Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Винно-водочный бизнес Таджикистана терпит крах. Грядет «сухой закон»?

29.10.2009 11:09 msk, Тилав Расул-заде

Экономика Таджикистан
Винно-водочный бизнес Таджикистана терпит крах. Грядет «сухой закон»?

В Таджикистане на дверях кафе и ресторанов все чаще можно встретить вывески с надписью «Приносить и распивать спиртные напитки строго запрещается». С полок винно-водочных магазинов исчез десяток видов вин, а на улицах уже не продают «свежее пиво» прямо из бочки. Хотя в республике производят семь видов пива, из продажи стремительно исчезают пол-литровые бутылки этого напитка, не говоря уже о разливном варианте.

Куда пропало 19-медальное вино Ганчи?

По словам начальника дочернего предприятия «Идораи хуроквории вилояти Сугд» Абдузафара Иномова, за первые девять месяцев этого года в Северном Таджикистане было произведено и отправлено на реализацию 19.600 декалитров крепких и особых видов вина, что на 5.340 декалитров больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Однако по сравнению с показателями советских времен – это мизерное количество, и не удовлетворяет наши потребности», - заметил А.Иномов.

По его словам, основной причиной спада производства вина является сокращение объемов экспорта. В настоящее время все вырабатываемое в республике вино реализуется лишь внутри страны. А ведь в конце 1980-х годов в Таджикистане ежегодно производилось около 13 миллионов декалитров вина, большая часть которых отправлялась на экспорт. В начале 1990-х годов - уже 9 миллионов, а затем процесс спада производства ускорился. Этому, по мнению Иномова, способствовал, прежде всего, развал Советского Союза и последовавший затем разрыв экономических связей с братскими республиками, прежде всего - с Россией и Казахстаном, которые являлись основными импортерами таджикистанских вин.

- Мы могли бы реанимировать разорванные связи. Однако этому препятствует барьер, установленный с 1-го января 2008 года соседним Узбекистаном, через который приходится транспортировать продукцию в Россию и Казахстан. Это - стопроцентный таможенный депозит на винно-водочную продукцию, которая экспортируется в третьи страны, - рассказывает собеседник «Ферганы.Ру». – Если, к примеру, одна цистерна виноматериала стоит 60 тысяч сомони (около $15 тысяч), то с добавлением на каждый литр эквивалентной суммы в виде узбекского таможенного депозита ее цена удваивается. То есть себестоимость продукции увеличивается в два раза, что неугодно стране-импортеру. Этот фактор привел к ограничению экспорта подакцизных товаров.

Потеря внешнего рынка, конечно, негативно влияет на производство винной продукции. В самой республике ее потребляют ограниченно: как показывает история, народы Центральной Азии не очень расположены к употреблению алкогольных напитков.

- Тем не менее, несмотря на низкую рентабельность, нам удалось сохранить с советских времен четыре винодельных завода: АО «Сомгар», АО «Шароби Уротеппа», ООО «Фарангис» и АО «Винзавод» Бободжонгафуровского района, - перечисляет А.Иномов. – Назову также АО «Техноцентр» города Истаравшана. С учетом потребностей рынка эти предприятия делают упор на производство самых востребованных видов вина, таких как «Кагор», «Барно», «Тагоби», «Каберне», «Исписор», «Тайфи», «Изабелла», «Мускат». Вместе с тем из винного ассортимента исчезли такие виды, как «Портвейн» и «Памир», а также знаменитое вино «Ганчи» - обладатель девятнадцати медалей международных выставок винно-водочной продукции.


Надпись на дверях кафе: «Приносить и распивать спиртные напитки строго запрещается». Фото ИА «Фергана.Ру»

По словам собеседника, в советские времена только в Северном Таджикистане ежегодно перерабатывались 40 тысяч тонн винограда, а винные заводы принимали на переработку более 30 тысяч тонн. В настоящее время в Согдийской области на переработку отправляется от одной до трех тысяч тонн винограда. Но мощности есть, чего не скажешь о спросе.

Горбачевская борьба с алкоголизмом сильно ударила, прежде всего, по виноградникам: были выкорчеваны сотни гектаров винограда высших сортов, прекратили выпуск продукции знаменитые заводы по производству марочных вин. Чудом удалось сохранить такие редкие сорта винограда, как тайфи, кишмиш, изабелла, мускат. Сегодня эти сорта не востребованы, садовники постепенно их искореняют, сажая взамен столовые сорта - тагоби, чарас, хусайни. Хорошо еще, что в рамках Государственной программы по развитию садоводства проводится определенная работа по культивированию редких сортов для сохранения так называемого «генофонда» винограда.

