Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Транзит наркотиков через Казахстан: В ожидании 1 июля

09.06.2010 18:21 msk, Николай Левин

Экономика Казахстан
Транзит наркотиков через Казахстан: В ожидании 1 июля

Коллаж слева – из газеты «Экспресс К» (Казахстан)

9 и 10 июня 2010 года в Москве проходит международный Форум «Афганское наркопроизводство — вызов мировому сообществу», в котором принимают участие представители более 40 стран мира, ООН, ШОС, ОДКБ, ЕС, НАТО и других общественных международных организаций и институтов. С 1 июля вступает в силу Таможенный союз России и Белоруссии. Насколько Таможенный союз облегчит жизнь наркомафии и увеличит наркотрафик, идущий через Казахстан в Россию, размышляет эксперт «Ферганы.Ру» Николай Левин.

* * *

В июле 2010 года Таможенный союз России и Казахстана должен заработать в полном объеме. Этого момента с большими опасениями ждут российские спецслужбы. Они отнюдь не уверены в том, что Казахстану удастся надежно перекрыть свою южную границу от наркотрафика. Скорее, они уверены в обратном.

В принципе, водители большегрузных машин, пересекавшие в последние недели российско-казахстанскую границу, утверждают, что никаких признаков демонтажа таможенного оборудования на ней не обнаружили - ни с казахстанской стороны, ни с российской, где оборудование для досмотра значительно серьезнее. Точно так же нет никаких данных и о том, что казахстанская таможня сокращает свою численность. Более того, насколько мне известно, весной в Атыраусской области, например, на работу в таможенное ведомство взяли еще три десятка человек. Однако же смысл таможенного союза все-таки состоит в том, чтобы облегчить товарам пересечение границы стран-участниц, иначе он теряет всякий смысл - нулевая таможенная ставка в наших двусторонних торговых отношениях действовала и так.

Поэтому, вероятно, какие-то послабления должны последовать. И те, кто вовлечен в наркотранзит, к этому моменту, похоже, активно готовятся. Об этом говорилось и на совещании прокуроров пограничных областей России и Казахстана, прошедшем весной в Уральске. Об этом же свидетельствуют и оперативные данные спецслужб. В первую очередь, естественно, речь идет о контрабанде опиатов, имеющих афганское происхождение.

«Несмотря на то, что в целом за 2009 год объемы транзита наркотиков через территорию Казахстана в Россию выросли по сравнению с 2008 годом, в конце прошлого - начале нынешнего годов темпы казахстанского наркотрафика несколько снизились, - полагают сотрудники ФСКН РФ. – Но это не означает, что ситуация с перевозкой героина улучшилась. Просто, по оперативным сведениям, идет накопление значительных запасов опиатов на казахской территории в ожидании того момента, когда таможенная граница между РК и РФ перестанет существовать».

Сотрудники российских спецслужб не исключают и того, что после ликвидации таможенной границы несколько изменятся направления транзита наркотиков в Европу. Сейчас из Афганистана, где в индустрии выращивания опийного мака и производства героина занято свыше полутора миллионов человек (масштабы, заметим, вполне промышленные), дурман идет либо на север, либо на запад, через Иран и Турцию (есть еще путь через Пакистан, но оттуда его все равно обычно доставляют на иранскую территорию).

Если рассматривать северный маршрут, то героин попадает в Киргизию, Таджикистан, Узбекистан (чаще всего транзитом через Таджикистан) и Туркмению. Далее на его пути оказывается казахстанская территория. Из Узбекистана афганский героин попадает в Казахстан, как правило, через поселок городского типа Бейнеу (Мангистауская область) или через Шымкент (Южно-Казахстанская область). Из Киргизии путь «белой смерти» проходит через Тараз (Джамбыльская область) или через Алма-Ату. «Закрытие» границы между Киргизией и Казахстаном в связи с очередной «цветной революцией» мало что изменило: все, кому «очень нужно», проезжают за взятки.

О том, насколько серьезно поставлена борьба с наркотрафиком в других центральноазиатских странах, говорить смешно. Так, в нынешнем году рекордная партия, перехваченная киргизскими спецслужбами в Ошской области как раз незадолго до «революции», составила 26 килограммов. Между тем, объемы транзита измеряются тоннами героина. Ситуация, в которой сейчас оказались правоохранительные органы этой страны, особых комментариев не требует. В свою очередь, рекорд узбекистанских спецслужб в прошлом году – разовое задержание партии в 126 килограммов героина (двадцать ящиков с наркотиком сотрудники СНБ вытащили из-под яблок, которые перевозили на двух КамАЗах) – выглядит серьезнее, но общий объем конфискуемого в стране - около 1,5 тонны героина в год - составляет значительно менее 10 процентов транзита.

Для сравнения, в Кургане в 2008 году сотрудниками ФСКН в специально оборудованном тайнике в полуприцепе рефрижератора было обнаружено 334 килограмма героина. Учитывая, что обычный «чек» с героином, разовая доза, содержит обычно 0,56-0,58 грамма, нетрудно подсчитать, что речь идет о сотнях тысяч доз. А всего в России за 11 месяцев 2009 года из незаконного оборота было изъято 2934,6 килограмма героина, почти три тонны.

Итак, сегодня основной героиновый транзит через Казахстану идет в Россию. Аналитики ФСКН выделяют следующие направления (каналы) трафика: озинковское (Саратовская область), оренбургское, орское (Оренбургская область), карталинское, троицкое (Челябинская область), курганское, исилькульское (Омская область), карасукское (Новосибирская область), рубцовское (Алтайский край). Выделяют на основании проведенных задержаний (за 11 месяцев 2009 года перехвачено в пограничных Тюменской области 209,7 килограммов героина, в Самарской - 147 килограммов, в Оренбургской - 142,6, в Челябинской - 116,7). Существенная доля изъятого приходится на казахстанский транзит.

