Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Цыгане-люли: Музыкальный талант, секретный язык и перспективы на будущее

14.01.2010 14:43 msk, Тилав Расул-заде

Таджикистан Общество
Цыгане-люли: Музыкальный талант, секретный язык и перспективы на будущее

Фото © «Фергана.Ру»

На улицах городов и районов Таджикистана нередко можно встретить женщин-люли (люли, джуги - - варианты названий среднеазиатских цыган. В дальнейшем в статье будут использованы оба термина. – прим. ред.)) – среднеазиатских цыганок. Их легко узнать: как правило, они сидят вместе со своими детьми на тротуарах и либо просят милостыню, либо предлагают прохожим погадать.

По неофициальным данным, в настоящее время в Таджикистане проживает более шести тысяч представителей этноса люли. Они почти не пользуются льготами, пособиями, предоставляемыми государством.

- В Таджикистане нет какого-то центра или общества люли, которое могло бы объединить всех представителей этого древнейшего народа, - говорит таджикский этнограф, профессор Наим Хакимов.- В министерствах и ведомствах страны нет отдела, который бы занимался проблемами среднеазиатских цыган. В СМИ жизнь и чаяния люли часто отражаются однобоко и в негативном свете. Нет даже научно обоснованных заключений о жизни люли, которые можно было бы представить в правительство страны для дальнейшего рассмотрения. Я считаю, что необходимо разработать программы по подготовке кадров из числа представителей этой нации.

Как известно, люли ведут кочевнический образ жизни. С наступлением весны они собирают свои вещи и группами разбредаются на все четыре стороны света. При этом родители детей школьного возраста не задумываются о том, что это мешает получению ими образования. А неграмотность, в свою очередь, становится для люли серьезным препятствием на пути к хорошей работе и карьере, значительно сужает круг их занятости, который ограничивается мелким бизнесом, гаданием, знахарством и попрошайничеством.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

Абсолютное большинство джуги не имеют трудовой книжки, среди них очень мало пенсионеров. Они редко участвуют в выборах, референдумах и других подобных мероприятиях, среди них нет политиков и депутатов.

Зато есть отличные музыканты.

«Наши предки были виртуозами»

57-летний музыкант и вокалист государственного ансамбля шашмакомистов «Нури Худжанд», один из знатоков цыганского диалекта мугат, отличник культуры Таджикистана Мазбут Норкулов мечтает собрать со всей страны одаренных цыган-музыкантов и певцов, создать первый в стране цыганский народный ансамбль и назвать его «Люлиён». Он уверен, что среди люли очень много талантливых юношей и девушек, которых легко обучить пению и танцевальному мастерству.

- Многие из них умеют играть на музыкальных инструментах и замечательно танцевать, - говорит Мазбут Норкулов. - Я сам играю на дойре, рубабе, дуторе, торе, карнае (национальные музыкальные инструменты. – Прим. Ред.), и могу научить этому других членов ансамбля. Опыт преподавания у меня есть, ведь, кроме ансамбля «Нури Худжанд», я работаю концертмейстером группы «Шашмаком», действующей при детской музыкальной школе имени Глиэра в городе Чкаловске.

М.Норкулов гордится тем, что его дети и внуки любят музыку и надеется, что они станут первыми участниками будущего ансамбля. По его мнению, любовь к музыке в крови у всех джуги. И тому есть причина, если верить преданиям.

Согласно одному из них, в пятом веке царь государства сасанидов (иранская династия, правившая в 3—7 веках. – Прим. Ред.) Бахрам Гур (Бахрам V) во время одной из своих прогулок по городу стал свидетелем всенародного гуляния. Люди весело отплясывали, но – без музыки. Царь очень удивился этому и поинтересовался причиной отсутствия музыкантов. Горожане ответили, что их среди них вообще нет. Тогда Бахрам Гур написал царю Индии Шангулу письмо с просьбой прислать ему группу музыкантов. Индийский царь удовлетворил его просьбу и сразу же отправил в Иран десять тысяч певцов, музыкантов, танцовщиц. Они были разосланы во все области Ирана, а позже, в результате регулярных кочевок, добрались до Центральной Азии.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

По данным ряда историков, в XI веке Махмуд Газневи, глава государства газневидов (тюркское государство с центром в афганском городе Газни, 10-12 века. – Прим. Ред.), во время военных походов в Индию взял в плен более полумиллиона индийских солдат. Часть из них была привезена в Центральную Азию.