Водка: ни добра от нее, ни прибыли

За девять месяцев 2009 года в Таджикистане было произведено 33 тысячи декалитров водки, что на 11 тысяч декалитров меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Основной причиной спада является резкое снижение количества потребителей спиртных напитков, а также тот самый узбекский таможенный депозит. Таджикистан почти потерял свой рынок в Казахстане и России. А сейчас идет обратный процесс: винно-водочная продукция этих стран стала заполнять полки таджикистанских магазинов. При этом стоимость импортных алкогольных напитков практически такая же, что и у местной продукции.

Как рассказал автору этих строк житель города Худжанда Сухроб Рустамов, в настоящее время на территории Бободжонгафуровского района, а также в городе Худжанде орудуют группы ловкачей, которые занимаются «производством» импортной водки, покупая пустые бутылки из-под иностранных марок вина и водки и разливая в них отечественное питие. Бутылки украшают этикетками, свидетельствующими об «импортном» происхождении продукции, а затем выставляют на витрины элитных магазинов и даже умудряются экспортировать в соседние страны.

На начало 2009 года в Северном Таджикистане водку производили тринадцать мелких и крупных предприятий. Однако два из них уже прекратили свою деятельность - из-за неконкурентоспособности. По прогнозам специалистов, в ближайшее время еще несколько предприятий либо приостановят, либо перепрофилируют свою деятельность. Некоторые из кандидатов на вылет из группы производителей водки торопятся реализовать уже произведенный товар, другие приступили к выпуску прохладительных напитков и консервов.

- В советское время все производство было основано на планировании. Мы не искали партнеров, а отправляли свой товар по заказу в Казахстан и Российскую Федерацию, - продолжает Абдузафар Иномов.- Теперь царствуют рыночные отношения, следовательно, нет и планов. Поэтому с целью защиты внутреннего рынка от засилья импортных товаров мы вместе с налоговиками решили поднять вопрос об увеличении налога на импортируемую алкогольную продукцию.

Раньше в Северном Таджикистане помимо винно-водочных заводов функционировали еще пять спиртзаводов. Но с начала 2009 года один из них – худжандский спиртзавод «Сирдарё» - полностью прекратил свою деятельность, другой – исфаринский «Шараф» - находится на грани банкротства: девяносто процентов произведенного им товара не реализованы и находятся на заводских складах. Другие спиртзаводы тоже переживают не лучшие времена и планируют перейти на выпуск безалкогольной и консервной продукции. Сейчас, к примеру, ведутся переговоры о поставках пищевого спирта в Афганистан.


На праздничном столе будут только безалкогольные напитки. Фото ИА «Фергана.Ру»

По словам врача высшей категории, заместителя председателя Демократической партии Таджикистана в Согдийской области Толиба Исмоила, почти все спиртные заводы Согдийской области изготавливали свою продукцию на импортируемых пшенице и кукурузе.

- Это сырье покупалось за иностранную валюту, - говорит Т.Исмоил. – Я считаю, что необходимо ввести запрет на импорт зерновых для нужд спиртных заводов. Пусть они работают на местном сырье, например, на яблоках. Их в стране предостаточно, люди порой не знают, куда их девать.

Пока только пиво не «лихорадит»

До начала 2009 года в Согдийской области функционировали пятнадцать предприятий, которые специализировались на выпуске пива и производили семь сортов этого напитка. В сумме они выпустили 50,4 тысяч декалитров пива, что почти на две тысячи декалитров превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Однако два пивзавода обанкротились и прекратили свою деятельность. Кроме того, теперь пиво не продается на улицах «прямо из бочки», как в советские времена, но зато его разливают в кегли. К счастью этих предприятий, последние два лета в Таджикистане свирепствует жара, и люди вынуждены чаще утолять свою жажду, в том числе пивом.

- В настоящее время в нашей стране наблюдается резкий спад производства и употребления спиртных напитков, - отмечает Толиб Исмоил.- Это связано, прежде всего, с введением Закона №272 «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» от 8 июня 2007 года, который запрещает проведение торжеств с участием большого числа людей. А ведь раньше на свадьбы созывались до двух тысяч человек! Не было ограничений и на продолжительность свадебных застолий, а сегодня на них отводится не более трех часов. Свою лепту в уменьшение количества потребителей алкогольных напитков внесли и миграционные процессы, ведь очень многие наши мужчины находятся на заработках за рубежом.

