Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Трава у дома. Хорошая работа для одинокой женщины с детьми

31.03.2010 16:29 msk, Максим Исаев (Самарканд)

Узбекистан
Трава у дома. Хорошая работа для одинокой женщины с детьми

В Самаркандской области Узбекистана женщины все чаще оказываются фигурантами в уголовных делах, связанных с транснациональной преступностью, например, с наркобизнесом и работорговлей.

Жительницы Самаркандской области все активнее занимаются не только распространением и реализацией наркотических средств, но и их производством. Несанкционированным посевом и выращиванием наркосодержащих культур промышляют, в основном, жительницы сельских районов. Печальное лидерство по этим показателям занимает Ургутский район, где вопрос противодействия незаконному обороту наркотиков стоит традиционно остро.

Женщины, живущие в этом районе, выращивают наркокультуры на приусадебных участках, пряча всходы конопли (каннабиса) между ростками кукурузы или помидоров. Сотрудники правоохранительных органов проводят специальные рейды по выявлению запрещенных растений и их уничтожению, однако ухоженные всходы дурманящих растений продолжают оставаться визитной карточкой Ургутского района.

Тех, кто выращивает эти урожаи, к уголовной ответственности привлекают редко. Женщины легко уходят от предъявляемых им претензий: все как одна утверждают, что семена нехороших растений на их участки случайным ветром занесло. А то что всходы ухожены и прополоты – так хозяйка думала, что это цветы! Но даже если дело доходит до суда, то вероятность того, что заботливо вырастившая коноплю женщина окажется за решеткой, крайне мала.

Избежать фактического наказания за причастность к наркобизнесу удается не только производителям наркосодержащих культур, но и тем женщинам, которых задерживают при распространении наркотиков. Им выносят обвинительные приговоры, но суд ограничивается лишь условными сроками и денежными штрафами.

Например, на одном из недавних судебных процессов, состоявшемся в Пайарыкском районе области, даму, задержанную с наркотиками, приговорили к четырем годам лишения свободы и штрафу в 101 тысячу сумов (примерно 65 долларов). Но четыре года заключения заменили на год условно.

Судьи такие решения объясняют гуманностью узбекского правосудия.

Похожие судебные решения принимаются и в отношении женщин, которые занимаются вербовкой и продажей людей в трудовое или сексуальное рабство: криминальные хроники полны описанием подобных уголовных дел. И приговоры в отношении женщин, участвующих в организации человеческого трафика, - выносятся лишь условные.

Например, в Самарканде женщины вербуют людей для работы в Объединенных Арабских Эмиратах, обещая работу официанток, уборщиц и минимальную зарплату в 500 долларов. Те, кто соглашается, в результате оказываются секс-работницами в борделях. Некоторым удается бежать, они обращаются в милицию – и вербовщиц задерживают. Однако, приговорив преступниц к четырем-шести годам лишения свободы, суд тут же заменяет приговор на условный: от года до четырех - в зависимости от тяжести совершенного преступления. В архивах самаркандского судопрозводства достаточно подобных дел. Суд мотивирует свое мягкое решение тем, что женщина, оказавшаяся на скамье подсудимых, без мужа воспитывает несовершеннолетних детей и не имеет постоянной работы.

Большинство из женщин, условно осужденных за причастность к наркобизнесу или работорговле, действительно, живут без мужей, без работы и растят двух-трех несовершеннолетних детей. Но почти гарантированный условный срок за подобные преступления означает, что наркотики или торговля людьми – лучшая работа для одиноких и безработных женщин с детьми, потому что дает хороший доход и не приносит неприятностей. В Узбекистане, во всяком случае. И криминальный бизнес, разумеется, продолжит это использовать.

Некоторые гражданки, получив условный срок, не боятся возвращаться в бизнес снова, потому что мягкий приговор для одинокой рецидивистки с маленькими детьми – тоже вещь вполне реальная. Например, 30-летняя жительница Ургутского района за причастность к выращиванию наркотических культур привлекалась к ответственности уже не один раз.

Согласно официальной статистике, приведенной в одном из последних номеров областной газеты «Зарафшон», судами Самаркандской области в 2009 году было рассмотрено, в общей сложности, около 400 уголовных дел в отношении женщин. В результате 116 человек были оштрафованы, 141 подсудимая приговорена к условным срокам, 93 направлены на исправительные работы. В отношении других уголовные дела были прекращены согласно актам амнистии. К лишению свободы были приговорены 105 женщин.

И если проанализировать криминальную хронику последних месяцев, то видно, что преступления, связанные с наркобизнесом или торговлей людьми, занимают не последние места в общем списке женских преступлений в области.

Максим Исаев (Самарканд)