Нужно отметить, что в последние годы произошли существенные изменения в тактике наркокурьеров. Конечно, транспортировка с помощью большегрузных автомашин (особенно в сезон, когда с юга в Россию везут зелень) и железнодорожным транспортом (особенно печально знаменит поезд Алма-Ата - Москва) продолжает использоваться. Но освоен и новый способ, без участия водителей-дальнобойщиков и проводников вагонов.

Все семь тысяч километров границы между двумя странами, значительная часть которой проходит в голой степи, качественно перекрыть невозможно. Наркоторговцы часто используют «короткий» транзит, всего лишь перебрасывая груз, минуя официальные пункты досмотра, по проселочным дорогам от приграничного города в Казахстане до приграничного города в России. Там героин складируется в условленных тайниках, «ямах», откуда его забирают российские оптовики. При этом нередко и оплата идет бесконтактным способом: не чемоданами кэша, как показывают в гангстерских боевиках, а подставными лицами через международные платежные системы. Теперь же, после открытия границы, и такие ухищрения могут оказаться лишними.

Кстати говоря, в последние годы отмечена устойчивая тенденция роста поставок в Россию через Казахстан не только опиатов, но и каннабиоидов (марихуаны и гашиша). Только за первое полугодие прошлого года из незаконного оборота в РК было изъято 6905 килограммов марихуаны и 358 килограмма гашиша, но это – малая часть общего наркопотока. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в приграничных российских регионах (ПФО, ЮФО, УФО, СФО) удалось усилиями всех правоохранительных органов изъять за прошлый год свыше 2,2 тонны гашиша и 16 тонн марихуаны. Часть гашиша имеет афганское происхождение, но не нужно забывать, что на территории Казахстана в Чуйской долине конопля занимают 138 тысяч га (это в 2,3 раза превышает площадь, занятую коноплей в Марокко, - стране, которая считается мировым лидером по производству гашиша). И, между прочим, задержанная на Урале буквально на днях партия в 200 килограммов марихуаны и гашиша, провоз которой обеспечивал сам начальник ГИБДД Асбеста Андрей Мальцев, также имела казахстанское происхождение. Но больше всего, естественно, силовиков беспокоят тяжелые наркотики – опиаты.

Напомним, что второе магистральное направление, по которому вывозятся из Афганистана наркотики, ведет на Запад. К России на сегодняшний момент у западных государств нет особых претензий как к стране-транзитеру. Большая часть афганского героина, которая попадает в нашу страну, тут же на месте и потребляется. Но это положение может измениться после того, как граница с южным соседом станет прозрачной. Тем более что иранский маршрут является и самым рискованным для наркодельцов – здесь героина изымают больше, чем где-либо в мире, и наказание для причастных к наркомафии самое суровое. То есть афганский транзит в Европу пойдет еще и через Казахстан и Россию. А это, в свою очередь, приведет к усилению казахстанской наркомафии.

Наркополицейские отмечают, что сегодня в России за наркотики задерживают гораздо больше граждан Таджикистана, чем казахстанцев (за 11 месяцев 2009 года 450 человек против 63 соответственно). Но казахстанцы чаще попадаются на особо крупном опте. Это не «глотатели», которые везут героин пассажирскими самолетами в проглоченных презервативах.

Так, например, задержанная в прошлом году гражданка РК Галина Шишкова была арестована с 289 граммами героина «на кармане», но при этом следователи выяснили: за семь предшествующих поимке лет она пересекала границу двух государств… 135 раз! Кроме того, при анализе статистики о гражданстве преступников нужно учитывать и то, что казахстанцы значительно чаще пользовались возможностью по упрощенной схеме получить российское гражданство, и после этого становились уже российскими преступниками… Впрочем, справедливости ради заметим, что наркопреступность интернациональна. Арестованный в том же 2009 году гражданин Азербайджана Матлаб Гасымов за четыре года пересек границу России и Казахстана 16 раз, а задержали его с почти 16 килограммами белого зелья…

Насколько эффективно Казахстан сможет закрыть свои южные границы в новых условиях? Сейчас казахстанские пограничники и таможенники бодро рапортуют о том, как они перевооружают технически пункты досмотра на юге: на переоснащение пограничных и таможенных постов ассигновано 9 миллиардов тенге (более 60 миллионов долларов). Но вопрос не только в технических возможностях (хотя сегодняшний уровень оснащенности этих казахстанских пунктов российские коллеги характеризуют как очень слабый и не отвечающий международным стандартам).

Свою роль играет еще и человеческий фактор. Красноречивое свидетельство этому - сегодня в международном розыске находится… экс-глава Комитета по борьбе с наркобизнесом МВД РК Аскар Исагалиев. Его, правда, обвиняют не в получении денег от наркомафии, а всего лишь в разворовывании средств, выделенных на строительство шести проверочных пунктов по программе «Рубеж-наркотики». Выделенные деньги бесследно растворились, а пункты оказались выстроены чуть ли не из картона… Но если начальник не чист на руку, что мешает ему взять не только государственные, но и наркоденьги?

Поэтому ясно, что открытому в конце 2009 года в Екатеринбурге в рамках ФСКН аналитическому центру по изучению среднеазиатского наркотрафика в ближайшие месяцы явно добавится работы. А наркополиции и другим правоохранительным органам – головной боли.

Николай Левин - псевдоним специалиста по Центральной Азии, эксперта «Ферганы.Ру»