдыхать - до неопределенной даты.

Тилав Расул-заде