Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Цыгане стали орудием милиции против правозащитников

21.03.2008 19:04 msk, Олег Байрамов

Политика Узбекистан
Узбекистан: Цыгане стали орудием милиции против правозащитников

Власти Узбекистана принимают на вооружение новую оригинальную технологию борьбы с участниками протестных пикетов – азиатских цыган-люли. Этот метод опробовался уже два раза, однако его эффективность все еще остается под вопросом ввиду полнейшей недисциплинированности и необязательности последних.

Первое испытание ноу-хау в виде «лиц цыганской национальности» состоялось на прошлой неделе, когда ташкентские правозащитники вместе с примкнувшими к ним джизакскими и самаркандскими фермерами пытались провести пикет возле здания Генеральной прокуратуры Узбекистана. В этот момент на выстроившихся с плакатами недовольных налетела группа цыганских женщин, подростков и детей. Они разорвали в клочья плакаты, а самих пикетчиков огрели увесистыми предметами, спрятанными в сумках, да так, что двум из них потребовалась медицинская помощь. По странному стечению обстоятельств никого из милиционеров в это время поблизости не оказалось.

- Идет толпа цыган, вот как они обычно ходят, ко всем пристают – «дай», «дай», – рассказывает Ахтам Шаймарданов, активист «Правозащитного альянса Узбекистана». – И вдруг набрасываются на нас, рвут плакаты, дерутся, дети в карманы лезут. Менты, которые нас обычно окружают, попрятались. Некоторые убежали даже в шестой роддом – потом мы пошли туда звонить и увидели, что некоторые из них там прячутся. Драться с этими люли мы не стали, а просто разошлись – мы видим, что они хотят конфликта.

Фото пикета в Ташкенте
Фото пикета в Ташкенте

В следующий раз цыгане были задействованы 20 марта во время очередной попытки пикетирования здания Генеральной прокуратуры. Надо сказать, что уведомление о готовящемся пикете с просьбой обеспечить безопасность его участников правозащитники занесли в хокимият города Ташкента еще 18 марта. Никакого запрета на его проведение не было. Однако в назначенный день участники готовящейся акции обнаружили, что на месте их уже поджидает знакомая группа цыган. Тем не менее, в 11 часов они все же развернули свои плакаты.

- Мы хотели добиться от Генпрокуратуры ответа на наше заявление о нарушениях во время президентских выборов, - поясняет Ахтам Шаймарданов. - Помимо того, что была нарушена 90-я статья конституции (о том, что президент не может избираться на третий срок), не было никакой экспертизы поданных за него голосов. Мы считаем, что никакого подсчета голосов не было вообще. По конституции Генпрокуратура обязана осуществлять надзор за соблюдением законов. Поэтому мы хотели получить ответ на наше требование возбудить уголовные дела в отношении членов ЦИК за нарушение конституции, нарушение закона «О выборах» и проведение незаконных выборов. Еще мы призывали выполнить требования конституции и освободить политических заключенных.

Однако пикет так и не состоялся, поскольку на его участников опять накинулись разъяренные цыгане – те же женщины и подростки. Правда, в этот раз некоторые из них были вооружены посолиднее - палками с гвоздями и железными прутьями, которыми они стали избивать участников пикета. Во время этого столкновения кто-то из цыган вытащил из сумки 75-летней пенсионерки Раисы Кузьминых десять тысяч сумов. Примечательно, что сотрудники милиции снова куда-то испарились (в шестой роддом?).

Под напором превосходящих сил противника правозащитникам пришлось ретироваться. Кому-то из них пришла в голову мысль обратиться за помощью к дежурным милиционерам, охраняющим здание Генпрокуратуры, с просьбой вызвать милицию и унять разбушевавшихся цыган. Те охотно откликнулись, и вскоре помощь прибыла – пятнадцать-двадцать сотрудников Мирзо-Улугбекского РУВД столицы на автобусе «Отойул».

Те самые цыгане на месте пикета
Те самые цыгане на месте пикета

Активисты «Правозащитного альянса» снова выстроились перед Генпрокуратурой со своими плакатами. Однако цыгане опять вернулись и, размахивая палками с гвоздями и железками, в который раз набросились на участников акции – прямо на глазах у прибывших милиционеров. Последние их почему-то не трогали.