Другие источники сообщают, что расселение джуги по Центральной Азии происходило в XVII веке, третьи утверждают, что цыгане появились в регионе лишь в середине XIX века. Но во всех источниках джуги (люли) ассоциировались, как утверждает М.Норкулов, прежде всего с музыкой и весельем.

Согласно некоторым преданиям, первые в регионе джуги развлекали во дворцах падишахов. Когда, старея, они становились недееспособными, их выгоняли за пределы дворцов. Не умея ничего другого, кроме как петь и танцевать, джуги были вынуждены выйти на улицы и просить милостыню. И, видимо, так свыклись со своим положением, что впоследствии попрошайничество стало одним из основных источников дохода среднеазиатских цыган.

«Я хочу, чтобы джуги знали, что они тоже могут заниматься полезным делом»

По словам этнографа, профессора Наима Хакимова, среди живущих в Таджикистане джуги почти нет врачей, инженеров, ученых, государственных деятелей, хотя вопрос привлечения представителей этого этноса к мирной и созидательной деятельности встал уже сразу после Октябрьской революции. 23 июля 1925 года в Москве был создан Всероссийский союз цыган, а 1 октября 1926 года власти приняли постановление о содействии цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни. Им предполагалось выделить землю, создавались даже цыганские колхозы, впрочем, нежизнеспособные, поскольку цыгане не испытывали тяги к сельскохозяйственной деятельности. В тридцатых годах ХХ века цыгане пережили волну массовых репрессий. Аполитичных кочевников стали арестовывать, обвинив в таких преступлениях, как контрреволюция, шантаж, вредительство.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

В середине 1950-х годов джуги стали получать паспорта и впервые ощутили себя равноправными гражданами страны.

- В наших паспортах в графе «национальность» написано «джуги», и я горжусь, что являюсь представителем этого древнейшего этноса, - говорит Мазбут Норкулов. - Пожалуй, я являюсь почти единственным джуги в Согдийской области, да может быть и во всем Таджикистане, который вот уже более тридцати лет работает в государственном учреждении. Моя успешная работа в таком престижном месте, как Республиканский государственный театр музыкальной комедии имени Камоли Худжанди, - предмет гордости не только моей семьи, но и моей нации в целом. Когда в 1977 году было впервые показано мое телевизионное выступление, все люли несколько дней ликовали: «Нашего люли показывают по телевизору!», их глаза сияли, они поздравляли друг друга.

- Я думаю, что моим соплеменникам пора преодолеть психологический барьер, выражающийся в пессимистических рассуждениях типа «зачем нам учиться, ведь из джуги никогда не получится ученый, инженер, поэт, медик», - считает Мазбут Норкулов. При этом он отметил, что в последние годы в школах растет количество цыганских детей, а у представителей других национальностей меняется отношение к джуги.

- Раньше многие люди, особенно из числа европейцев, брезговали общаться с нами, - продолжает М.Норкулов. - Но я горжусь, что вот уже более двадцати лет успешно сотрудничаю с Народным артистом СССР Джурабеком Мурадовым, Народными артистами Таджикистана Джурабеком Набиевым и Урунбеком Хамдамовым, Заслуженным артистом Таджикистана Неъматджоном Дустматовым, работал с покойным Боймухамадом Ниязовым, тоже Народный артист республики… Как представитель джуги, я был в загранкомандировках в Израиле, Болгарии, пять раз был в Москве, объездил почти все страны СНГ.

Тайный язык

Джуги Центральной Азии проживают в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Фергане, Коканде, Карши, Пенджикенте, Гиссаре. В основном, они говорят на таджикском и, частично, узбекском языках. Однако у джуги есть и свой язык - диалект мугат. По словам знатока мугата М.Норкулова, он больше напоминает индийский язык и сильно отличается от таджикского разговорного языка. Наш собеседник сетует, что новое поколение джуги постепенно забывает язык предков.

Между тем, по мнению профессора Наима Хакимова, мугат не является отдельным языком, это «секретный» язык джуги, в котором используются отдельные термины и жаргонизмы из таджикской разговорной речи. Цель использования «секретного» языка - скрыть смысл своих высказываний и намерений от чужаков.