- Мы все-таки рассчитываем на вернувшихся на родину трудовых мигрантов, - признается заведующий магазином «Шахбоз» в Аштском районе Фозил Хамроев. – Алкогольный бум у нас начинается в декабре и продолжается вплоть до марта, пока трудовые мигранты не соберут свои чемоданы. С апреля до конца ноября опять настанет затишье, и в стране будет господствовать необъявленный «сухой закон».

Как заметил таджикский эксперт Улугбек Умаров, одной из причин спада производства и потребления алкоголя является низкий уровень жизни населения.

- Люди не могут покупать и распивать спиртное в силу своей бедности. Однако основная и главная причина уменьшения числа пьющих - массовое обращение населения к исламу, который употребление алкоголя считает грехом, - считает У.Умаров. - Вино, водка, коньяк, шампанское, пиво, одним словом, все, что действует возбуждающе, объявлено харам - нечистым. Везде и всюду идет массовая агитация за трезвый образ жизни.

- В честь объявления года Имама Ханифы мы решили отказаться от реализации спиртных напитков, - сообщил один из сотрудников ресторана «Сугдиён» Расулджон. - Хотя наша прибыль и снизилась, но мы не откажемся от строгого запрета на спиртное. У нас все мероприятия, включая свадьбы, проходят без алкоголя.


Ресторан «Сугдиён». Фото ИА «Фергана.Ру»

Как отметил Толиб Исмоил, из всех видов алкогольных напитков только вино имеет отношение к истории таджиков, остальные «прописались» в Таджикистане в советские времена.

- Однако у нас до сих пор нет национальной культуры питья алкогольных напитков, наподобие чаепития японцев, - сетует врач. - Мы должны формировать такую культуру. История показывает, что виноделие таджиков имеет тысячелетнюю историю. Необходимо возрождать национальные традиции по выращиванию лечебных сортов винограда. А производство водки в нашей стране, я думаю, будет сведено до минимума. Ведь люди постепенно начали осознавать истину, что водка пагубно влияет на здоровье. Вино же можно пить в умеренном количестве.

Между тем, продолжается контрабандный ввоз спиртных напитков на территорию Таджикистана. По данным зонального управления таможенной службы при правительстве Таджикистана по Согдийской области, за девять месяцев текущего года на север страны из Казахстана и Российской Федерации было импортировано 893 тысячи литров пива и винно-водочных изделий. За девять месяцев текущего года в области были обнаружены и конфискованы 132 бутылки контрабандного коньяка, 60 бутылок мартини, 1694 бутылки водки, а также более 33 тысяч бутылок пива. По словам заместителя начальника отдела административных правонарушений вышеназванной службы Икрома Фаёзова, контрабанда ввозилась с территории Кыргызстана.

Так что говорить о полном отказе жителей Таджикистана от употребления спиртных напитков еще очень рано. За девять месяцев 2009 года только в Согдийской области за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения были задержаны 1.329 человек, 781 из них был доставлен в медвытрезвители городов и районов области, а 325 направлены для установления личности в приемник для взрослых УВД города Худжанда.

К сожалению, алкоголь нередко становится причиной потери людьми понимания своих действий. Так, недавно судебная коллегия по уголовным делам Согдийского областного суда приговорила 46–летнего Ч. к 20 годам лишения свободы за изнасилование своей семилетней дочери, которое он совершил, как выяснилось в ходе следствия, будучи в состоянии алкогольного опьянения.

Не уменьшается количество случаев управления автомашинами в пьяном виде. За девять месяцев текущего года только на дорогах Северного Таджикистана сотрудниками ГАИ задержаны и оштрафованы за вождение в пьяном виде около трех тысяч водителей. Из ста ДТП тринадцать произошли по причине алкогольного опьянения управлявших автотранспортными средствами людей, в результате погибли 6 и получили ранения разной тяжести 12 человек...

Будет ли в Таджикистане в ближайшие годы введен «сухой закон», как было в советское время, и возрождено «Общество трезвости» - неизвестно. Да и нужно ли, ведь это может произойти естественным путем: как полагают некоторые наблюдатели, в стране постепенно, шаг за шагом, без введения каких-либо ограничений сойдет на нет производство винно-водочных изделий, а поклонники алкоголя будут утолять свою потребность лишь винами, которые классики таджикско-персидской литературы называли «мусаллас».

Тилав Расул-заде