- Мы кричим: «Почему вы их не задерживаете?» Менты отвечают: «Мы не можем их задержать, потому что у них нет паспорта, прописки и места жительства». Получается, что они избранная раса, не подчиняющаяся законам Узбекистана. Мы вынуждены были отойти, - вспоминает Ахтам Шаймарданов.

Разогнав пикетчиков, цыгане с чувством выполненного долга удалились. Как выяснилось, преждевременно. Закаленные в подобных стычках правозащитники в очередной раз собрались перед зданием Генпрокуратуры. Многие вытащили из сумок и карманов заранее подготовленные запасные плакаты.

Вид стоящих с «провокационными» лозунгами граждан заставил выйти из здания Генпрокуратуры какого-то большого начальника (который не представился), отсиживавшегося там во время производимых цыганами беспорядков. Он стал кричать на пикетчиков, вопрошая, почему из-за них поднялся такой шум. «Это не из-за нас, это из-за цыган», - ответили они. Но их ответ совершенно не интересовал представителя Генпрокуратуры. Обильно употребляя нецензурную брань, он громко потребовал от милиции убрать протестующих.

«Забирайте их», - скомандовал начальник отдела по борьбе с терроризмом Мирзо-Улугбекского района Ильяс Мустафаев, и всех стали грубо хватать, заламывать им руки и силой заталкивать в автобус. По словам правозащитников, Мустафаев принял в этом самое горячее участие и лично вырвал клок волос у Виктории Баженовой, когда за волосы тащил ее к автобусу. Впоследствии у большинства задержанных были зафиксированы травмы, вывихи и гематомы.

Захваченных «нарушителей» общественного порядка доставили в Мирзо-Улугбекское РУВД, где продержали около пяти часов. Всего были задержаны десять человек.

- Какой-то майор неожиданно начал на нас орать: «Мы спокойно хотим жить, уезжайте в свою Россию!», - вспоминают правозащитники. Представиться он, однако, не захотел.

Задержанные рассказали, что некоторые из присутствующих в РУВД милиционеров, особенно переодетые в гражданскую одежду сотрудники отдела по борьбе с терроризмом, относились к ним с нескрываемой ненавистью. «Нам надоело за вами бегать, мне нужно ловить бандитов, а вы нас отвлекаете, я должен за вами бегать», - злобно заявил им один из таких сотрудников (обычно сопровождающий все акции протеста). И добавил: «Я готов пятьдесят человек расстрелять, если это нужно для спокойствия Узбекистана».

- Они полностью зомбированы, убеждены, что мы враги. Вот как их готовят, натаскивают. И если им скажут убивать, то они пойдут убивать, - делится впечатлениями один из правозащитников. – Такой вот у них патриотизм…

Некоторые из милиционеров поинтересовались, естественно, не называя себя, почему активисты «Правозащитного альянса» не выступают в защиту их коллег, которые в Андижане отказались стрелять в демонстрантов и получили за это большие сроки. Правозащитники пообещали этим заняться.

Поскольку некоторым из задержанных (а среди них были и пожилые люди) стало плохо, то в РУВД пришлось вызывать «скорую помощь». Врач Хуршид Умаров зафиксировал различные травмы, вывихи, однако долго не хотел фиксировать гематомы, уверяя, что они сами рассосутся (потом все же зафиксировал наиболее серьезные).

После этого с каждым из задержанных провел индивидуальную беседу заместитель начальника отдела профилактики правонарушений Мирзо-Улугбекского района Данияр Файзиев. Он заставил всех подписать официальное предостережение о недопустимости правонарушений, предусмотренных статьями 41, 180, 183, 194, 195, 198, 200 прим., 201, 203 Кодекса об административной ответственности Узбекистана. Напоследок Файзиев заявил, что милиция имеет право задержать любую группу людей больше двух человек, поскольку собрание больше двух человек - это уже незаконная группа.

- Значит, впредь будем по двое пикетировать, - резюмирует Ахтам Шаймарданов. - Мы будем, конечно, продолжать наши пикеты, но стоять теперь будем или по одному или по двое – остальные будут наблюдателями. Мы все равно будем добиваться от прокуратуры оценки избирательной компании. А ответа они не дают, потому что не могут признаться в неправомерности этой избирательной кампании, в том, что выборы прошли незаконно.

От себя добавим, что если в дальнейшем способность цыган-люли разгонять правозащитников и прочих недовольных будет успешно апробирована, то цыганский табор можно будет вполне официально зачислить в штат МВД, регулярно выплачивая ему зарплату, производя пенсионные отчисления и так далее.