- Таких специфичных языков, как мугатский диалект, история знает немало, - поясняет Наим Хакимов. – Например, язык евреев Герата, созданный на основе персидского языка. В Герате евреи, занимавшиеся торговлей, иногда, в целях соблюдения конфиденциальности информации при ведении своего бизнеса, помимо иранских слов употребляли и древнееврейскую лексику, не знакомую окружающим. Данному языку они научили и некоторых представителей местного населения. Свой особый язык имеют и мясники Центральной Азии.

По словам Хакимова, в настоящее время в Гиссарском районе Таджикистана проживают цыгане, которые называют себя «парья», «чистони» и «каввол». Параллельно с таджикским языком в своей речи они используют и свои тайные языки, на которых говорят в присутствии посторонних.

Этнограф С.Климчинский также сообщает о том, что в Самарканде торговцы лошадьми и воры используют некий специфический язык, который существенно отличается от таджикского языка.

Чем больше жен, тем лучше?

По словам М.Норкулова, с каждым годом растет число джуги, совершивших хадж (паломничество) в Саудовскую Аравию. Все джуги считают себя мусульманами суннитского толка. Однако до последнего времени между ними и представителями других национальностей, в частности, с таджиками, практически не было зафиксировано совместных браков. Но, по словам М.Норкулова, теперь ситуация изменилась и количество смешанных цыганско-таджикских браков стало расти.

Обряды бракосочетания у таджиков и джуги почти не различаются, чего не скажешь о похоронных обрядах. Когда в середине 1950-х годов представителям джуги местные органы государственной власти Таджикистана выделили земельные участки для возведения домов, местное население насторожилось: где и как джуги будут хоронить своих умерших сородичей? Ведь среди них ходили слухи, что цыгане хоронят своих родных на своих приусадебных земельных участках. Тогда глава цыган, обитавших на участке Зархок поселка Исфисор Бободжонгафуровского района, - Асрор-джуги - собрал всех своих соплеменников и посоветовал им продемонстрировать местному населению ритуал погребения умерших людей. По его настоянию тело покойника сначала выносили на рынок, а оттуда - на общее кладбище мусульман. Такой акт повторяли до тех пор, пока лидеры местного населения не запретили им таким образом демонстрировать похоронный ритуал.
Среди джуги распространено многоженство. Мужчины женятся, как и все граждане Таджикистана, не ранее, чем достигнут 17 лет, а вот девушек часто выдают замуж в 13-15 лет, заключая брак по мусульманскому обычаю. Нередко они становятся второй или даже третьей женой.

- Чем больше в семье жен и детей, тем лучше, - считает 67-летний Каримбай, промышляющий мелкой торговлей на рынке Сомон города Чкаловска. Он исходит из того, что дети-джуги с малых лет начинают зарабатывать деньги и каждый вечер они вносят свою долю в общую копилку, где, в результате, скапливаются немалые суммы.

Поэтому до недавнего времени, пока президент Эмомали Рахмон не ввел ограничения на проведение торжественных мероприятий в стране, свадьбы у джуги были помпезными и весьма затратными. На свои торжества они могли пригласить больше тысячи гостей, которые съезжались не только со всех концов республики, но и из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана, России. На свадьбах у люли зачастую поют самые знаменитые и дорогостоящие артисты из стран Центральной Азии, в том числе и такие мэтры, как Шерали Джураев и Юлдуз Усманова.

- А я вот уже более тридцати лет живу со своей женой, воспитываю пятерых детей, и никогда не собирался заводить вторую семью, - смеется Мазбут Норкулов. - У всех моих детей есть свои семьи, и они тоже не мечтают о том, чтобы иметь несколько жен или стать чьей-то очередной женой. У нас другие устремления. Я вместе с ними мечтаю вырастить своих внуков образованными людьми, дать им возможность учиться в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

Вчера мы случайно встретились с Мазбутом Махмудовичем. Он спешил в банк.

- Члены нашей семьи решили не оставаться в стороне от покупки акций Рогунской гидроэлектростанции, - сообщил М.Норкулов. - Ведь чтобы другие уважали нас, мы должны уважать себя. Поэтому мы должны активно подключиться к решению задач, которые стоят перед нашей родной страной.

P.S. Когда статья была уже готова, мне позвонил Мазбут Норкулов и с большим волнением и радостью сообщил, что впервые представитель люли Таджикистана - молодой боксер Носир Остонов - одержал победу на одном из чемпионатов республики.

Тилав Расул-заде